ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Бабенко М.А. 1
1Филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г.Кропоткине
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российское общество переживает сильный кризис, который проявляется в таких сферах жизни общества как, политика, экономика, идеология. Сегодня Россия стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития.

Переход к рыночным отношениям в современной отечественной экономике диктует необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной среды, наполнению потребительского рынка услугами и товарам, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Считается что малый бизнес – это совокупность микро и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью. В принятом в 2007 году Госдумой федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» говорится, что микро предприятием признается компания, численность сотрудников которой не более 15 человек. Малым предприятием – признается компания, в штате которой от 16 до 100 сотрудников. Организация, в которая насчитывает штат от 101 до 250 человек, относится уже к представителям среднего бизнеса. Отсюда следует, что малый бизнес составляют компании занимающиеся предпринимательством, со штатом сотрудников до 100 человек. Это может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.[1]

Как отмечается в исследованиях, к основным принципам идеологии малого бизнеса можно отнести:

  1. Малый бизнес является неотъемлемой чертой жизни современного общества.

  2. Не малый бизнес, а государство нуждается в поддержке предпринимателей.

  3. Малый бизнес - не малый, а равноправный партнер в бизнесе.

  4. Если между властью и населением нет малого бизнеса, то это может привести к социальным конфликтам.

  5. Большой бизнес получает прибыль от роста масштабов производства, малый бизнес получает прибыль за счет роста эффективности.

  6. Малый бизнес - не панацея от безработицы, а гарантия социально политической стабильности в обществе.

  7. В условиях глобализации малый бизнес более эффективно использует глобальные технологии.[1]

Мониторинг процессов развития малого предпринимательства в последние годы подводит к двум основным выводам.

1) Изменение макроэкономических условий почти не повлияло на структуру малого предпринимательства. Малый бизнес как начал развиваться на торговом «поле», так и продолжает развиваться в основном на нем, оставаясь наиболее высокодоходным видом бизнеса. Производящий малый бизнес находится в невыгодном положении. Появились признаки замедления поступательного процесса в секторе малой экономики.

2) Успешное развитие малого предпринимательства невозможно без целенаправленной государственной поддержки, связанной с формированием благоприятной предпринимательской среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.

Развиваясь под воздействием общей макроэкономической политики, малые предприятия объективно требуют специальных мер государственной поддержки и стимулирования. Ведь именно малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономических и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами. Однако сегодня предпринимательство усиленно тормозится неадекватной налоговой политикой, преступностью и отсутствием личной безопасности, отсутствием защиты частной собственности со стороны государства.

Между тем, устойчивый экономический рост требует создания соответствующих макроэкономических условий, включающих снижение процентных ставок, формирование механизмов кредитования производственной деятельности, устранение ценовых диспропорций, а также решение проблем реинтеграции экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства, многократного повышения инвестиционной и инновационной активности. Эти меры, в свою очередь, предполагают наличие соответствующих инвестиционной, структурной, промышленной, научно-технической, ценовой и других составляющих экономической политики государства. Без их решительной активизации не удастся устранить основные угрозы экономическому развитию страны.[2]

Основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли – 41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью – 18%, промышленное производство – 10%, строительство – 6%.

Остальные отрасли не превышают 2%. Можно сделать вывод, что в настоящее время в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.

Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10% относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство.[3]

В настоящее время малый и средний бизнес в России все еще находится в отдаленных условиях от рыночных отношений, присущим европейским и западным странам. Поддержка МСБ еще слабо осуществляется в регионах России. Также можно отметить слабость и несовершенство законодательной базы, которая далеко не везде претворяется в жизнь. Несвоевременно и в недостаточном объеме также осуществляется материально-техническое обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса. Покупка высоких технологий требует значительных материальных затрат.

В качестве мер и рекомендаций по улучшению и развитию предприятий малого и среднего бизнеса, можно отметить следующее. В первую очередь, необходимо продолжать искоренять коррупцию и бороться с бюрократией. Они и по сей день остаются серьезными проблемами абсолютно любого, в том числе малого и среднего бизнеса [4]

Аналитики полагают, что программы по развитию малого бизнеса необходимо модернизировать и дальше, чтобы была возможность снижения «теневого» оборота, а всем игрокам на рынке посоветовали бы соблюдать «культуру бизнеса».

Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что возникает острая необходимость серьезного пересмотра политики финансирования и инвестирования в бизнес малого и среднего сегментов для возможности эффективного развития этих участников рынка.[5]

Тем не менее, можно сделать вывод, что, несмотря на серьезность вышеперечисленных проблем, малый и средний бизнес в России имеет дельнейшие перспективы для серьезного развития. Главное – это создание благоприятных условий для его развития и улучшение существующих.

Список использованных источников

1. http://biz.mbdon.ru/book/ 3F.html – Основы предпринимательства.

2. http://www.m-economy.ru/art.php - Евроазиатский международный научно-аналитический журнал. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике. Крутик А. Б.

3. http://www.creativeconomy.ru – Креативная экономика. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России. Кетько Н.В.

4. http://www.creativeconomy.ru – Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России. Калинин А.В.

5. http://archive.urbc.ru – Малый и средний бизнес: актуальные проблемы развития

Просмотров работы: 7102