На различные модификации боевой машины десанта, в частности на БМД-2, устанавливаются танковые свинцовые стартерные аккумуляторные батареи типа 12СТ-85 в различном исполнении.
Батарея 12СТ-85Р, представленная в соответствии с рисунком 1, а, является батарей с ячеечными крышками и межаккумуляторными перемычками над крышками.
а б
а – аккумуляторная батарея 12СТ-85Р; б – аккумуляторная батарея 12СТС-85АС
1 – защитная коробка; 2 – крышка батареи; 3 – полюсные выводы; 4 – четырехкамерный бак; 5 – межаккумуляторное соединение; 6 – пробка; 7 – ручка; 8 – корпус
Рисунок 1 – Танковые аккумуляторные батареи 12СТ-85Р и 12СТС-85АС
Аккумуляторная батарея 12СТС-85АС, представленная в соответствии с рисунком 1, б, выполнена в пластмассовом корпусе с общей крышкой и межаккумуляторными перемычками под крышкой согласно рисунку 2.
1 – мостик баретки; 2 – перегородка моноблока; 3 – борн баретки
Рисунок 2 – Внутренняя межэлементная перемычка под крышкой
батареи через отверстие в перегородке моноблока
Батарея с общей крышкой 12СТС-85АС в соответствии с таблицей 1 имеет лучшие удельные характеристики, а также при эксплуатации требует меньшего объема технического обслуживания по сравнению с батареей с отдельными ячеечными крышками 12СТ-85Р [2].
Во время эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей могут возникать неисправности.
Т а б л и ц а 1 – Общие характеристики танковых аккумуляторных батарей
типа 12СТ-85
Тип и исполнение батарей |
Номинальное напряже-ние, В |
Емкость, СН, А∙ч |
Габаритные размеры, мм |
Масса, кг |
Количество электролита, л |
||||||
20-часовой режим разряда |
10-часовой режим разряда |
длина |
ширина |
высота |
без электр-та |
с электр-том |
в батарее |
в одном аккумуля-торе |
|||
12СТ-85Р |
24 |
85 |
80 |
585 |
239 |
240 |
62,0 |
72,0 |
10,0 |
0,83 |
|
12СТС-85АС1 |
24 |
85 |
85 |
552 |
243 |
238 |
50,0 |
64,4 |
11,2 |
0,93 |
В зависимости от характера неисправности и объема работ по ее устранению, ремонт аккумуляторных батарей подразделяется на следующие виды:
– без разборки батарей (при устранении: сульфатации, повышенного саморазряда за счет утечки тока по поверхности аккумуляторных батарей, отставания отдельных аккумуляторов, трещин в заливочной мастике);
– с частичной разборкой батарей (при устранении: дефектов выводных зажимов, дефектов крышек, отслаивания заливочной мастики);
– с полной разборкой отдельных аккумуляторов (при устранении внутренних дефектов в аккумуляторах: коротких замыканий, разрушения и обрыва пластин, разрушения сепараторов и стенок ячеек моноблоков, повышенного саморазряда из-за загрязнения электролита) [1].
Возможна полная разборка только батарей, выполненных в моноблоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками над крышками. Батареи в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой для устранения неисправностей полной разборке не подлежат.
Но в особых условиях ремонт с полной разборкой батарей с общей крышкой и с заменой отдельных аккумуляторов (при устранении внутренних дефектов в аккумуляторах) возможен на оборудованиимастерской заряда и ремонта аккумуляторов МЗА [3] на шасси КамАЗ-43114 из состава взвода специальных работ отдельного ремонтно-восстановительного батальона десантного соединения.
Перед разборкой аккумуляторную батарею необходимо разрядить током 10-часового режима до напряжения 10,2 В. Слить электролит и отсоединить (высверлить) полюсные выводы. Для снятия межэлементных соединений и выводных зажимов используется коловорот с набором трубчатых сверл из комплекта инструмента мастерской МЗА. Коловорот (таким же укомплектовываются в аккумуляторной зарядной станции пост ремонта аккумуляторных батарей [4]) представлен в соответствии с рисунком 3. Также для этого могут быть использованы дрель или сверлильный станок.
Рисунок 3 – Коловорот с набором трубчатых сверл для высверливания отверстий в перемычках аккумуляторных батарей
Затем с помощью ножовочного полотна с мелким зубом (для работы с металлом) аккуратно отделить общую крышку от моноблока. Неисправный аккумулятор (или аккумуляторы), используя инструменты и приспособления мастерской МЗА (они такие же, как представлены в подразделе 10.10. руководства [1]), заменить исправным аккумулятором предварительно разобранной батареи ремонтного фонда.
Просверлить с помощью дрели сверлом диаметром (1-1,5) мм отверстия в общей крышке в точках, находящихся напротив углов моноблока и мест соединения внутренних перегородок моноблока с его внешними стенками. Предварительно стыковочные плоскости крышки и моноблока обезжирить и нанести на них эпоксидную клеевую композицию, имеющуюся в комплекте мастерской. Затем с помощью обычных саморезных винтов привернуть к моноблоку общую крышку. Саморезы ввертывать в углы моноблока и в места соединения внутренних перегородок моноблока с его внешними стенками согласно рисунку 4 (на рисунке эти места отмечены точками серого цвета).
Если нет эпоксидной клеевой композиции, то место соединение крышки и моноблока, с целью уменьшить или исключить утечку электролита, обмотать скотчем или каким-либо другим материалом. Приварить к борнам крайних аккумуляторов приспособлением для сварки свинцовых деталей с помощью угольного электрода старые или вновь отлитые полюсные выводы (рисунки 5, 6).
Рисунок 4 – Точки соединения саморезами крышки и моноблока
(в углах моноблока и в места соединения его перегородок со стенками)
при сборке аккумуляторных батарей с общей крышками
Рисунок 5 – Литейная форма для отливки полюсных выводов
с отверстиями под болт
1 – присадочный свинцовый пруток; 2 – держатель прутка (зажим Румянцева); 3 – угольный электрод; 4 – держатель электрода; 5 – соединительные провода; 6 – штепсельный разъем
Рисунок 6 – Приспособление для сварки свинцовых деталей
с помощью угольного электрода
Собранную таким образом батарею заполнить свежим электролитом плотностью 1,12 г/см3 и провести ей полный нормальный заряд, как батареям, находящимся в эксплуатации. По окончании заряда плотность электролита в аккумуляторах довести до нормы, соответствующей климатической зоне эксплуатации машины.