В БТР-80 установлены две генераторные установки, работающие параллельно на одну нагрузку. Каждая генераторная установка состоит из генератора Г290В с его приводом (рисунок 1) и реле-регулятора РР390-Б1.
1, 2 – генераторы; 3 – ремни генераторов
Рисунок 1 – Установка генератора
Генератор Г290В, представленный в соответствии с рисунком 2, является генератором переменного тока со встроенным выпрямителем, имеет номинальную мощность 3,4 кВт, номинальный ток нагрузки – 120 А, номинальное напряжение – 28 В, передаточное число ременного привода – 2,36, сопротивление обмотки возбуждения – 7 Ом.
Генератор Г290В с принудительным (независимым) возбуждением.
а б
а – генератор Г 290В; б – его устройство
1 - щетка; 2 - щеткодержатель; 3 - вал ротора; 4 - шарикоподшипник; 5 - экран; 6 - крышка со стороны контактных колец; 7 - стяжной болт; 8 - обмотка возбуждения; 9 - крышка со стороны привода; 10 - вентилятор; 11 – шкив; 12 – диод; 13 - схема генератора; 14 - полюсный наконечник; 15 - втулка; 16 - обмотка статора; 17 - контактное кольцо
Рисунок 2 – Генератор Г 290В
Включение генераторных установок в работу производится выключателями: ГЕНЕРАТОРЫ ЛЕВ., ПРАВ. на щитке приборов механика-водителя (рисунок 3).
Принцип работы генератора переменного тока с принудительным (независимым) возбуждением следующий. Напряжение бортовой сети (в момент электростартерного пуска и при частоте вращения ротора генератора меньше 900 мин-1 напряжение аккумуляторных батарей) при работе двигателя подается через щетки и кольца в обмотку возбуждения, установленную на роторе, которая, вращаясь, создает переменное магнитное поле. При вращении ротора магнитное поле пересекает проводники обмотки статора и индуцирует в ней трехфазную ЭДС, которая поступает на выпрямительный блок, преобразуется в постоянное выходное напряжение генератора. Но при изменении частоты вращения двигателя машины и количества подключаемых потребителей (нагрузки), напряжение генератора колеблется по своей величине в очень широком диапазоне, что нарушает нормальную работу электрооборудования. Поэтому для получения напряжения генератора с требуемыми показателями качества генераторы работают с реле-регуляторами.
Рисунок 3 – Выключатели «ПРАВ. ГЕНЕРАТОР» и «ЛЕВ. ГЕНЕРАТОР»
Если на БТР нет аккумуляторных батарей или они сильно разряжены, то после пуска двигателя бронетранспортера с буксира его генераторы не возбудятся. Поэтому при работающем двигателе машины они не будут давать напряжение в бортовую сеть.
При неисправности аккумуляторных батарей допускается временная работа двигателя при снятых батареях. Но в этом случае пуск двигателя производить от внешнего источника питания, предварительно приняв меры по исключению замыкания наконечника плюсовой шины на корпус машины. Но в особых условиях при неисправных батареях иногда приходится осуществлять пуск дизеля бронетранспортера с буксира (путем его буксирования другой машиной). При таком способе пуска двигатель внутреннего сгорания БТР-80 легко выходит на рабочий режим, но генераторы в силу их конструкции не возбуждаются. Поэтому не работает все электрооборудование боевой машины.
Чтобы возбудить генераторы необходимо действовать в такой последовательности:
– выключить все потребители электрической энергии на машине;
– осуществить пуск дизеля с буксира;
– после пуска дизеля бронетранспортера с буксира на слух установить обороты коленчатого вала дизеля порядка 3000 мин-1 (обороты роторов генераторов при этом будут 7100 мин-1);
– установить на ровной площадке бронетранспортер и другую машину, например автомобиль Камаз, на соответствующем расстоянии так чтобы аккумуляторные батареи машин находились напротив друг друга (рисунок 4);
1 – автомобиль КАМАЗ; 2 – бронетранспортер БТР-80; 3, 4 – военнослужащие; 5 – аккумуляторные батареи
Рисунок 4 – Способ принудительного возбуждения генераторов
бронетранспортера БТР-80 в особых условиях
– открыть люк ниши аккумуляторных батарей бронетранспортера, включить вручную выключатель батарей (рисунок 5, а). При этом необходимо следить, чтобы положительная шина не касалась корпуса бронетранспортера;
– включить на щитке приборов БТР-80 Выключатели «ПРАВ. ГЕНЕРАТОР» и «ЛЕВ. ГЕНЕРАТОР» (рисунок 3);
а б
а – установка выключателя батарей и предохранителя плавкого в нише аккумуляторных батарей; б – установка выключателя батарей на перегородке отделения силовой установки
Рисунок 5 – Расположение выключателя батарей и предохранителя плавкого в нише аккумуляторных батарей
– снять крышку контейнера аккумуляторных батарей автомобиля КамАЗ и включить выключатель аккумуляторных батарей;
– с помощью лома из шанцевого инструмента ЗИП БТР-80 надежно соединить корпус бронетранспортера и раму автомобиля. Лом (или любой другой металлический проводник с сечением не меньше 1 мм2) должен быть соединен с поверхностью, очищенной от краски;
– любым другим проводом с сечением не меньше 1 мм2 надежно соединить положительные выводы аккумуляторных батарей машин;
– проверить работу генераторных установок по вольтметру вольтамперметра (напряжение бортовой сети должно быть от 26 до 28 В);
– после этого подключить потребители электроэнергии, при этом поддерживать обороты коленчатого вала дизеля порядка (1500 – 2000) мин-1 для устойчивой работы генераторов под нагрузкой.
Литература, использованная авторами:
1 Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.