ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Киселева Е.А. 1
1Филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г.Кропоткине
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на то, что индустрии туризма уделяется все большее внимание как со стороны правительства на федеральном и региональном уровнях, так и со стороны бизнеса, потенциальных инвесторов и все большего количества россиян, показатели внутреннего туризма России относительно низкие.

По данным ВЦИОМ за период с 2007 по 2013 гг. более половины населения страны, а именно 52–58% россиян во время своего отпуска оставались дома и никуда не выезжали.

Слабую активность населения в сфере организованного внутреннего туризма подтверждает и структура продаж турагентства в Москве: 85% - заграничные туры и 15% - российские. Причиной тому служат существующие проблемы в данной отрасли в отношении средств размещения, транспортной сфере, кадров и маркетинговой составляющей, а также государственного регулирования.Развитие туризма в Российской Федерации является одной из наиболее распространенных тем научных статей и трудов, посвященных индустрии туризма в России [1].

Несмотря на это, считаем необходимым подвести итог и обозначить основные проблемы развития внутреннего туризма Российской Федерации, отметив существующие тенденции и пути их решения.

1. Проблема средств размещения. В данном разделе следует указать отсутствие достаточного количества средств размещения особенно ориентированных на массового туриста, а также высокую стоимость действующих средств размещения. Особенно остро нехватка 3-х звездочных гостиниц ощущается в Москве и Московской области, где гостиницы заполнены в среднем на 70–80% [2].

2. Транспортная проблема. Высокие цены на авиаперелёты внутри страны. В данном сегменте рынка отсутствуют предложения чартерных рейсов. Российский рынок практически закрыт для иностранных перевозчиков, что мешает развитию конкуренции и, следовательно, не дает возможности естественному регулированию цен. По этой причине многие российские туристы предпочитают путешествиям в другой уголок России европейское направление или приобретение полного турпакета, включающего перелет на чартере, в такие страны как Египет или Тунис [3].

3. Проблема отсутствия комплексного сбора и анализа статистической информации в индустрии внутреннего туризма России. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» классификация является формой государственного регулирования туристской деятельности. В то же время в данном федеральном законе не указано является ли классификация обязательной или добровольной. В настоящее время обсуждаются поправки к вышеуказанному закону в части обязательной классификации объектов туристской индустрии [4].

4. Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма, обусловленный, в том числе, низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма. Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее. Особенно это касается строительства в крупных городах, где стоимость земельного участка под застройку довольно высокая.

5. Низкий уровень «культуры отдыха». «Культура отдыха» («культура туризма») - это качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, представителей власти, работников предприятий туристской индустрии, населения принимающих туристов регионов (субъекты туризма) [5].

6. Низкий уровень сервиса. Ситуация с качеством сервиса связана с историей развития гостиничного и туристического дела в советское время. Командный строй экономики не предусматривал заинтересованность в доходности экономических отраслей, необходимым условием было выполнение плана и обеспечение нужд государства в той или иной сфере. [6].

7. Слабое продвижение туристского продукта внутри страны. Недостаточное использование современных технологий. В настоящее время еще сохранилось восприятие россиянами отдыха внутри страны как непрестижного, во многих случаях данное мнение связано с отсутствием информации о возможностях отдыха в России, существующих предложениях на внутреннем рынке.

8. Неравномерное развитие туризма. Туризм в России имеет очаговый характер, не все регионы работают на создание комплексного туризма, предусматривающего различные варианты отдыха в регионе на срок от 2 дней и более. Туристам интересно увидеть многогранный туризм, в настоящее время особенно популярно комбинирование туров. [7].

Вместе с тем, анализируя проблемы внутреннего туризма в целом, следует указать также и проблемы участников данной сферы - туристских акторов, а именно внутренние проблемы организаций сферы туризма. Так, С. Скобкин в своей статье «Формирование конкурентного потенциала предприятий индустрии гостеприимства и туризма в Российской Федерации» («Туризм: право и экономика», 2011, № 4) называет следующие проблемы характерные для большинства гостиничных, ресторанных и туристских предприятий на российском туристском рынке, выявленные по результатам исследования, проведенного Российским экономическим университетом:

- планирование деятельности объектов туриндустрии чаще всего повторяет сценарий развития предыдущего года, в результате чего отсутствуют кардинальные действия по укреплению своего положения при возрастающей конкуренции на рынке;

- отсутствие возможности расширенного воспроизводства ресурсов предприятий приводит к обесценению их активов и падению их рыночной стоимости и ценности;

- несоответствие цены и качества предоставляемых услуг приводит к низкой конкурентоспособности предоставляемого обслуживания и потере позиций на рынке;

- неэффективное и нерациональное использование туристских ресурсов;

- низкая производительность труда вызывает недопустимо высокие издержки, отражающиеся на результатах финансово-хозяйственной деятельности, снижении рентабельности и ликвидности.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что внутренний туризм - сложное многогранное явление, развитие которого зависит от совокупности множества факторов, начиная от стабильности в мире и заканчивая самосознанием отдельного гражданина России[8].

Список использованных источников

  1. http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=13601- Летний отдых отдыхает // Официальный сайт Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения.

  2. http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=22230 - Власти Москвы подвели итоги деятельности Комитета по туризму и гостиничному хозяйству в 2013 году и определили задачи на 2014 год // Официальный сайт Правительства Москвы.

  3. http://http//www.ratanews.ru/news_15082012_18.stm?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter – Россияне стали чаще летать // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии.

  4. http://www.gks.ru/wpc/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ - Федеральная служба государственной статистики.

  5. http://www.garant.ru/action/interview/10223/- Правоприменительная практика реализации федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Интернет-интервью Писаревский Е.Л.

  6. http://www.consultant.ru/- Рассохина Т.В. Научно-педагогическое сопровождение обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций // Туризм: право и экономика.

  7. http://www.ratanews.ru/news/news_27062012_3.stm- Пермский край и Тверская область присоединились к «Великой Волге» / Ежедневная электронная газете Российского союза туриндустрии.

  8. http://arhibook.ru/21958-praktika-servisa-v-industrii-gostepriimstva-i.html- Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма.

Просмотров работы: 8704