СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Степнов Н.Ю. 1, Пухов Е.В. 1
1Воронежская Государственная Лесотехническая Академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Свинцово-кислотные аккумуляторы (свинцовые АКБ) широко используются в качестве автономных химических источников тока. За это время многократно улучшились их характеристики, повысился срок службы, существенно расширилась область их применения.

Отработанные свинцовые аккумуляторные батареи (а срок эксплуатации основных типов АКБ – до 3-х лет) экологически опасны. Причина этого заключается в токсичности содержащегося в АКБ свинца (до 60% от массы АКБ) и химической агрессивности кислотного электролита – раствора серной кислоты. Неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в РФ, особенно в густонаселенных регионах и крупных городах, заставляет обратить особое внимание на проблему утилизации миллионов единиц ежегодно выходящих из строя свинцовых АКБ. Ее масштабы таковы, что сбор и переработка этого вида техногенных отходов требует принятия срочных жестких мер, предотвращающих опасное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. В большинстве развитых стран состояние сбора и переработки отработанных свинцовых АКБ, как и другого вторичного свинец содержащего сырья, находится под контролем государственных и общественных экологических организаций. В России доля переработки свинцового аккумуляторного лома заметно уступает уровню развитых стран.

Известна линия для утилизации изделий типа кислотного аккумулятора, включающая приемник изделий для предварительного разрушения со сливом кислоты, механизм транспортировки разрушенных изделий до дробилки в виде транспортера с отделителем предметов из магнитных сталей, дробилку и установку для гидродинамической сепарации фракций утилизируемого изделия в виде моечной камеры с форсунками для подачи моечной жидкости под давлением, закрепленного на раме сита - вибротранспортера для отделения свинцовой пасты от твердых включений и перемещения последних (см. SciTecLibrary, «Завод на базе комплексной системы СХ по переработке 20000 тонн в год свинцово-кислотных аккумуляторных батарей», опубл. 17.04.2002), которая была принята в качестве прототипа для изобретения более простой и эффективной линии для утилизации изделий типа кислотного аккумулятора (патент на полезную модель № 2276622).[1]

Целью нового изобретения было создание линии для утилизации изделий типа кислотного аккумулятора, которая гарантировала бы 100%-ное разрушение изделий, была компактна, проста по конструкции, дешевле в изготовлении, надежнее в эксплуатации и давала продукцию высокого качества.

Так же написан патент на изобретение непосредственно самого гранулятора для дробления изделий типа аккумулятора (патент № 2254928).[2]

Воронежским научно-производственным предприятием “НПП-ИРИС” разработаны рабочие чертежи гранулятора модели ГРС 07. Изготовлен опытный образец, показавший на испытаниях отличные результаты.

Как утверждают авторы изобретения процесс дробления изделий типа аккумулятора в предложенном грануляторе очень производителен и экологичен. Но что же можно сказать о экологической безопасности при сборе и транспортировке аккумуляторных батарей на предприятия по их переработке.

Аккумуляторные батареи относят ко второму классу опасности. Таким образом, отработанные аккумуляторы опасны кислотным и свинцовым отравлением окружающей среды. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства, сбор отходов данного класса необходимо производить раздельно от прочих отходов в специально отведенном для этого месте оборудованным поддоном, предотвращающем пролив электролита. Данный поддон можно хранить в ремонтной зоне. В случае, когда контейнер устанавливается на прилегающей территории, площадка для хранения должна иметь навес, защищающий от дождя и твердое покрытие. Аккумуляторы нельзя подвергать механическому воздействию[3].

И так, очевидно, что понижение класса опасности груза, существенно упростит требования для транспортировки кислотных аккумуляторных батарей. Это может быть достигнуто путём внедрения определённого этапа в систему утилизации АКБ, а именно предварительная нейтрализация серной кислоты, входящей в состав электролита. Для этого необходима разработка методики, позволяющей снизить экологический вред окружающей среде и класс опасности перевозимого груза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Патент на полезную модель 2276622 РФ, МПК: B03B9/06, B02C19/00, B09B3/00, C22B7/00 . Линия для утилизации изделий типа кислотного аккумулятора [текст] / Исаков Александр Михайлович, Денисов Александр Васильевич; патентообладатели Исаков Александр Михайлович, Денисов Александр Васильевич; № 2003122067/03; заявл. 15.07.2003; опубл. 20.05.2006.

2 Патент на полезную модель 2254928 РФ, МПК: B02C19/12. Гранулятор для дробления изделий типа аккумулятора [Текст] / Исаков А.М., Денисов А.В.; патентообладатель ООО "НПП-ИРИС", Исаков Александр Михайлович, Денисов Александр Васильевич; № 2003122176/03; заявл. 15.07.2003; опубл. 27.06.2005

3 [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.ecowebservice.ru/ – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 1284