ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Рассказова А.В. 1, Седашкина Т.И. 1
1Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Впервые понятие устойчивого развития было сформулировано "Комиссией Брундтланд" в 1987 г., а затем и в концепции устойчивого развития, предложенной в 1992 г. на конференции, проходившей в Рио-де-Жанейро. Устойчивое развитие трактовалось как развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1]. В настоящее время существует множество определений устойчивого развития, и число их продолжает расти. На наш взгляд, сложность данного понятия связана с тем, что, во-первых, оно включает многочисленные аспекты развития человеческого сообщества, во-вторых, данное понятие связано с будущим, а оно, как известно, не определено и многовариантно. Все это порождает отсутствие единства мнений и несовпадение взглядов в определении данного понятия у представителей разных слоев общества.

Устойчивое и безопасное развитие социальной, экономической, экологической систем, общества, региона, страны – это проблема, которая в настоящее время широко обсуждается не только в научной общественности, в публицистических изданиях, но и на уровне государств и правительств.

В современных условиях устойчивое социально-экономическое развитие регионов становится актуальной задачей обеспечения безопасности национальной экономики, её стабилизации и способности к постоянному обновлению и совершенствованию [3]. Необходимо иметь в виду, что система устойчива, если устойчивы все ее подсистемы. Другими словами, устойчивость региона предполагает устойчивость всех его отраслей, предприятий и территориальных образований. Такая устойчивость определяется обеспечением непрерывного поддержания стабильности или экономического роста при минимальных затратах, экономической и социальной безопасности, способствующих более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения региона.

Устойчивое развитие региона характеризуется набором показателей или индикаторов. Индикаторы являются инструментом для измерения и обсуждения важных проблем развития. Они дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную или отрицательную сторону.

Насколько велика степень устойчивости региона, можно определить лишь в сравнении с другими регионами. Для примера рассмотрим регионы Приволжского федерального округа и рейтинг, который среди них занимает Республика Мордовия.

При выборе показателей мы будем опираться на Основные положения стратегии устойчивого развития России. Где сказано, что чем сложнее система, тем сложнее найти для нее репрезентативный набор показателей, во-первых, в силу сложности связей, во-вторых, в силу того, что показатели зависят от географических, политических, климатических и др. условий [2]. Поэтому выбор показателей для оценки устойчивости социально-экономического развития должен осуществляться, во-первых, с учетом особенностей выбранного региона как объекта статистического наблюдения; во-вторых, исходя из задач, которые ставит практика управления данным регионом.

Исходя из этого, для определения степени устойчивости Республики Мордовия в сравнении с регионами Приволжского федерального округа, на основе разработок и исследований ученых в области устойчивого регионального развития, мы выделили 6 основных показателей, обеспечивающих возможность получения оперативного и наглядного представления о ситуации, сложившейся в регионе:

– отношение объема госдолга к доходам бюджета субъекта РФ;

– уровень безработицы к численности экономически активного населения;

– отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг;

– миграционный прирост (убыль) на 10000 тыс. населения;

– ввод жилья на 1000 человек населения;

– число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 000 человек.

Приволжский федеральный округ представлен 14 субъектами.

Мы проанализировали каждый регион по данным основным показателям социально-экономического развития на 2013 год.

Итак, первый, рассмотренный нами показатель – объем госдолга к доходам бюджета региона. Наименьшая сумма государственного долга зафиксирована в Пермском крае – 552,6 млн. рублей, что по отношению к доходам бюджета региона составляет 0,7 %. На втором месте по значению данного показателя идет Республика Башкортостан, объем госдолга к доходам бюджета в этом регионе к 2013 году составил 15,3 %. Тройку лидеров в данном списке замыкает Оренбургская область, где исследуемый показатель составил 28,9 %. Наибольшее значение показателя объема госдолга к доходам бюджета наблюдается в Республике Мордовия – 167,1 %, регион задолжал государству 22 549.5 млн. рублей.

Следующий анализируемый нами показатель – уровень безработицы к экономически активному населению региона. Самые низкие значения данного показателя равны 0,46 % и 0,49 % – в Нижегородской и Ульяновской области соответственно. Самый высокий уровень безработицы к экономически активному населению составил 1,37 % – в Пермском крае. В Республике Мордовия данный показатель равен 0,82 %.

Среди регионов ПФО лидерами по отношению денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в регионе за 2013 стали: Республика Татарстан (428,4 %), Республика Башкортостан (381,7 %) и Нижегородская область (349,37 %). К регионам, отстающим по данному показателю, относятся: Республика Марий Эл (239,2 %) и Республика Мордовия (229,4 %).

Положительные показатели миграции наблюдаются в Республике Татарстан, где миграционный прирост составил 4804 человек, в Нижегородской и Самарской областях, где данный показатель составил 3426 и 2857 человек соответственно, а так же в Пермском крае (388 человек) и Саратовской области (941 человек). В остальных регионах наблюдается миграционная убыль. Наибольшее количество человек покинуло Оренбургскую область – 6425 и Кировскую – 3266. В Республике Мордовия миграционная убыль составила 1825 человек.

По данным показателя «ввод жилья на 1000 человек населения» лидирует Кировская область – 189,4 %, на втором месте Пермский край – 166,1 % и замыкает тройку лидеров Республика Татарстан – 156,8 %. Регионами-аутсайдерами по данному показателю стали Чувашская Республика (38,6 %), Нижегородская область (63,7 %) и Республика Мордовия (75,2 %).

Самый низкий показатель числа зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения наблюдается в Республике Мордовия – 1018. На втором месте находится Пензенская область, где данный показатель составил 1223 человек. Наибольшее число преступлений среди субъектов ПФО зарегистрировано в Пермском крае – 2784, следует отметить, что среди субъектов Российской Федерации этот регион занял 2 место по числу преступлений. Не далеко от Пермского края по количеству зарегистрированных преступлений находится Нижегородская область – 2431 и Удмуртская Республика – 2148.

На основе проанализированных показателей социально-экономического развития мы составили рейтинг Республики Мордовия среди регионов Приволжского федерального округа.

Рейтинг составлен на основе бальной оценки, чем меньше бальная оценка, тем более стабильной считается ситуация в регионе, и наоборот, чем больше бальная оценка, тем более неблагоприятной. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Значение показателей за 2013 год

Наименование региона

Место, занимаемое регионом по основным показателям

отношение объема госдолга к доходам бюджета субъекта РФ

уровень безработицы к экономически активному населению

отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг

миграционный прирост, (убыль) на 10000 тыс. населения

ввод жилья на 1000 человек населения

число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. человек

Республика Башкортостан

2

11

2

2

6

9

Республика Марий Эл

12

5

13

7

7

10

Республика Мордовия

14

6

14

9

12

1

Республика Татарстан

11

7

1

1

3

6

Удмуртская Республика

9

9

9

19

4

12

Чувашская Республика

5

3

11

12

14

4

Пермский край

1

14

4

6

2

14

Кировская область

8

13

10

13

1

7

Нижегородская область

7

1

3

3

13

13

Оренбургская область

3

12

7

14

9

8

Пензенская область

10

10

6

8

5

2

Самарская область

4

4

5

4

11

11

Саратовская область

13

8

12

5

8

5

Ульяновская область

6

2

8

11

10

3

Проанализировав основные показатели социально-экономического развития регионов ПФО, можно сказать, что на сегодняшний день Республика Мордовия обладает невысокой устойчивостью. Как видно из таблицы, республика занимает последние места по таким показателям, как отношение объема госдолга к доходам бюджета региона и отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Стоит отметить, что, несмотря на то, что по многим показателям Мордовия занимает последние места, в республике наблюдается наименьшее число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек, а так же в общероссийском рейтинге Республика Мордовия является абсолютным лидером по показателю «Безопасность проживания».

Конечно, определение степени устойчивости региона на основе ранжирования не является оптимальным, оно дает лишь общее преставление о рассматриваемом субъекте.

В целом, устойчивость социально-экономического развития региона зависит от:

– способности региона удовлетворять потребности населения за счет собственного производства, а так же возможности обеспечивать стабильное положительное торговое сальдо вывоза и ввоза продукции региона, включая и внешнеэкономические связи;

– степени обеспеченности региона экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами, позволяющими проводить самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение устойчивости социально- экономического развития региона;

– уровня самоокупаемости региона, достигаемого через получение доходов от хозяйственной деятельности территориальных структур с целью получения максимальной прибыли;

– уровня самофинансирования экономики региона, достигаемого через проведение эффективной бюджетной, налоговой, финансово-кредитной, ценовой политики, развитие рынка ценных бумаг, увеличение объема экспортной продукции.

Таким образом, проведенный в данной статье анализ основных показателей позволил нам сформулировать основные проблемы устойчивости социально-экономического развития Республики Мордовия:

– долговая нагрузка, предельный дефицит финансов в реальном секторе экономики региона;

– низкий уровень жизни населения, высокая дифференциация заработной платы работников различных видов экономической деятельности;

– неблагоприятная миграционная ситуация, сложившаяся в регионе;

– отсутствие эффективной системы государственного регулирования устойчивости социально-экономического развития региона;

– отсутствие четко разработанной системы индикаторов для определения социально-экономической устойчивости региона.

Для решения вышеперечисленных проблем потребуется создание и разработка эффективных форм и методов управления устойчивостью социально-экономического развития региона.

Основными приоритетами экономической политики Республики Мордовия по обеспечению устойчивости социально-экономического развития должны стать:

– разработка государственных мер поддержки развития производства, способствующего повышению устойчивости региона;

– формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего обеспечивать приток зарубежных инвестиций;

– активная социальная политика, направленная на снижение имущественной дифференциации населения региона;

– повышение инвестиционной направленности экономического роста, реализация проектов в высокотехнологичных сферах экономики, образование новых производств на территории республики, что приведет к созданию рабочих мест;

– улучшение качества и уровня жизни населения в регионе (повышение уровня оплаты труда, трансформация системы социального обеспечения, адресность социальной поддержки);

– формирование системы управления устойчивостью социально-экономического развития региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

  1. Доклад всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.un.org/rissian/wced.

  2. Основные положения стратегии устойчивого развития России/ Под ред. А. М. Шелехова. М., 2002. – 161 с.

  3. Устойчивое развитие региона как основа безопасности национальной экономики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F339120024/8

 

Просмотров работы: 4510