Что хотел сказать этим великий композитор? – Музыка не должна оставлять человека равнодушным. Её главное назначение – пробуждать душевные силы, облагораживать человека. Не случайно говорят: хороша та музыка, которая делает человека лучше, и добавляют: прекрасное пробуждает добро. Об этом свидетельствует вся история искусства, жизнь его лучших представителей – музыкантов, поэтов, художников. Но чтобы испытать облагораживающее воздействие музыки, постигнуть заключенную в ней красоту, нужно научиться так её воспринимать, чтобы она раскрыла перед нами всё свое величие и духовную силу.
Чем же объяснить столь широкое распространение музыки? Прежде всего, её огромным воздействием на людей, на их состояние. Это и влечет человека к музыке. Она может поднять настроение или навеять грусть, пробудить, энергию или заставить задуматься, помечтать. Однаков одном случае мы говорим, что музыка звучит, а в другом –она исполняется. Вдумайтесь, ведь эти понятия далеко не всегда совпадают. Когда музыкант или музыканты исполняют музыку – играют, поют – мы не только её слышим, но и видим само исполнение.
В своём исследованиимы предлагаемрассмотреть такую разновидность музыкального жанра как видеоклип.
Необходимо отметить, что музыкальны клип – это аудиовизуальная продукция, включающая в себя вокальную или инструментальную партию в сопровождении ярких, динамичных, изображений. Видеоклип может содержать визуально-сюжетную линию событийной истории песни, сценарий которой подготавливается режиссером – «клипмейкером». Хороший видеоклип – это не изощренные декорации и спецэффекты, как это было в 80-х годах прошлого столетия, а режиссерские и исполнительские находки, маленькая история, не просто мелькающая перед глазами в течение трех минут, но и воздействующая на чувства зрителя. С полным основанием можно утверждать, что никакое другое явление современной культуры не воплощает ее основные черты с такой исчерпывающей полнотой, как это делает клип.
По сути дела, музыкальный видеоклип – это тот же мини-фильм со своими законами драматургии, режиссуры и монтажа. Мир видеоклипа полностью оказывается во власти режиссера, предметы лишаются статичности и включаются в разнообразные цепочки сравнений. Основным свойством видеоклипа является наличие в нем визуальной рифмы. Это понятие включает в себя любые возникающие на протяжении клипа повторы, которые можно условно назвать «типами рифм»: одинаковые движения камеры, параллельные движения объектов, цветовые соответствия и контрасты, полностью повторяющиеся визуальные фрагменты и так далее.
Вслед за Л.С. Большаковой мы рассматриваем музыкальный видеоклип как тип поликодового текста, так как он включает знаки естественного языка во взаимодействии со знаками иной природы[1, с.8].Вербальная сторона видеоклипа представлена устной песенной речью действующих лиц, а также письменно зафиксированными источниками: скрипт песенного текста, а в некоторых случаях субтитры. Визуальный компонент представлен видеорядом. Добавление визуального кода к традиционно содержащимся в песне вербальному и мелодическому отражает попытку полностью завладеть вниманием реципиента.
В качестве объекта исследования мы обратились к англоязычным музыкальным видеоклипам. Интерес для работы представляет выявление тематического содержания клипов и анализ смысловой нагрузки каждого из их компонентов.
Проанализировав более 70 аутентичных англоязычных музыкальных видеоклипов, мы пришли к выводу, что наиболее часто выраженными оказываются темы социального характера и тема любви. Дело в том, что современная англоязычная песня формировалась в 1960-х годах, известных своими контркультурными тенденциями, что является одной из причин столь характерного для текстов негативизма и пессимизма, а также духа протеста. Именно в 1960-е годы тексты англоязычного песенного дискурса стали глубже и серьёзнее, в них появились темы социального характера: одиночество, протест против войны и засилья техники, индивидуальное самосовершенствование, конфликт поколений и так далее [2, c.7]. Знание истоков современной англоязычной песни облегчает понимание тематических особенностей текстов современных песен. А тема любви, как счастливой, так и неразделенной, всегда была и остается актуальной.
В ходе исследования нами было выявлено, что тематическое содержание англоязычных клипов в большинстве случаев зависит от направления музыки. Так, тема любви характерна для поп-музыки, в то время как темы социального характера чаще встречаются у рок-исполнителей. Действительно, поп-музыка содержит типичные мотивы лирики, которые способствуют передаче таких тем, как одиночество, разлука, ностальгия.
Например, скрипт клипа «Stars» группы «SimplyRed» ярко отражает тему несчастной любви. Девушка жестоко обидела возлюбленного, причинила ему душевную боль, оставив его:
«You'll never know how much you hurt me,
So many words are left unspoken,
The silent voices are driving me crazy
As for all the pain you caused me
Making up could never be your intention.
You'll never know how much you hurt me».
Герой пытается вернуть ее, умоляет подождать минутку, надеется, что любимая изменит свое отношение к нему.
Следующий пример из текста песни повествует о желании героя вновь оказаться в объятиях любимой:
«Wait a minute can't you see that
I wanna fall from the stars
Straightintoyourarms».
Интересно, что в видеоряде клипа также представлена тема любви. Однако авторы изображают сюжет, описанный в скрипте, в противоположном ракурсе. В визуальном компоненте мы наблюдаем, как девушка парит в облаках и падает к любимому в объятия. Радостные лица героев свидетельствуют об их счастливой любви. Возможно, авторы клипа пытались передать подобным образом мечты и желания главного героя.
В визуальном компоненте клипа МэрайиКэри «AllIWantforChristmasisYou» мы наблюдаем яркую историю, которая точно передает любовный сюжет текста песни. Девушка мечтает о встрече с любимым в рождественскую ночь. Она понимает, что ее желания неосуществимы, но, тем не менее, надеется на чудо. Героиня не складывает подарки под рождественскую елку: «Idon'tcareaboutthepresentsunderneaththeChristmastree», не собирается вешать чулок для подарков на камин: «Idon'tneedtohangmystockingthereuponthefireplace», не будет посылать письмо Санта Клаусу на Северный полюс: «Iwon'tmakealistandsendittotheNorthPoleforSaintNick», она не услышит цокот копыт северных оленей: «Iwon'tevenstayawaketohearthosemagicreindeerclick»; даже Санта Клаус не сделает ее счастливой: «SantaClauswon'tmakemehappy». Она собирается провести рождественскую ночь под ветвями омелы в ожидании любимого: «I'mjustgonnakeeponwaiting underneaththemistletoe».Англичане часто используют омелу в качестве украшения дома в канун Рождества. Существует поверье, что это растение приносит счастье. Возможно, именно поэтому героиня не теряет надежду увидеть на пороге любимого.
Видеоряд клипа насыщен образами, передающими символику Рождества. В визуальном компоненте крупным планом изображена рождественская елка, украшенная разноцветными огнями. Здесь также можно увидеть камин, с которого свисают носки для подарков. Северные олени везут Санта Клауса, который раздает рождественские подарки. Все вокруг покрыто снегом, детвора играет в снежки, веселится. На фоне этой праздничной атмосферы изображена главная героиня с грустным выражением лица. Таким образом, с помощью контрастного по тематике визуального компонента авторы еще раз подчеркивают отсутствие желания страдающей от безответной любви девушки веселиться и радоваться наступающему празднику.
Тему борьбы за любовь наглядно демонстрирует клип певицы Шакиры «Whenever Wherever». Возлюбленный находится очень далеко, но расстояние не является преградой для счастья героини, и поэтому она готова на безумные поступки. Так, строки из скрипта повествуют нам о том, что девушка забралась бы даже на Анды только для того, чтобы в деталях рассмотреть любимого:
«I would climb the Andes solely
Tocountthefreckles
Onyourbody».
Героиня верит, что они все равно когда-нибудь будут вместе. Место и время не имеют для нее значения. Припев песни в полной мере демонстрирует оптимистический настрой влюбленной девушки:
Whenever, wherever
We'll learn to
Be together.
I'll be there and
You'll be near
And that's the
Deal my dear».
Авторы видеоряда показывают нам героиню на фоне грязи и болота, что свидетельствует о стремлении девушки пройти через все препятствия по пути к счастью.
Итак, из примеров видно, что любовная тематика характерна в основном для исполнителей поп-музыки. Следует оговориться, что музыкальные видеоклипы с любовными сюжетами преобладают в нашем материале и составляют в нем около 70 %.
Рассмотрим тематику клипов исполнителей современной рок-музыки. Необходимо отметить, что рок-музыка обладает более жесткой ритмикой. Вероятно, поэтому она в большей мере отражает конфликт того, чего хотелось бы автору, с тем, что он наблюдает в действительности.
Так, тема несовершенства бытия и конфликта молодежи с существующим укладом общества прослеживается в клипе «The Kidsaren't Alright» группы «TheOffspring». В тексте песни автор рассказывает нам историю молодых людей, живших по соседству. Мыузнаем, чтосудьбыкаждогоизнихсломаны:
«The kids are grown up but their lives are worn.
How can one little street swallow so many lives».
Герои мало чего добились в жизни. У всех были шансы реализовать свои возможности, но они, увы, их упустили:
«Jamie had a chance, well she really did.
Instead she dropped out and had a couple of kids.
Mark still lives at home 'cause he's got no job.
Just plays guitar and smokes a lot of pot.
Jaycommittedsuicide».
В изобразительном ряде данного клипа образ разочарованного молодого человека совмещен с образом разбившегося стекла, котороесимволизирует крах мечты, желаний, потерю надежды, а грустное выражение лица героя – его угнетенное душевное состояние.
Примером наличия в структуре видеоклипа связно рассказанной истории является клип «BackforGood» группы «TakeThat», скрипт которого повествует нам о ностальгии и воспоминаниях героя, мечтающего вернуть то хорошее прошлое, что у него было когда-то с любимой:
«Whatever I said, whatever I did,
I didn't mean it,
I just want you back for good.
Whenever I'm wrong just tell me».
Интересно, что состояние ностальгии в видеоряде навевает мелкий моросящий дождь. Созданные в визуальном компоненте образы тесно переплетаются с тестом песни, что позволяет точнее понять основную мысль видеоклипа.
Смыслскрипта клипа «OvertheHillsandFarAway» группы «Nightwish» четко выражен в видеоряде. Тема вынужденной разлуки прослеживается в образе удаляющейся от берега лодки, на которой увозят молодого человека. Девушка остается на берегу одна и не может смириться с потерей любимого. Его, как оказывается, обвинили в разбое и приговорили к тюремному заключению.
«You stand accused of robbery»,
he heard the bailiff say.
He knew without an alibi,
tomorrow's light would mourn his freedom».
Тему лишения свободы подтверждает образ голубя, вылетающего из рук героя. Итак, рассказанная история не просто передает смысл, но и впечатляет зрителя яркими образами.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что большая часть англоязычных видеоклипов ориентирована на выражение смысла песни. Нами выявлено, что смысл текста песни иногда совпадает с сюжетной линией видеоряда, что в конечном итоге способствует усилению воздействия целостного образа на зрителя. С другой стороны, часто встречаются видеоклипы, в которых не наблюдается тематически емкого сюжета в составе изобразительного компонента. Данные клипы представленыв основном танцевальными роликами, которые предлагают нам тесное визуальное общение с исполнителем.Как правило, режиссер лепит свое творение «из того, что было», поэтому умение интересно и многообразно задействовать в видео истории исполнителей оказывается одним из критериев качества работы. Кроме того, чтобы его признали удачным, видеоряд должен производить впечатление на зрителей: запоминаться, нравиться, соответствовать ожиданиям.
Проведя небольшое анкетирование среди студентов нашего вуза, мы выявили, что наибольший интерес для современной молодежи представляют клипы с динамичной сюжетной линией в визуальном компоненте, нежели бессюжетные клипы-танцы. Действительно, включение в изобразительный ряд одной или нескольких коротких историй приковывает внимание. Дополнение песни визуальным компонентом, содержащим тематически емкий сюжет, усиливает эмоционально-экспрессивное воздействие на зрителя. А назначение музыки, как мы помним, заключается именно в этом: не оставлять никого равнодушным.
Завершить работу хотелось бы словами из песни Тамары Гвердцители и Сергея Рогожина: «Музыка меня не оставляй, не казни меня своим молчанием, призраком исполненных желаний в трудную минуту утешай.Музыка, душа моей души, приюти мои мечты и грёзы, и мои невидимые слёзы в горькую минуту осуши…»
Список литературы:
1. Большакова, Л.С. Метафора в англоязычном поликодовом тексте: автореф. дисс. … канд. филол. наук / Большакова Л.С. ─ Самара, 2008. ─ 23 с.
2. Плотницкий, Ю.Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса [Текст]: автореф. дисс. … канд. филол. наук / Ю.Е. Плотницкий. ─ Самара, 2005. ─ 21 с.