АЗЕРБАЙДЖАН В ФОКУСЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ВАШИНГТОНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АЗЕРБАЙДЖАН В ФОКУСЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ВАШИНГТОНА

Насибова А.С. 1
1Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На рубеже XX – XXI вв. Южный Кавказ стал ареной геополитической борьбы ведущих западных держав, Ирана, Турции, а в последнее время и Китая. Причина их заметной активизации заключается в том, что после распада СССР некогда «закрытый» регион стал доступен для политических и экономических отношений. И пока новые государства Южного Кавказа (Азербайджан, Армения и Грузия) проходили процесс самоидентификации, мировые и региональные державы присматривались к природным богатствам региона [2].

Регион богат нефтью и газом, а также другими полезными ископаемыми (железные, медные и хромовые руды, глауберова соль, хлориды, фосфориты, асбест) и биологическими ресурсами. Кроме того, он характеризуется особым географическим положением, находясь на стыке Европы и Азии, и является важнейшим транспортно-коммуникационным узлом между Западом и Востоком [3].

На сегодняшний день наибольший интерес к Южному Кавказу проявляют США, что обусловлено, в первую очередь, наличием больших запасов нефти и газа в бассейне Каспийского моря. Министерство энергетики США дало следующую оценку этим ресурсам: нефть – от 17 до 33 млрд. баррелей, потенциальные запасы – 230 млрд. баррелей; газ – разведано 232 трлн. куб. футов, потенциально – 350 трлн. куб. футов. В этой связи можно вспомнить высказывание бывшего госсекретаря США Д. Бейкера о том, что «в XXI в. каспийская нефть может иметь такое же значение для индустриального мира, какое сегодня имеет нефть Персидского залива» [3].

Со второй половины 1990-х гг. США начинают разработку целенаправленной политики в отношении Южного Кавказа, хотя первые попытки сближения были предприняты еще раньше. Так, в 1994 г. между 12 крупными нефтедобывающими компаниями, представляющими восемь стран мира, был подписан крупномасштабный международный контракт о совместной разработке трех нефтяных месторождений – «Азери», «Чыраг», «Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря. Также в 1994 г. была создана программа «Партнерство во имя мира» (Partnership for Peace), нацеленная на военное сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации [4].

Главные цели политики Вашингтона на Южном Кавказе были впервые озвучены в 1997 г., когда конгресс США объявил Каспийский регионом зоной своих жизненно важных интересов. Позже администрация Б. Клинтона выделила Кавказ в отдельное направление внешней политики: открыт специальный отдел по региону, создана рабочая группа в составе Совета национальной безопасности США, учрежден пост советника по вопросам энергетики Каспийского региона [2].

После терактов 11 сентября 2001 г. политика США в отношении Южного Кавказа заметно активизируется. США начинают рассматривать данный регион не только как экономически привлекательную зону, но и как один из центров распространения международного терроризма. В связи с этим появляется необходимость политического сотрудничества со странами Южного Кавказа [4], в том числе с Азербайджаном, который представляет большой интерес для США ввиду следующих причин.

Азербайджан – самая большая по площади (86,6 тыс. кв. км.) и населению (9,5 млн. чел.), самая богатая (ВВП – 99 млрд. долларов) страна Южного Кавказа. Она обладает большими запасами углеводородов [4]. Доказанные запасы нефти составляют 7 млрд. баррелей, поэтому нефть и жидкие нефтепродукты занимают главную экспортную отрасль (31,9 млн. т в год). При этом одним из основных покупателей азербайджанской нефти являются США (9 %, или 2,9 млн. т). Американские нефтяные компании участвуют в разработке одного из крупнейших нефтегазовых месторождений Азери-Чираг-Гюнешли [5]. Запасы газа составляют 1,3 трлн. куб. м, из них на экспорт поставлено 6,45 млрд. куб. м. В обшей сложности на территории Азербайджана открыто более 70 месторождений нефти и газа: 43 из них в континентальной части страны, а 28 – на шельфе Каспийского моря [5].

Опираясь на вышеприведенные цифры, можно утверждать, что в экономическом плане Азербайджан – наиболее выгодное для сотрудничества государство Южного Кавказа. Необходимо учитывать, что США стремятся обеспечить безопасный доступ не только к ресурсам Азербайджана, но также к маршрутам их транспортировки в обход Ирана и России. Доказательством может послужить активное участие в таких энергетических проектах, как Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум, Nabucco, AGRI и Транскаспийский трубопровод, которые с самого начала были направлены в обход России для уменьшения энергетической зависимости стран-импортеров и стран-транзитеров [5].

Таким образом, Вашингтон стремится вывести закавказские государства из-под контроля Тегерана и Москвы, чтобы ослабить своих стратегических соперников, а также получить беспрепятственный доступ к природным ресурсам каспийского бассейна. Другими словами, укрепляя отношения с Азербайджаном, США смогут вытеснить из региона своих главных геополитических противников – Россию и Иран, став единственной мировой державой, которая будет контролировать ресурсы Южного Кавказа, а затем и Центральной Азии [1].

Как уже отмечалось, стратегическая значимость Южного Кавказа возросла для США после терактов 11 сентября, когда глобальная антитеррористическая кампания стала важным полем выстраивания отношений с другими государствами. Азербайджан, как страна с преимущественно мусульманским населением (99,2 % мусульмане, из них 85 % шииты, 15 % сунниты) не могла не оказаться в поле зрения Вашингтона [3].

Географическое положение Азербайджана является благоприятной почвой для международного терроризма: страна находится в «очаге» его распространения. С одной стороны, это неустойчивый Северный Кавказ, с другой – недружественный сосед в лице Ирана, откуда могут проникать террористы со всего Ближнего Востока, а также соседство с Турецкой Республикой и близость Центральной Азии.

Таким образом, Азербайджан как единственная мусульманская страна на Южном Кавказе попадает под глобальную антитеррористическую компанию Вашингтона. Поэтому установление геополитического контроля над Баку важно для США с точки зрения обеспечения национальных интересов.

Баку имеет для Вашингтона значение и в контексте деятельности Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force, ISAF) в Афганистане. В настоящее время там несут службу 94 азербайджанца. Кроме того, Азербайджан является основной территорией для перелетов и дозаправок, а также для сухопутных маршрутов американских и коалиционных войск, направляющихся в Афганистан. Более одной трети всего вооружения, топлива, обмундирования и продуктов питания, используемых войсками США в Афганистане, проходит транзитом по суше и морю через порт Баку. В настоящее время 40 % всех поставок миссии ISAF осуществляются через Азербайджан, его воздушное пространство [1].

Азербайджан представляет большой интерес для США и в контексте иранской проблемы. Азербайджан и Иран – граничащие друг с другом страны, отношения которых можно охарактеризовать как недружественные. Поддержка Армении Ираном, спонсирование оппозиционных шиитских сил в Азербайджане, этническая проблема с азербайджанцами в Тебризе [3] и многое другое являются причинами натянутых отношений между странами.

США, пользуясь недружественными отношениями двух стран, пытаются создать для себя военный плацдарм на территории Азербайджана. С этой целью США и Израиль активно сотрудничают с Баку в военной области. Закупка Азербайджаном всевозможных видов оружия у этих стран достигла колоссального размера. Согласно «Глобальному индексу милитаризации – 2012», составляемому с 1990 г. Боннским международным институтом конверсии, Азербайджан в списке из 149 государств занимает 8-е место, с расходами на вооруженные силы в 5,7 % ВВП (для сравнения: США тратят 4,7 %, а Россия – 3,02 %). Динамика расходов на военные цели весьма впечатляющая: с 2004 по 2012 гг. военный бюджет страны вырос со 170 млн. до 3,2 млрд. долларов [6].

При таких обстоятельствах у аналитиков возникает ряд вопросов. Например, с кем собирается воевать Азербайджан? Неужели столь колоссальные расходы нужны для решения единственной внешнеполитической проблемы Азербайджана – Нагорно-карабахского конфликта. Сопоставление количества вооружений Азербайджана и масштабности возможной войны в Карабахе заставляют сомневаться в этом. Тем не менее, по официальной версии Баку, такие шаги предпринимаются в целях надежной защиты страны [6].

Делая вывод из вышесказанного, можно отметить следующее. Азербайджан как ключевое звено на Южном Кавказе представляет большой стратегический интерес для США. Время покажет, в каком русле будут развиваться азербайджано-американские отношения, но на сегодняшний день двусторонние связи можно охарактеризовать как достаточно стабильные и имеющие перспективное будущее.

Литература

  1. Армения, Азербайджан и Грузия: Политические события и последствия для интересов США: доклад Исследовательской службы конгресса США // Кавказская политика. – 01.04.2013. – Режим доступа: http://kavpolit.com/armeniya-azerbajdzhan-i-gruziya-politicheskie-sobytiya-i-posledstviya-dlya-interesov-ssha-chast-ii/

  2. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. – М.: Международные отношения, 2003. – 463 с.

  3. Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. – М.: Международные отношения, 2003. – 280 с.

  4. Самедов С. Кавказ во внешней политике США // Обозреватель-Observer. – 2007. – № 8. – С. 68 – 78.

  5. Топливно-энергетический комплекс Азербайджана: состояния и перспективы сотрудничества с РФ // Российское энергетическое агентство. – 06.11.2011. – Режим доступа: http://rosenergo.gov.ru/upload/0001.pdf

  6. Эминов С.В. С кем собирается воевать Азербайджан? // Военное обозрение. – 18.01.2013. – Режим доступа: http://topwar.ru/23115-s-kem-sobiraetsya-voevat-azerbaydzhan.html

Просмотров работы: 1544