СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «ВСЕ ПО 48») - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «ВСЕ ПО 48»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных рыночных условиях торговля оказывает активное влияние на развитие экономики и рыночных процессов, содействует удовлетворению спроса населения на товары и услуги, улучшению качества жизни населения. В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производство, происходит превращение товара в денежную форму, создается экономическая основа для возобновления производства товаров и создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Вместе с тем современный этап развития рыночных отношений в нашей стране характеризуется значительным ужесточением конкуренции между организациями сферы обращения. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности.

В настоящее время важнейшим фактором успеха деятельности предприятия становится ее конкурентоспособность. Проблема конкурентоспособности актуальна, так как носит универсальный и всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В условиях нарастающего воздействия на национальные экономики научно-технической революции, интеграционных процессов, распространения конкуренции на новые области общественно полезной деятельности и приобретения ею все более острого характера, конкурентоспособность стала всемирным явлением [3, с. 15]. Поэтому проблема изучения и повышения конкурентоспособности торгового предприятия является актуальной в современных условиях.

Конкурентоспособность торгового предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры товаров, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость.

При прочих равных условиях важнейшую роль приобретает маркетинговая составляющая конкурентоспособности торгового предприятия. Маркетинг ориентирован на выявление наиболее значимых потребностей клиентов, учет изменений потребительских предпочтений, оценку перспективности сегментов рынка, разработку и претворение действенных стратегий по повышению конкурентоспособности.

В основе формирования конкурентоспособности торгового предприятия лежит система его конкурентных преимуществ. Специалисты в области менеджмента и маркетинга по-разному трактуют понятие «конкурентные преимущества». В нашем понимании это отличительные качества субъекта или их сочетание, позволяющие одерживать победу над другими субъектами определенной системы в условиях взаимодействия во времени. Условия внутренней среды предприятия торговли регулируются через систему управления предприятием и включает в себя следующие ключевые факторы успеха:

  • местоположение, логистика и технологии;

  • ассортимент и товарная политика;

  • ценовая политика;

  • мерчендайзинг;

  • управление персоналом;

  • управление финансовыми потоками;

  • инвестирование в масштаб деятельности (торговая площадь, количество торговых точек и достигнутый товарооборот);

  • управление информационными потоками.

Особыми представителями предприятий розничной торговли являются магазины единой цены. Родоначальником концепции магазинов с единой ценой считается Фрэнк Вулворт или, как его называли, «пятицентовый король», который прославился также изобретением и внедрением ценников. Концепция магазина «всё по одной цене» получила широкое распространение в Америке и Западной Европе. Ведущие операторы: Dollar tree (США), 99 cent onlly (США), Dollarama (Канада), Daiso (Япония), Poundland (Англия), Euroshop (Германия), В России наиболее крупным представителем этой сферы являются магазины Fix Price (Россия).

Маркетинговая стратегия магазинов основывается на нескольких основных принципах: наиболее полное изучение потребителя и рынка, определение оптимального ассортимента товара в соответствии с выбранной ценовой политикой.

Рассмотрим конкурентоспособность и возможности ее повышения на примере магазина товаров одной цены «Все по 48», который располагается по адресу: г. Нальчик, ул. Ленина, 34. Магазин был открыт весной 2013 года и практически сразу привлек внимание покупателей различной категории. В этом и состоит положительная маркетинговая особенность подобных магазинов. Товары данного предприятия пользуются устойчивым спросом. Численность персонала – 4 человека (2 юношей и 2 девушки приятной наружности).

Выбор местоположения магазина определятся следующими факторами:

- близость к покупателю. Он расположен на центральной улице г. Нальчика – проспекте Ленина. Проспект является основной транспортной артерией города.

- транспортные потоки в области торговли. Транспортное сообщение на улице Ленина насыщенно. Рядом с магазином находятся остановки общественного транспорта.

Таблица 1. Характеристика месторасположения магазина

Магазин

Ближайшие остановки транспорта

Ближайшие предприятия учреждения

Ближайшие учебные заведения

ул. Ленина, 34

Площадь Марии, Подземный переход на Толстого.

детский мир, Дом правительства, следственный комитет, гостиница Россия

4 и 5 школа

Товары данного предприятия пользуются хорошим спросом. Численность персонала – 4 человека (2 юношей и 2 девушки приятной наружности).

Список основных категорий товара представлен в Табл. 2.

Таблица 2. Основные категории товара в магазине

Категория

Товары

продукты

консервы, соки, макаронные изделия, чай, кофе

бытовая химия

шампуни, краска для волос, предметы личной гигиены, парфюмерия

канцтовары

детские игрушки, письменные принадлежности, рамки для фото

одежда

носки, колготки, майки, футболки

прочие

сувениры, посуда и др.

В ходе анализа конкурентоспособности была проведена сегментация рынка и выявлены необходимые сегменты путем проведения опроса среди покупателей магазина. Было опрошено 35 человек. По половому и возрастному признаку нет доминирующей категории: молодежь, школьники, студенты, люди пожилого возраста. домохозяйки. В основном люди от 20-60 лет. По социальному положению потребителями в основном являются люди со средними доходами и ниже среднего. В целом эконом-класс, но бывает заглядывают люди и с более высокими доходами из любопытства. Большинство покупателей приобретает что-нибудь из имеющегося ассортимента для себя, небольшой процент заходит в магазин просто «посмотреть» и определить для себя что-то новое, чтобы в будущем сделать покупку. Наибольшее количество респондентов посещают магазин в первый раз 40 %, на выходных или перед праздниками - 26 %. Постоянные клиенты составляют приблизительно третью часть (34%). Полученные данные на основании проведенного опроса представлены на рис. 1.

Рис. 1. Посещаемость магазина

Рассмотрим основные преимущества и недостатки магазина, влияющие на его конкурентоспособность.

Преимущества:

  1. Отсутствие прямых конкурентов в городе.

  2. Емкий целевой сегмент рынка (эконом-класс составляет весомую долю населения)

  3. Сильный маркетинговый ход для привлечения потребителя – единая низкая цена в сочетании с психологией «некруглых» цен.

  4. Большой ассортимент товаров разной направленности

  5. «Ненавязчивость» и вежливость продавцов.

  6. Использование психологии при поведенческом анализе действий покупателей для увеличения ими объема покупок. В магазинах с низкой ценой покупатели часто приобретают много ненужных им на самом деле товаров или увеличивают их объем, привлеченные низкой ценой.

Недостатки:

  1. Качество. Низкая цена достигается в большинстве случаев из-за низкого качества большинства товаров.

  2. Возможность появления конкурентов - «клонов»

  3. Социальный статус магазина

  4. Необходимость ускоренного обновления ассортимента товаров и его постоянного расширения.

В связи с этим были разработаны следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности данного торгового предприятия на основе совершенствования процесса продажи товаров.

Предлагаем следующие меры:

  1. Добавить в ассортимент товары - «приколы».

  2. Создать группы в соц. сетях для рекламы.

  3. Расширить объемы торговой площади для увеличения потребительского спроса и противодействия возможным конкурентам.

Перечисленные меры, по нашему мнению, позволят улучшить конкурентоспособность данного торгового предприятия.

Библиографический список:

  1. Бузукова Е. А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. – Спб.: Питер, 2007. – 176 с.

  2. Николаева Т. И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности торговых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000, №4.

  3. Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк. – М.: КНОРУС, 2013. – 120 с.

  4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 453 с.

  5. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М:. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. – 882 с.

 

 

 

Просмотров работы: 3602