СОЗДАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ИННО-ВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЗДАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ИННО-ВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Представляя важную отрасль экономики, туризм аккумулирует большие финансовые потоки и вносит существенный вклад в национальную и региональную экономику, содействуя развитию стран и регионов.

Развитие туристской индустрии оказывает стимулирующее влияние на различные секторы экономики: строительство, связь, транспорт, торговлю, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство. Это дает возможность государству решать вопросы пополнения доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов других уровней.

Большинство стран делает ставку на развитие туризма, получая от этого большое количество налоговых сборов, и развивает это направление как одно из важнейших отраслей национальной экономики. В России для этого есть все: Балтика, Азов, Черноморское побережье, уникальные горы, озера, реки, Кавказские Минеральные Воды и другие удивительные места, – все это обязано сплотить усилия и государства, и регионов, и частного бизнеса.

По оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Несмотря на то, что Россия обладает огромным культурно-историческим и природным потенциалом с помощью которого можно развивать разные виды туризма: оздоровительный, экологический, бизнес-туризм, морские круизы и т.д., на сегодняшний день в России вклад в ВВП от туризма составляет всего 1-2 % [1].

Для более быстрой и эффективной реализации проектов в области развития туризма, санаторно-курортного лечения, отдыха в России было принято постановление о создании особых экономических зон, в том числе туристско-рекреационных. Цели создания особых экономических зон обусловлены самой логикой развития такой отрасли экономики, как туризм [2].

В мировой практике известно более полутора тысяч механизмов особого экономического регулирования, но такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено мало, а для нашей страны оно и вовсе уникально и носит инновационный характер.

Сегодня для России организация туристско-рекреационных особых экономических зон стало делом государственной важности, поскольку страна быстро теряет туристическую привлекательность. Начиная с 2006 года наблюдался существенный отток приезжих туристов, и почти в три раза замедлились темпы роста туристического бизнеса, составив 26,7 %, по сравнению с 64,5 % в 2005-м, а в условиях мирового финансового кризиса размеры спада отрасли становятся катастрофическими. Потенциально доходная индустрия второе десятилетие не может освободиться от бесчисленных проблем, связанных, например, с недостатком инвестиций для строительства гостиниц всех уровней «звездности», всей современной инфраструктуры, необходимой для при-влечения иностранных туристов и возвращения туристического потока граждан, отдающих предпочтение отдыху за границей.

Для современного состояния развития туризма в России характерна, во-первых, борьба за отечественного туриста, чтобы он мог выбрать не только лучшие заграничные курорты, но и российские объекты ему смогли бы предложить условия в России не хуже. Во-вторых, идет борьба и за интуриста, который не хочет ехать в Россию, потому что ему не нравится система отелей, не устраивает организация отдыха, а также наличие соответствующей инфраструктуры (магазины, рестораны, спортивные комплексы, киноконцертные залы).

В связи с вышесказанным, развитие туризма не может быть без хорошей внешней и внутренней инфраструктуры. Турист будет ощущать себя комфортно только тогда, когда попадет в прямой контакт с живой нетронутой природой или уникальными местами. В то же время ему необходимо постоянно находиться в современной цивилизованной «упаковке» – требуется медицина, связь, все удобства, рекреационные услуги и т.п.

Все обозначенные проблемы должны стать предметом совместной работы федерального центра, регионов и государственных механизмов развития.

Учитывая важность проблемы, постановлениями Правительства РФ в России в 2007 году было образовано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа в Ставропольском и Краснодарском краях, Алтайском крае, Республике Алтай, Калининградской, Иркутской области и Республике Бурятия [3].

Выбор претендентов на создание туристско-рекреационных особых экономических зон проводился на конкурсной основе. Все названные территории обладают значимым туристическим потенциалом, и создание инфраструктуры финансируется Министерством экономического развития и торговли, администрациями субъектов РФ и частным капиталом.

В общем, цена организации и развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа – более 300 млрд. рублей. По расчетам Правительства РФ, общий объем инвестиций из федерального бюджета на создание инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон до 2016 года составит около 44,5 миллиарда рублей. Планируется привлечь частные инвестиции в объеме 271,4 миллиарда рублей. Бюджетные средства предполагается использовать на строительство объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

По прогнозам специалистов до 2026 года в этих зонах будет создано 87 тысяч новых рабочих мест, а с учетом развития придорожного сервиса число рабочих мест может увеличиться до 208 тысяч человек [4].

В ходе осуществления проектов туристско-рекреационных зон планируется повысить долю туристского сектора в экономике страны. При этом будут созданы комплексы туробъектов, отвечающие мировым стандартам.

Что же такое особая экономическая зона? Это часть территории России, на которой функционирует особый режим реализации предпринимательской деятельности. В свою очередь, туристско-рекреационная зона представляет собой вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма [5]. Отличие их от особых экономических зон другого типа заключается в следующем:

• они могут формироваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

• на момент их образования на них могут находиться земельные участки, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;

• в туристско-рекреационных зонах могут быть размещены объекты жилого фонда, инфраструктуры и иные объекты различных форм собственности, в том числе и частной;

• возможно отнесение земельных участков к землям особо охраняемых территорий.

Создание особых экономических зон на 20 лет на одном или нескольких участках территории России является большим стимулом для регионов страны. Между тем особая экономическая зона может включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования или находиться на территории нескольких муниципальных образований.

Туристско-рекреационные зоны создаются с целью повышения конкурентоспособности туристской деятельности, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации профилактики и лечения заболеваний.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц и(или) индивидуальных предпринимателей по реконструкции, строительству, использованию объектов туристской индустрии, в том числе объектов санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, отвечающих требованиям международных стандартов. Равным образом туда же можно отнести туристскую деятельность и деятельность по освоению, добыче и использованию месторождений лечебных грязей, минеральных вод и других природных ресурсов, а также деятельность по организации отдыха граждан, санаторно-курортному лечению, медицинской реабилитации, промышленному розливу минеральных вод.

Приведенное определение имеет сочетание разных направлений, ранее не укладывавшихся в туристскую сферу, но оно целиком и полностью удовлетворяет определенным практическим потребностям, сложившимся на нынешнем этапе развития экономики страны. Как видно, к туристско-рекреационной деятельности отнесена и производственная сфера по разработке месторождений минеральных вод и лечебных грязей, и санаторно-курортная сфера, строительство и эксплуатация объектов туристской индустрии. Таким образом, курорты впервые вводятся в экономический блок и признаются экономической категорией, а курорты с лечебницами и туристская индустрия становятся едиными по своей сути, превращаясь в социально-экономический сегмент национальной экономики в целом [6].

Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено на:

• стимулирование развития регионов с невысоким промышленным потенциалом;

• рост доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики;

• улучшение здоровья и условий жизни населения за счет обеспечения доступности получения гражданами РФ туристских и санаторно-курортных услуг;

• повышение занятости населения;

• увеличение туристских потоков (с 3 до 9,7 млн. туристов к 2016 году);

• развитие транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры;

• охрану окружающей среды, культурных и природных ценностей.

Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны

являются коммерческая организация, индивидуальный предприниматель зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, где расположена особая экономическая зона, и заключившие соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом. Резиденты могут осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в рамках, предусмотренных специальным соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Немаловажным является установление для резидентов 2 типов налоговых льгот: по налогам на имущество и на землю. Также снимается 30 % ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды, с возможностью применения специального коэффициента к основной норме амортизации в отношении собственных основных средств в целях ускоренной амортизации по налогу на прибыль. Может устанавливаться также пониженная налоговая ставка налога на прибыль. Рассматриваются версии, когда резидентам в данных зонах можно будет предоставить налоговые каникулы сроком на пять лет по земельному налогу и налогу на имущество. И, тем не менее, основным моментом является интегрированное управление, так называемый принцип «единого окна» в менеджменте территории особой экономической зоны [7].

Компании-резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон смогут в среднем снизить свои общие издержки на 30 %, а если учитывать участие государства в строительстве инфраструктуры, то это существенная помощь для реализации ряда проектов. Если ранее никто не собирался строить в конкретном месте отель, осознавая, что затраты на подвод электрических сетей, коммуникаций превышают все возможные и немыслимые расходы, то сейчас другое дело. Когда это сделает государство, и будут созданы все условия для помощи в административном плане, будет реализовываться принцип «одного окна», то ожидается, что объем предложений по участию бизнеса в развитии туристской инфраструктуры и туристического бизнеса в России в целом будет не малым.

Хотелось бы, чтобы процесс создания туристско-рекреационных зон шел такими же стремительными темпами, как и зон тех двух видов, которые уже созданы: промышленно-производственных и технико-внедренческих. В созданных зонах уже полным ходом идет процесс регистрации резидентов, участие конкретного бизнеса в проектах, привязанных к территориям особых экономических зон, появление новых научно-исследовательских организаций, умеющих капитализировать свои разработки, строительство новых заводов.

В связи с этим, в целях развития туристско-рекреационных особых экономических зон предстоит решить задачи по разработке концепции функционирования всех их участков:

• поддержку в привлечении инвестиций на территорию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;

• решение кадровых вопросов;

• распространение презентационной информации для привлечения инвесторов;

• оказание практической помощи резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон в установлении деловых связей,

• помощь в продвижении туристско-рекреационных особых экономических зон на российском и мировом уровнях;

• распространение информации об туристско-рекреационных особых экономических зонах, а также иной деловой информации.

Наряду с этим организационно-подготовительные работы туристско-рекреационного комплекса включают:

• мероприятия в области инфраструктурного, информационного, кадрового обеспечения;

• мероприятия по вопросам земельных и имущественных отношений;

• мероприятия по развитию социальной инфраструктуры;

• обеспечение туристов медицинскими услугами и продуктами питания;

• организация экологического и санитарно-эпидемиологического контроля,

• содействие развитию промышленных мощностей для обеспечения создающихся зон.

Создание в регионах на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в регионы и, как следствие, создание новых рабочих мест и пополнение региональных бюджетов.

Предполагается, что туристская отрасль страны сделает в своем развитии качественный рывок, а соотечественники и зарубежные гости получат возможность доступного и полноценного отдыха, лечения и оздоровления.

В целом, создание туристско-рекреационных зон будет способствовать обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, инновационному формированию индустрии гостеприимства, отдыха и путешествий.

Библиографический список:

  1. Данные Росстата, www.gks.ru.

  2. Федеральный Закон РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

  3. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67, 68, 69, 70, 71,72,73

  4. Кузнецова О. В. Об особых экономических зонах в Российской Федерации - http://www. metal.antax.ru/library/economy/ 15.12.2006

  5. Барзыкин Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации //Туризм: право и экономика. 2007. № 3 (22)

  6. Амирханов М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. Особые экономические зоны и развитие туризма. Сочи: СГУТиКД, 2006 – 153 с.

  7. www.government.gov.ru, Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г.

Просмотров работы: 1493