До появления современных газированных напитков были лимонады. Мода на них распространилась в России в конце XIX века. Готовили это замечательное прохладительное питье просто: цедру лимона растирали с сахаром, смешивали с лимонным соком, разводили горячей водой и охлаждали, а позже лимонады научились газировать в сифонах.
За последние годы ассортимент и производство безалкогольных напитков в России значительно выросли. Кроме того, большинство фирм-импортеров поставляют безалкогольные напитки с добавлением пищевых добавок, не разрешенных к употреблению отечественной промышленностью, и скрывают их в рецептуре, поэтому возникают большие проблемы
с качеством потребляемых населением безалкогольных напитков.
С заменой натуральных сиропов и настоев на пищевые красители ароматизаторы и другие заменители облегчилась фальсификация газированных напитков. В настоящее время газированные напитки и минеральная вода – одна из наиболее подделываемых групп товаров, поэтому актуальность темы данной работы очевидна: в настоящее время очень остро стоит проблема с проведением всесторонней экспертизы качества всех видов безалкогольных напитков, поступаемых на рынки России.
Целью научно-исследовательской работы является изучение товароведной характеристики и оценки качества газированных напитков.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: 1. Изучение теоретических представлений о газированных напитках;
2. Оценка органолептических показателей качества газированных напитков и их соответствие нормативным документам.
Объект исследования: - газированные напитки, реализуемые в супермаркете «Вестер-Гипер».
К газированным безалкогольным напиткам относят газированную воду с добавлением сиропов, реализуемую через сатураторную сеть, газированные напитки в бутылках и сухие газированные напитки. Основу первых двух составляет газированная питьевая вода.
Для газированных напитков характерно искусственное насыщение углекислотой до концентрации 0,3-0,6%. Помимо освежающего эффекта углекислота оказывает консервирующее действие при хранении напитков путем снижения рН напитка и бактерицидного воздействия на некоторые микроорганизмы. Освежающие и вкусовые свойства газированных напитков наиболее полно проявляются, когда они охлаждены до температуры 10-12 оС. Биологическая ценность газированных напитков может быть повышена путем витаминизации.
Газированная вода - это питьевая вода, насыщенная углекислотой, оптимальное содержание которой составляет около 0,4% массы.
Газированные напитки в бутылках - это насыщенные углекислотой водные растворы смесей сахарного сиропа, плодово-ягодных соков, экстрактов, настоев, вин, эссенций и другого основного и дополнительного сырья.
Газированные безалкогольные напитки в бутылках делят на 5 групп: на натуральном сырье, на синтетических ароматизаторах, тонизирующие, витаминизированные и для диабетиков.
Напитки, приготовленные на натуральном сырье (соках, сиропах, экстрактах, настойках), отличаются значительным содержанием сахара (10-12%, а в последнее время 5-6%). Ассортимент этих напитков достаточно широк: Вишневый, Грушевый, Гранатовый, Кизиловый, Клюквенный, Клубничный, Лимонад, Малиновый, Ситро, Крем-сода, Малинка, Рассвет, Искристый, Пряное яблоко. Основной особенностью трех последних напитков является исключение из рецептуры колера. Цвет их создается только за счет цвета сырья.
Напитки на пищевых добавках — Вишневый, Малиновый, Клюквенный, Клубничный, Яблочный, Черносмородиновый. По органолептическим показателям эти напитки должны напоминать соответствующее плодово-ягодное сырье. На этикетках бутылок этих напитков обязательно указывается вид пищевой добавки, введенной в бутылку.
Тонизирующие (бодрящие) напитки содержат тонизирующие настои и экстракты, благодаря чему эти напитки способны снимать утомление и оказывают жаждоутоляющее действие. Так, в напитке Саяны содержатся настом лимонника, левзеи. Композиция напитка Байкал включает настои эвкалипта, лавра и некоторых других растений. Напиток Степной готовят на основе настоев грецкого ореха молочно-восковой зрелости, зверобоя, тысячелистника, солодкового корня, апельсина, зубровки, стеркулии платанолистной.
Ассортимент «тоников» с каждым годом возрастает. В композицию напитков серии «Кола» (Кока-Кола, Пепси-Кола, Спартак-Кола, Кола и др.) входит настой орехов кола, богатых кофеином и теобромином, обладающих специфическими горьковато-смолистыми, близкими к мускатному тону вкусом и запахом. В формировании сенсорных свойств напитка участвуют также добавляемые в него эфирные масла цитрусовых. Сахаристость напитка — 5-6%. Темно-коричневый цвет ему придает добавленный колер. Однако в последнее время настой орехов колы туда на территории России не вводится. Кроме того, вместо сахара (сахарозы) вводят сахарозаменители. Данные напитки предусмотрены только для больных сахарным диабетом, а для остальных категорий населения категорически запрещены, поскольку нарушают работу желудочно-кишечного тракта.
Витаминизированные напитки отличаются повышенным содержанием витамина С, вносимого в виде аскорбиновой кислоты или в составе высоковитаминных экстрактов соков и настоев (лимонного, апельсинового, черносмородинового). При использовании плодово-ягодных полуфабрикатов напитки одновременно обогащаются и витамином Р. Примером таких напитков являются Красная шапочка, Яблоко, Колокольчик, Черносмородиновый, Лесной букет. Херсонский.
Напитки для диабетиков вместо сахара содержат пищевой сорбит и другие сахарозаменители. Для ароматизации применяют лимонную и апельсиновую настойки, а так же ароматизаторы. Ассортимент: Пепси лайт, Апельсиновый, Вишневый, Лимонный, Цитрусовый.
Сухие газированные напитки. Сухие нешипучие напитки представляют собой высушенную и размолотую смесь сахара-песка, экстрактов, ароматизаторов, пищевых кислот и пищевых красителей. Выпускают их в виде таблеток по 20 г или порошка. Ассортимент нешипучих сухих напитков: Черносмородиновый, Клюквенный, Яблочный, Вишневый.
Сухие шипучие напитки представляют собой смесь сахарозы, винной пищевой кислоты, ароматизатора, двууглекислого натрия, колера. Вместо сахара могут вводиться сахарозаменители, фруктоза. Поступают они в продажу в виде порошков или таблеток. Вырабатывают Инвайт, Инвайт плюс, Зуко, Грушевый, Освежающий и др.[2].
Из имеющихся в супермаркете «Вестер-Гипер» разновидностей газированных напитков нами были отобраны 4 образца для исследования.
Для проведения экспертизы качества были выбраны 4 образца газированных напитков в пластиковых бутылках по 1,5 и 1л:
Напиток сильногазированный «Соса-Соla» , производитель ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»
Напиток сильногазированный «Лимонад», производитель ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»
Напиток сильногазированный «Груша» производитель ОАО «Каббалкресурсы»
Напиток сильногазированный «Sprite» , производитель ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия
Экспертизу качества газированных напитков проводили по трем основным направлениям:
- органолептическая оценка газированных напитков;
- оценка физико-химических показателей качества;
- экспертиза маркировки и упаковки.
Сравнительные испытания проводились в соответствии с методическими рекомендациями и включали в себя оценку, органолептических показателей, таких как внешний вид, прозрачность и цвет, вкус и запах.
Внешний вид – комплексный показатель, который характеризует общее зрительное впечатление о товаре, включает ряд таких единичных показателей, как форма, состояние поверхности, однородность по размеру, качество оформления и т.д.
Прозрачность и цвет – показатель внешнего вида, характеризующий впечатление, вызванное отраженными световыми лучами видимого цвета. Для определения прозрачности и цвета стакан с напитком ставят на лист белой бумаги и просматривают его на свет и на бумагу. Отмечают цветовые оттенки: светло-красный, зеленый, желтый, голубой, и др.,а также- интенсивность окраски. При определении прозрачности устанавливают: полную прозрачность, наличие мути (опалесценции), наличие осадка (крошки от пробки, дрожжи, нерастворимые соли и др.).
Запах – показатель качества, определяемый с помощью органов обоняния. Запах является ощущением, возникающим при возбуждении рецепторов обоняния, расположенных в верхней части носовых полостей. Интенсивность запаха зависит от количества летучих веществ, выделяемых из продуктов, и их химической природы.
Вкус – важнейший показатель качества продукции, оказывающий решающее влияние на оценку ее качества. Вкус обуславливается ощущениями, возникающими при возбуждении вкусовых рецепторов, расположенных во вкусовых сосочках слизистой оболочки языка [1].
Таблица 1.
Результаты органолептической оценки
Показатели |
№1 Соса-Соla» производитель ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Россия,603032,г.Нижний Новгород, ул.Баумана,66 |
№2 «Лимонад» ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» Россия, КБР г.Нальчик, ул.Заводская, 6. |
№3 «Груша» производитель ОАО «Каббалкресурсы», Россия, КБР г.Нальчик, 8-й Промышленный проезд |
№4 «Sprite» , производитель ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», Россия, 644013, г.Омск, ул. 21-я Амурская, 46 |
Цвет, прозрачность, внешний вид |
7 Соответствует плодам, характерным для напитка, цвет с блеском |
7 Соответствует плодам, характерным для напитка, цвет с блеском |
7 Соответствует плодам, характерным для напитка, цвет с блеском |
7 Соответствует плодам, характерным для напитка, цвет с блеском |
Вкус и запах |
12 Полный, ярко выраженный, свойственный напитку |
10 Хороший вкус и армат, свойственный напитку |
10 Хороший вкус и армат, свойственный напитку |
12 Полный, ярко выраженный, свойственный напитку |
Насыщенность двуокисью углерода |
6 Обильное и продолжительное выделение пузырьков СО2,ощущение на языке легкого покалывания |
6 Обильное и продолжительное выделение пузырьков СО2,ощущение на языке легкого покалывания |
5 Обильное, но не продолжительное выделение пузырьков, слабое покалывание, пенообразование |
5 Обильное, но не продолжительное выделение пузырьков, слабое покалывание, пенообразование |
Общий балл |
25 «отлично» |
23 «отлично» |
22 «хорошо» |
24 «отлично» |
По результатам органолептической оценки все выбранные образцы газированных напитков соответствуют требованиям ГОСТ.
Из физико-химических показателей при исследовании качества безалкогольных напитков определяли содержание сухих веществ (оно в зависимости от вида изделия колеблется от 5,0 до 6,0%), кислотность в мл 1 н. раствора щелочи на 100 см3 напитка (1,7-3,5), количество растворенной углекислоты (не менее 0,42% в напитках высшей категории и 0,4% в напитках первой категории). Маркировку и упаковку оценивали визуально, проверяли на соответствие стандарту.
Оценка качества по физико-химическим показателям:
1.определение полноты налива (по ГОСТ 6687.5-86)
Полнота налива определяется в градуированном цилиндре по верхнему краю мениска. За окончательный результат принимают среднее арифметическое значение наполнения 10 бутылок, в мл. (см3).Допустимые отклонения полноты налива для одной бутылки не должны превышать ± 3%.
2.Содержание сухих веществ в напитке (ГОСТ 6687.2-86).
Метод основан на определении массовой доли сухих веществ с помощью сахара мера с обязательным предварительным удалением спирта из спиртосодержащих напитков и двуокиси углерода из газированных напитков и квасов.
Для удаления двуокиси углерода напиток наливают в коническую колбу вместимостью 1000 см3 и взбалтывают 20-25 минут, приоткрывая 3-4 раза на 30 секунд. Затем напиток доводят до 20 ˚С на водяной бане и фильтруют через воронку с ватой в чистый сухой цилиндр.
Для освобождения напитков от спирта после удаления двуокиси углерода и доведения до температуры 20 ˚С 500 см3 нейтрализуют раствором гидроокиси натрия концентрацией 1 моль / дм3 до нейтральной реакции.
Проведение анализа. В стеклянный цилиндр необходимого объема осторожно наливают исследуемый напиток при температуре 15-25˚С. затем осторожно опускают в цилиндр сухой сахаромер, не выпуская из рук раньше, чем он опустится до деления предполагаемой концентрации.
Отсчет показаний проводят через 2-3 минуты по верхнему краю мениска: отмечают температуру напитка и массовую долю сухих веществ. Если температура отмечается от 20˚С – вносят поправку к показаниям сахоромера, пользуясь таблицей.
Таблица 2.
Поправка на температуру к показаниям сахаромера
температура˚С |
Показания сахаромера |
|||||
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
|
15 |
0,20 |
0,21 |
0,24 |
0,26 |
0,28 |
0,30 |
16 |
0,17 |
0,18 |
0,19 |
0,21 |
0,23 |
0,24 |
17 |
0,13 |
0,13 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
18 |
0,09 |
0,09 |
0,10 |
0,11 |
0,12 |
0,12 |
19 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
К показаниям прибора прибавляют |
||||||
21 |
0,05 |
0,05 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
22 |
0,10 |
0,11 |
0,11 |
0,12 |
0,12 |
0,13 |
23 |
0,16 |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
0,19 |
0,20 |
24 |
0,21 |
0,22 |
0,23 |
0,24 |
0,26 |
0,26 |
25 |
0,27 |
0,28 |
0,30 |
0,31 |
0,32 |
0,33 |
Пример: средний налив бутылки - 510 см3 ,содержание сухих веществ по сахоромеру – 9, 1%. При пересчете на стандартный налив 500 см3 получаем содержание сухих веществ:
9,1×510∕ 500= 9,3% (С.В.)
3.Определение кислотности (ГОСТ 6687.4-86)
Метод основан на титровании раствором щелочи всех веществ кислого характера после полного освобождения напитка, от двуокиси углерода. Кислотность выражают в см3 раствора NaOH концентрацией 1 моль/дм3 ,израсходованного на титровании 100 см3 напитка, кваса или сиропа.
Проведение анализа. В три конические колбы из термостатного стекла объемом 250 см наливают цилиндром по 100 см3 дистиллированной воды и нагревают ее до кипения. В каждую колбу воронкой, кипятят содержимое 5 минут. Для негазированных напитков кипячение не проводят, а используют холодную дистиллированную воду.
По окончании кипячения содержимое колб охлаждают в проточной воде до комнатной температуры, прибавляют 4-5 капель спиртового раствора фенолфталеина концентрацией 10 г/дм3 и титруют раствором NaOH концентрацией 0,1 моль/ дм3 до появления розовой окраски, не исчезающей 30 секунд.
Кислотность вычисляют по формуле:
X=V×K×10/A, где
V-объем раствора NaOH, израсходованный на титрование , см3;
К-поправочный коэффициент раствора гидроокиси натрия;
А-объем напитка или сиропа, взятый на определение, см3 .
Вычисления проводят до 0,01 см3 .
4.Содержение диоксида углерода (СО2) (по ГОСТ 6687.3-87)
Используют монометрический метод. Массовая доля СО2 должна быть на менее 0,4%-для газированных напитков. Для напитков, выпускаемых синхронносмесительным способом –не менее 0,5%, для напитков из хлебного сырья-не менее 0,3%.
Массовая доля СО2 в напитке определяется по формуле (в%):
У=(Р+1) ×(0,122+А), где
Р - показание манометра после встряхивания бутылки с напитком, соотвествующие избыточному давлению, кг/ см2 (Мпа); 1 - атмосферное давление, Мпа; 0,122 - коэффициент растворимости СО при Т=25˚С и при нормальном атмосферном давлении, г на 100 г Н2О (определяется по данным таблицы ГОСТ 6687.3-87).
5.Стойкость (по ГОСТ 6687.6-88)
Стоикость выражается в сутках, прошедших с момента розлива до появления указанных признаков при 20˚С. Стоикость газированных напитков без консерванта- не менее 7 суток, с консервантом- от 15 до 30 суток, напитков для больных диабетом- 15 суток. Стоикость кваса хлебного, окрошеного и кваса для горячих цехов-не менее 2 суток, для напитков из хлебного сырья «Ароматного» и «Москсвского»-не менее 5 суток, для напитка «Здоровье»-не менее 6 суток.,для всех остальных- не менее 7 суток [3].
Таблица 3.
Результаты физико-химической оценки
Показатели |
«Соса-Соla» производитель ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Россия,603032,г.Нижний Новгород, ул.Баумана,66 |
«Лимонад» ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» Россия, КБР г.Нальчик, ул.Заводская, 6. |
«Груша» производитель ОАО «Каббалкресурсы», Россия, КБР г.Нальчик, 8-й Промышленный проезд |
«Sprite» , производитель ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», Россия, 644013, г.Омск, ул. 21-я Амурская, 46 |
Полнота налива |
1,1 (+ 0,1) |
1,5 (0) |
1,45 (- 0,05) |
0,96(-0,04) |
Вид упаковки |
Бутылка пластиковая, кронен-пробка |
Бутылка пластиковая, кронен-пробка |
Бутылка пластиковая, кронен-пробка |
Бутылка пластиковая, кронен-пробка |
Содержание сухих веществ |
5% |
5% |
5% |
6% |
Кислотность |
3,5 |
3 |
3,5 |
3 |
Количество углекислоты |
0,4 |
0,4 |
0,38 |
0,4 |
Соответствие стандартам |
Соответствует |
Соответствует |
Не соответствует по количеству растворенной углекислоты |
Соответствует |
По результатам физико-химической оценки, требованиям ГОСТ соответствуют только три образца. Образец №3 «Груша» не соответствует требованиям ГОСТ по количеству растворенной углекислоты.
Таблица 4.
Экспертиза маркировки газированных напитков
Показатели |
«Соса-Соla» производитель ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Россия,603032,г.Нижний Новгород, ул.Баумана,66 |
«Лимонад» ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» Россия, КБР г.Нальчик, ул.Заводская, 6. |
«Груша» производитель ОАО «Каббалкресурсы», Россия, КБР г.Нальчик, 8-й Промышленный проезд |
«Sprite» , производитель ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», Россия, 644013, г.Омск, ул. 21-я Амурская, 46 |
Маркировка |
Состав: вода, сахар,диоксид углерода,краситель (сахарный колер),регулятор кислотности (ортофосфорная кислота) идентичные натуральным ароматизаторы, кофеин. Энергетическая ценность: 42 ккал/100 мл, Пищевая ценность: не содержит белков,жиров. Углеводов-10,6/100мл. ГОСТ 28188-89 Годен: б мес Хранить при t от 0 до 18°С. |
Состав: артезианская вода, двуокись углерода,сахар, подсластитель «Сламикс 200»идентичный натуральному ароматизатор «Лимонад 563», колер сахарный Е 150 а,бензонат натрия. ТУ 9185-001 -17998155.. Хранить в сухом месте при температуре от 0°С до 35ч;. Беречь от воздействия прямого солнечного света. Дата розлива, срок годности (хранения) указаны на плече бутылки. Пейте охлаждённым. |
Состав: вода питьевая исправленная, регулятор рН кислотности, лимонная кислота, усилитель вкуса и запаха - идентичный натуральному ароматизатор «Груша Дюшес», краситель - сахарный колер, подсластитель «Аспасвит 200 KS», консервант - бензоат натрия ГОСТ.28188-89 Энергетическая ценность: 0,8 ккал/100 см'. Пищевая ценность: не содержит углеводов. Температура хранения от 0 до +18° С. Дата розлива указана на бутылке Годен 180 суток. Беречь от воздействия прямых солнечных лучей. Содержит фенилаланин. Противопоказан для больных фенилкетонурией. |
Состав: вода очищенная, регулятор кислотности - кислота лимонная, подсластитель - аспартам, усилитель вкуса и запаха - идентичный натуральному ароматизатор, консервант - бензоат натрия, краситель - сахарный колер. Напиток безалкогольный сильногазированный. Энергетическая ценность: 0,4 Ккал/100 см3. Пищевая ценность: не содержит углеводов. Противопоказано больным фенилкетонурией. |
Заключение о соответствии |
соответствует |
соответствует |
соответствует |
соответствует |
Из приведенных данных следует, что газированные напитки, поступающие в реализацию, соответствуют требованиям стандарта. Производители дают полную информацию, требуемую ГОСТом на этикетках своего товара.
Проанализировав качество газированных напитков, реализуемых в супермаркете «Вестер-Гипер» выяснили:
-продукция представлена в разнообразной упаковке, большую долю в ассортименте занимает асептическая упаковка тетрапак, позволяющая увеличить срок хранения и реализации напитков;
-провели органолептическую и физико-химическую оценку качества;
-качество газированных напитков соответствует ГОСТу только у трех отобранных образцов;
-фальсификации водой экспертиза не выявила;
-несоответствие требованиям ГОСТа было обнаружено в показателе количества углекислоты.
Газированные напитки весьма популярный напиток у нас в республике. Но нельзя забывать, что чрезмерное употребление газированных напитков весьма вреден для здоровья.
Библиографический список:
1. Николаева М.А. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров.- М.: Экономика, - М., 2004.
2. Шепелев А.Ф., Мхитарьян К.Р.Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Ростов-на-Дону: издательский центр "МарТ", 2001.
3. ГОСТ Р 51153-98. Напитки безалкогольные газированные и напитки хлебного сырья. Метод определения двуокиси углерода.