Инновационный процесс, который необходимо осуществлять в АПК, как и во всем народном хозяйстве, ставит множество проблем, требующих скорейшего разрешения. Очевидно, что внедрение достижений науки и техники является лишь одной из составляющих инновационного процесса, который охватывает создание, освоение, внедрение и распространение новых технологий как для традиционных продуктов, так и для производства таких видов продукции, которые обладают научно-технической новизной и удовлетворяют новые общественные потребности.
Во всем мире центр тяжести в инновационной деятельности перемещается сейчас с саморазвития научной и инженерно-технической мысли на те конечные реальные изменения в производстве, в жизни общества, которые происходят под их влиянием. В нашей стране именно на этапе реализации нововведений существует наибольшая разбалансированность экономических интересов участников осуществляющих инновационные процессы.
В условиях развитой рыночной экономику при насыщенном рынке и сбалансированных рыночных ценах, увеличение прибыли по основной группе потребительских товаров возможно в основном за счет снижения статей себестоимости.
В таких условиях не нужно никого директивно обязывать внедрять технологические новшества, так как это главный, а иногда и единственный путь к снижению затрат. Степень восприимчивости к НТП обуславливает жизнеспособность предприятий АПК.
В условиях монопольного рынка механизм «договорного ценообразования» подталкивает не к снижению затрат, а к переносу их через цену на потребителя. Если покупательская способность опускается слишком низко (хотя потребность в продуктах велика) возникает угроза банкротства, что наблюдается сейчас в отношениях производителей сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, даже наличие развитых рыночных отношений еще не гарантирует автоматизма и необходимого уровня эффективности внедрения результатов НТП в сельскохозяйственное производство. Здесь необходимо учитывать, что НТП приобретает в сельском хозяйстве свою специфику, связанную влиянием природно-биологических факторов. Каждый из биологических компонентов воспроизводства в сельском хозяйстве (земля, растения, животные) являются основой для отдельных направлений научных исследований и технологических разработок, которые в свою очередь, должны быть органически объединены, синтезированы в новых аграрных технологиях производства традиционных видов продукции.
В научной литературе традиционно НТП чаще всего определялся как «процесс неуклонного совершенствования всех элементов материально-технической базы на основе комплексной механизации, химизации, агробиологизации, мелиорации и широкого внедрения прогрессивных технологий, связанных с высоким уровнем концентрации и специализации производства, качественно новой профессионально-квалифи-кационной структурой рабочей силы». При этом доказывается, что НТП в аграрном секторе охватывает ряд классических направлений:
- научные исследования в области фундаментальной теории и проблем прикладного характера;
- конструирование и изготовление опытных образцов средств производства;
выведение новых пород скота и сортов семян, ориентированных на широкое внедрение их в практику;
-совершенствование технологии и организации производства;
- качественное изменение трудовых ресурсов.
Таким образом, подчеркивается, что все направления НТП в сельском хозяйстве связаны с использованием и преобразованием трех основных групп факторов:
- биологических;
- материально-технических;
- социально-экономических.[2]
Сегодня общепризнанным является положение о том, что материальной основой и внутренним содержанием интенсификации производства служит научно-технический прогресс. Ускорение реализации мероприятий НТП в цикле «наука - производство» - интенсифицирует все отрасли общественного производства. Под влиянием НТП происходят глубокие, органически взаимосвязанные и взаимообусловленные, требующие определенной сбалансированности, изменения во всех элементах и организационных формах материально-технической базы АПК.
В числе ведущих организационно-экономических факторов внедрения НТП следует выделить те из них, которые связаны с механизмом взаимосвязи науки и производства. До последнего времени основными организационными формами взаимодействия науки и производства являлись разного рода аграрные и агропромышленные интеграционные формирования: научно-производственные объединения, научно-производственные и производственные системы, которые стремились синтезировать все основные факторы сельскохозяйственного производства.
Для данных формирований была характерна интеграционная направленность в развитии, высокий уровень концентрации производства, что в определенной степени способствовало повышению эффективности использования ресурсов. Что объясняется тем, что большая часть научно-технических разработок достигает своего максимального эффекта от реализации лишь при относительно высоком уровне концентрации и специализации производства. Это обстоятельство как объективное требование, накладывает отпечаток и на современные процессы образования новых форм связей науки и производства. Очевидно, что многие научные новшества с наибольшей эффективностью могут быть использованы лишь при оптимальной форме и кооперации предприятий сельского хозяйства и смежных сфер.
Агропромышленная интеграция обеспечивает увязку процесса интенсификации производства в промышленности, научных разработок с интенсификацией сельского хозяйства, направляет эти взаимосвязанные процессы на достижение наивысшего конечного результата. При этом интеграция предусматривает согласованность действий звеньев организационно-экономической системы на основе рационального разделения труда. Ее нельзя сводить к формальным связям, эпизодическому координированию действий в случайных видах современной деятельности.[1]
Необходимо учитывать, что интеграция имеет множество форм проявления, наиболее существенной из которых является технологическая интеграция - на основе технологически связанного единства. В силу специфики сельского хозяйства, речь идет, главным образом, о биологических технологиях, формировании биоиндустриальных систем, соединяющих биологические и технические факторы в единую и непрерывную цепь. Тесно связана с выше названной формой интеграция, базирующаяся на разделении и кооперации труда, организационном взаимодействии производства и управления.
В этом контексте важной особенностью современного периода является переход к качественно новой управленческой интеграции и к интеграции самого производства.
Рассматривая интеграционный процесс в сельском хозяйстве, многие авторы выделяют проблему «узкого звена» различных его форм. Отмечается, в частности, что несбалансированность производственных мощностей в смежных отраслях и предприятиях, а также различия качественных показателей оценки конечной и промежуточной продукции, часто ведут к большим потерям. Утверждается, что эффект от интеграции «вылавливается» через «узкое звено» такого формирования. Необходимо также учитывать, что в сельском хозяйстве фактор «минимума» определяет эффективность использования основных средств производства - угодий в обработке, а также эффективность дополнительных вложений овеществленного и живого труда.[5]
Результаты ряда исследований свидетельствуют о крайне низкой окупаемости тех факторов производства, уровень которых на исходной стадии был выше уровня фактора «минимума». Основным условием эффективного функционирования интегрированных формирований является, по мнению большинства исследователей, оптимизация - то есть, приведение в рентабельное соответствие всех факторов производства. Между тем, если в отношении биологических основ и технико-технологических параметров производства в определенной степени заметно такое стремление, то до последнего времени факторами «минимума» в условиях директивного управления являлись несоответствующие требования НТП механизмы мотивации товаропроизводителей и их организационные формы.
Мотивационный механизм внедрения достижений НТП должен формироваться с учетом особенностей как субъекта, внедряющего новшества, так и объекта внедрения, так как в зависимости от их состояния должны формироваться конкретные мотивационные рычаги НТП.
В условиях, когда субъект хозяйствования отделен от конечных результатов труда, практически отсутствует внутренняя мотивация к внедрению достижений науки, так как нет заинтересованности в снижении издержек производства, в повышении качества продукции и т.п. В этих условиях единственная возможность осуществлять внедрение новшеств - использование неэкономических методов стимулирования - «жесткая мотивация» посредством доведения планов и личной ответственности руководителя за внедрение мероприятий НТП.
В условиях же, когда субъект производства непосредственно отделен от конечных результатов (например, наемный рабочий на ферме), изменение отношения к внедрению НТП зависит главным образом от самого субъекта хозяйствования. Мотивация к внедрению НТП осуществляется посредством изменения заработной платы, рабочего дня, улучшения условий труда и т.д.
Когда же субъект хозяйствования не отделен от результата производства и при этом, функционирует в условиях немонополизированного рынка, существенно меняется механизм мотивации. Именно в такой ситуации имеет смысл исследовать и совершенствовать механизмы мотивации поставив их в зависимость от уровня реализации достижений НТП в формированиях АПК.
Внедряемые новшества могут иметь различный характер воздействия на аграрное производство. В силу многообразия типов новшеств можно выделить различные типы мотиваций внедрения.
Прежде всего – это новшества, непосредственно влияющие на доходы товаропроизводителей. В условиях конкуренции и немонополизированного рынка именно снижая издержки производства или увеличивая объем производства товаропроизводитель повышает свою прибыль.
К отмеченной категории нововведений можно отнести новые технологии, направленные на повышение урожайности, улучшение пород скота и т.п. В использовании подобных новшеств товаропроизводитель имеет свою внутреннюю мотивацию - увеличение дохода, через рост объемов производства и снижения издержек.
Этот же мотив «работает» и по отношению к внедрению новшеств, которые приносят увеличение прибыли через качество продукции (производство экологически чистых продуктов и т.д.). Хотя здесь и возрастают затраты на единицу продукции, но в силу высокой цены на продукты такого типа, происходит общее увеличение прибыли производителя. Мотивация внедрения новшеств, связанных с качеством продукции, в большей степени работает при насыщенном рынке и сформировавшемся спросе на продукцию такого уровня качества. Потребитель должен быть согласен платить существенно большую цену за подобную продукцию, иначе ее незачем будет производить, а, следовательно, и внедрять технологии и новшества указанной ориентации.
При внедрении новшеств, связанных с изменением совокупных издержек производства (компьютеризация и т.д.), также работает этот мотив. Цель - повышение прибыли через снижение совокупных затрат, через достижение эффективной структуры производства при использовании нововведений (использование прогнозных расчетов сбыта, производства и т.д.).
В силу неоднородности научной продукции, представляется, что механизмы внедрений новшеств должны быть многообразными и многовариантными. С учетом различных субъектов хозяйствования - от крупного товарного производства до фермерских хозяйств, должна формироваться развитая система организационно-экономических форм внедрения НТП: государственных, кооперативных и частных с учетом опыта рыночно развитых стран.
Например, механизм стимулирования восприимчивости сельских товаропроизводителей к освоению научных достижений за рубежом включает целую систему косвенных методов воздействия. К ним в первую очередь относится освобождение от налогов средств, выделяемых частными компаниями на проведение НИОКР и освоение полученной научной продукции. При этом система налоговых льгот включает:
- сокращение сроков использования оборудования частнопромышленных научно-исследовательских организаций;
- налоговую скидку на инвестиции, оборудование и строительство зданий, сооружений для проведения НИОКР.[ 2]
Налоговые льготы стимулируют научно-исследовательскую деятельность частных компаний и в то же время стимулируют увеличение объема ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и их освоение.
Государственная кредитно-налоговая политика не только обеспечивает жизнеспособность сельских товаропроизводителей, но и стимулирует приток капитала в аграрный сектор и, в первую очередь, на освоение научно-технических достижений.
Особое место в системе инвестиционного кредитования занимают кредиты на освоение техники и передовых технологий. Так во Франции кредитованием на приобретение техники занимается один из крупнейших банков «Кредит Агрикон», который выдает до 70 % ссуд на эти цели.
Для ускорения процесса модернизации сельского хозяйства и обеспечения конкурентоспособности аграрного производства правительством предусмотрены специальные льготные кредиты. Так, процентная ставка по этим кредитам в зависимости от условий ведения сельскохозяйственного производства и целевого назначения ссуды, составляла от 3,1 до 8,9 процента.[ 7]
Наряду с кредитно-финансовой поддержкой, мощным стимулирующим средством широкого освоения научно-технических достижений и передового опыта агропромышленным производством в развитых странах является специальная система льготного налогообложения товаропроизводителей, осваивающих нововведения. Например, для того, чтобы стимулировать инвестирование фермерского капитала в технологические новшества, предусматриваются специальные условия налогообложения, к которым относятся:
- установление налоговых скидок на прирост инвестиций в освоение нововведений;
- бюджетная компенсация налоговых платежей на прирост инвестиций в производство, связанных с его модернизацией;
- пролонгация (отсрочка) налоговых платежей на прирост капиталовложений на период завершения инвестиционного процесса.[6]
Налоговое регулирование дает возможность сельским товаропроизводителям в зависимости от конкретных условий производства изменять размер налоговой базы, в том числе путем использования различных методов определения размера амортизационных отчислений, перевода инвестиций, связанных с освоением нововведений, в текущие затраты и, наоборот, капитализации текущих затрат, временного перераспределения расходов и доходов.
Благодаря введенным новым правилам ускоренной амортизации основных средств фирмы получили возможность значительно сократить размеры налогооблагаемого дохода. Использование ускоренной амортизации стимулирует техническое перевооружение сельскохозяйственного производства на основе широкого освоения нововведений.[4 ]
С целью ускорения технического перевооружения и модернизации сельского хозяйства в Англии не облагается налогом 25% инвестиций на приобретение новых машин и оборудования и 4% отчислений на капитал, вовлеченный в строительство сельскохозяйственных зданий, сооружений, дренажа земель согласно программе освоения научно-технических достижений сельскохозяйственным производством.[7]
Анализ опыта действия механизма стимулирования повышения восприимчивости аграрного производства к нововведениям показывает, что общность подходов государственной научной политики в странах с развитой рыночной экономикой заключается в том, что в качестве важнейших приемов экономического стимулирования научно-технического прогресса выступают кредитные, налоговые, амортизационные, ценовые, страховые, включая прямое бюджетное финансирование НИОКР и освоения нововведений производством. Используемый набор льгот и стимулов, реализуясь через сельскохозяйственные законодательные акты, отличает целенаправленный характер и строго конкретную адресность.
Отдельные элементы государственно-правового обеспечения инновационных процессов могут быть использованы при разработке отечественного механизма стимулирования повышения восприимчивости сельских товаропроизводителей к освоению инновационных достижений и на их основе могут быть созданы условия эффективного ведения агропромышленного производства.
Практический интерес представляет организация финансирования научного обеспечения сельского хозяйства и освоения им нововведений. Научные и консультативные организации Министерства сельского хозяйства США финансируются за счет федерального бюджета практически полностью. Министерство в свою очередь осуществляет частичное финансирование научных и внедренческих программ штатов. Свыше половины всего объема затрат на научные исследования и освоение полученных результатов научные учреждения и консультативные службы покрывают за счет бюджета штатов. С учетом средств, выделяемых из федерального бюджета, соответствующий фонд составляет 82% от всех расходов на исследования и освоение научных достижений агропромышленным производством, 18% расходов на эти цели покрываются за счет средств, поступающих от потребителей услуг внедренческих организаций.
Только за последние два года удельный вес федерального бюджета в общих затратах на НИОКР в государственном секторе научного обеспечения АПК США составлял более 50%. Местные органы в финансировании исследований практически не участвуют. Однако, они играют важную роль в финансировании программ освоения научно-технических достижений и передового опыта агропромышленным производством. Их удельный вес в финансировании внедренческих работ составляет 19%, федеральных органов - 30%, органов управления штатов - 48%, прочих структур - 3%.[7]
Заслуживает внимания опыт Китая по организации финансирования научных исследований и освоения полученных результатов аграрным производством. Для финансирования фундаментальных и прикладных исследований, а также освоения полученных результатов создана система научных фондов, использование которых строго контролируется государством. Созданы так называемые технические рынки и сеть учреждений по освоению достижений науки и технологии. Более пяти тысяч организаций занимается платным научным обслуживанием, внедрением достижений науки и техники, куплей-продажей научных новинок, подрядами на строительство объектов, обменом информацией. В последние годы объем сделок на тёхническом рынке составил 70 % законченных научно-технических разработок. Большие капитальные вложения государства в последние годы направляются на освоение новой техники и передовых технологий. В связи с реформой по научно-техническому прогрессу в стране приняты законы о патентах, положение о поощрении за изобретения, рационализаторские предложения и их освоении.[7]
Механизм стимулирования освоения нововведений аграрным производством развитых стран включает государственную кредитно-финансовую поддержку, которая не только обеспечивает жизнеспособность фермерских хозяйств, но и стимулирует приток капитала в аграрный сектор и, в первую очередь, на освоение научно-технических достижений, способствует росту эффективности производства и развитию сельского хозяйства в слаборазвитых районах страны. Наряду с солидной государственной кредитно-финансовой поддержкой, мощным стимулирующим средством широкого освоения научно-технических достижений и передового опыта аграрным производством развитых стран является специальная система льготного налогообложения фермерских хозяйств, осваивающих научно-технические достижения. В сельском хозяйстве большинства развитых стран система налогообложения предусматривает оптимальные виды.
При освоении нововведений аграрным производством в налоговой системе предусмотрен ряд льгот, поскольку это требует значительных дополнительных капитальных вложений.[5] Так, в ряде стран Европейского Союза (ЕС) в соответствии с аграрными программами предусматривается из национальных бюджетов компенсировать фермерам часть налоговых платежей на прирост инвестиций. В частности, это относится к строительству производственных объектов в горной местности, освоению нетрадиционных возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой), развитию социальной сферы на основе освоения нововведений.
Налоги на добавленную стоимость, действующие в США, Канаде, странах ЕС, Швеции, Японии и Австралии, в условиях высокой самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией, стимулируют ее экспорт. Этим налогом облагается лишь та продукция, которая реализуется на внутреннем рынке. В то время как экспортная продукция полностью или частично освобождается от этого налога, что также косвенно стимулирует фермеров постоянно заниматься совершенствованием производства, улучшением качества продукции на основе освоения нововведений технологического характера.[7]
Как показывает анализ для эффективного функционирования налоговой системы важно отработать механизм льгот и стимулов, заинтересовывающих товаропроизводителей в развитии сельскохозяйственного производства и повышении его эффективности на основе широкого освоения научно-технических достижений и передового опыта. Действие этих льгот приводит к тому, что фактическая ставка налога значительно ниже законодательно установленной. Налоговые льготы – важная составная часть налогообложения, стимулирующая фермеров к широкомасштабному освоению нововведений. В зависимости от ситуации в экономике они распространялись в разные периоды на отдельные отрасли, предприятия определенных форм собственности, величину вклада предприятий в НИР и ОКР и освоение полученных результатов. Реформой налоговых систем в развитых зарубежных странах предусмотрено активное воздействие налоговых льгот на стимулирование научно-технического прогресса в аграрном секторе.
Анализ опыта действия механизма стимулирования повышения восприимчивости сельскохозяйственного производства к нововведениям показал, что управление научно-техническим прогрессом в агропромышленном комплексе развитых зарубежных стран имеет комплексный характер, осуществляется с финансовой помощью государства и реализуется через сельскохозяйственные законы и нормативные акты.[6] Созданы и эффективно действуют механизмы стимулирования внедрения и пропаганды достижений научно-технического прогресса, охватывающие все этапы научного обеспечения сельскохозяйственного производства - возникновение научных идей, превращение научных идей в технологии, передача новых технологий пользователям для внедрения в сельскохозяйственное производство.
Отдельные элементы проанализированных механизмов можно позаимствовать для разработки подобного отечественного механизма стимулирования повышения восприимчивости наших сельских товаропроизводителей к различного рода нововведениям, направленным на ускорение научно-технического прогресса в агропромышленных комплексах регионов.
Библиографический список:
Развитие интеграционных связей науки и производства // АПК: экономика, управление. – 1991. №10.
Повышение эффективности сельскохозяйственной науки и укрепление ее связи с производством. – М. : Колос.2007.
Павлюченко В.И. Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом. – М.: Наука. 2003 .
Оксанич Н.И. Инновационная модель хозяйствования как основное условие сохранения устойчивости предприятия. журнал: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятии. – Москва, 2008.
Николаева Э.В., Николаева В.А. Стратегия инновационного развития АПК региона в условиях глобального кризиса: проблемы и пути решения // Материалы Третьего Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. – Москва, 2009.
Огородников П.И. Инновационное развитие АПК – основа устойчивого развития экономики регионов и РФ // Материалы Третьего Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. – Москва, 2009.
АПК зарубежных стран: тенденции развития / М.Ю.Коган, Л.С.Корбут, Т.С.Приходько, А.Н.Хитров. ВАСХНИЛ. Всесоюзный НИИ информации и технико-экономических исследований АПК. – Москва, 2009.