АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Системы общегосударственных и международных стандартов являются важнейшим фактором в обеспечении безопасности и качества производимых товаров и услуг, служат гарантом со стороны государства, что приобретенный потребителем продукт соответствует приписываемым ему свойствам, полностью удовлетворяет запрос покупателя. Именно поэтому данные системы являются несущим, становым хребтом всей мировой торговли и товарооборота. Основной международной организацией, развивающей деятельность по данной тематике является ВТО, в интересах которой на данный момент работают десятки крупнейших транснациональных объединений, таких как, например – «Международная организация стандартизации» (ISO), «Международная электротехническая комиссия» (IEC), и другие. На территории бывшего СССР подобного рода работу осуществляет - «Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств» (МГС СНГ) [5].

После 1992 года в Российской Федерации главенствующим органом в данной сфере стал «Госстандарт РФ». Здесь стоит отметить, что на момент распада СССР с международными нормативами было гармонизировано уже почти 40 % ГОСТов [2]. Это было вполне серьезное достижение для страны, чья экономическая система резко отличалась по своим основополагающим принципам от общемировой рыночной системы. Необходимость дальнейшей гармонизации актов была ясна – к концу 70-х, началу 80-х годов 20 века обозначилась и логически оформилась назревавшая по причине развития международной торговли глобализация мировых рынков сбыта. Следовательно, для увеличения конкурентоспособности производимых товаров, да и просто для элементарного доступа этих товаров на рынок требовалось соответствие стандартам, применяемым в международном товарообороте. Это и явилось главной причиной, побудившей власти современной России сконцентрироваться на дальнейшей модернизации системы стандартизации. В частности в 1996 году «Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации» был переименован в «ГК РФ по стандартизации, метрологии и сертификации», а в 2004 году преобразован в «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии» с сокращенным общепринятым наименованием «Ростехрегулирование», а с 2010 года «Росстандарт» [5].

Также 1.10.2000 года взамен устаревшего на тот момент, и доставшегося еще с советских времен «КГС»а, был принят новый классификатор стандартов – «Общероссийский классификатор стандартов» (ОК 001—2000), который уже разрабатывался в соответствии с МКС ISO [5].

Косвенным фактором, побуждавшим власти РФ вести модернизацию системы стандартизации являлось то, что наша страна отчаянно рвалась в ВТО, и гармонизация технических регламентов и других стандартов являлась одним из немаловажных условий вступления в эту организацию.

К началу 2000-х годов сложилась ситуация при которой в стране отсутствовал единый нормативно-правовой документ, адекватно отвечавший международным требованиям, закреплявший перечень стандартов, устанавливавший полномочия органов в сфере стандартизации, прописывающий порядок установления соответствия и проведения сертификации, попросту – отсутствовал адекватный Федеральный Закон. Вместо этого существовали десятки, сотни отраслевых нормативных актов и документов, требования к отдельным видами продукции. Это было по большей части результатом того, что компетентные в данной области органы власти и другие регулирующие организации не могли грамотно и адекватно подстроить доставшуюся России от СССР систему госрегулирования стандартов под рыночные условия хозяйствования. Было ясно, что система ГОСТов нуждается, как минимум, в кардинальном и комплексном реформировании, и в как можно более скорейшем.

В результате всего вышесказанного в предыдущем абзаце к началу 2002 года был подготовлен Проект ФЗ «О техническом Регулировании». Его появление произвело эффект разорвавшейся бомбы – были те, кто полностью поддерживал принятие данного закона, но были и те, кто хватался за голову и рвал на себе волосы, читая строки данного законопроекта. Основным камнем преткновения стало то, что закон отменял обязательность сертификации и недостаточно четко прописывал границы соприкосновения стандартов с техническим регламентированием, также размыто описывались сами границы этого технического регламентирования [2]; далее – не обеспечивалась достаточная преемственность существовавшей на тот момент нормативной базы [2], подвергался кардинальному изменению механизм создания нормативных документов. Главным является то, что согласно новому закону стандарты становились скорее рекомендательными актами [1],[2]. Но у сторонников нового ФЗ был один немаловажный пример – попытка реформирования старой системы с треском провалилась, ее подстройка к рынку привела лишь к ухудшению вопроса, гармонизация снизилась с 40 % в 1992 году до 35% в начале 2000-х [2], и это в условиях не прекращавшихся переговоров о вступлении РФ в ВТО. Отсюда выводили то, что необходимо ломать старую систему и строить новую (действительно – это по-нашему).

В результате закон все-же был принят 27.12.2002. Старт глобальной реформе был дан. Однако, после своего вступления в силу, ФЗ практически не работал. Причины были следующие:

1) Заранее не была подготовлена система технических регламентов, без которых не могли функционировать подтверждение соответствия и аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий.

2) Закон, по существу, стал отсылочным. В нем содержалось более 25 поручений Правительству РФ об утверждении, установлении различных порядков, правил, методик, на разработку и согласование которых требовались значительные усилия и время. Более того, для того чтобы успешно реализовать этот ФЗ, необходимо было скорректировать по крайней мере 119 действовавших законов и около 600 постановлений Правительства РФ.

На 2009 год из действовавших технических регламентов, лишь 11 были новой разработки – это через 7 лет после принятия: явный признак неэффективного действия данного ФЗ [2]. За последовавший период в закон вносились десятки поправок, принимались несколько его редакций. На данный момент действующим документом является - ФЗ «О Техническом регулировании», редакция от 01.09.2013 [4].

Сложившуюся ситуацию не стоит целиком объяснять несовершенством закона. Любой разработанный нормативный документ такого уровня является «сырым» и впоследствии дорабатывается адекватными поправками. Но в нашем случае этот ФЗ стал заложником в целом всей системы федерального законодательства новой России, которая, даже не смотря на уже 22-й год своего существования, не прошла этап становления.

Закон, основанный на принципах резкой либерализации деятельности компаний и предприятий, действующих на внутреннем рынке РФ, был преждевременным. Любой, хоть мало-мальски интересующийся вопросами данной тематики, специалист сказал бы вам, что к 2002 году экономическая система России не была сформирована, она являла собой лишь подающий признаки жизни осколок «советского промышленного монстра».

На рынке не было достаточного количества предприятий, которые смогли бы адекватно подстроиться под действие данного закона, и добросовестно исполнять требования, скажем, к примеру, по добровольной сертификации, не говоря уже о стандартах, ставших рекомендательными нормами. В результате всего этого неразбериха, царившая, в системе стандартизации РФ с 1992 не прекратилась, а может и вовсе – усилилась.

Под занавес 2012 года наша страна все-же оказалась в ВТО. Это значит, что ответственность государства по обеспечению создания адекватной, логически выстроенной и иерархически выверенной системы стандартизации, сертификации и метрологии резко возросла, и это значит, что оно (государство) будет (по крайней мере должно) просчитывать каждый свой шаг и свое решение с еще большей чуткостью и учтивостью.

С вступлением в ВТО изменились правовые основы деятельности и для туристско-гостиничных организаций, расширилось количество нормативных регулирующих актов, указывающих требования к туруслугам, в частности отечественным туристским компаниям было предоставлено право использовать и международные стандарты и технические регламенты в своей деятельности [4], что не противоречит Конституции РФ (согласно положениям закона «О техническом регулировании» организации туризма и гостиничного бизнеса могут пользоваться как национальными, так и международными стандартами).

В туристской деятельности организаций, действующих в рамках ВТО, на данный момент рекомендуется использовать систему менеджмента качества (СМК), разработанную в соответствии со стандартами ISO серии 9000, максимально отвечающую нынешним запросам потребителей туруслуг, и являющуюся наиболее актуальной на данный момент.

Таким образом, условия в которых оказались отечественные производители туруслуг, после вступления РФ в ВТО, вопреки ожиданиям не усугубились. Право использования международных стандартов позволит нашим туркомпаниям узнать и научиться делать все то, что знают и умеют наши партнеры по ВТО. При этом первоочередными задачами национального туристского бизнеса являются: подготовка и сертификация персонала, способного разрабатывать и внедрять системы менеджмента качества, на основе применения мировых стандартов на туристские услуги.

Библиографический список:

  1. Справочник по законодательству РФ - http://zakonrus.ru

  2. Сайт «Агентства нефтегазовой информации» - http://www.angi.ru

  3. Сайт Консультант-Плюс - http://base.consultant.ru

  4. Сайт «Российской Газеты» - http://rg.ru

  5. Сайт Википедия.ру – http://ru.wikipedia.org

Просмотров работы: 2483