МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все больше крепнет мнение о том, что один из самых эффективных методов решения социальных проблем, - реализация социального проекта. Социальный проект представляет собой конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованной по месту, времени и ресурсам [1].

В настоящее время Дзержинск относится к тем российским городам, для которых социальная сфера является «слабым местом». В городском бюджете зачастую не находится нужного количества денег и нужных специалистов для того, чтобы организовывать и претворять в жизнь социальные проекты, работа над которыми требует значительных людских, интеллектуальных и финансовых затрат [2].

Городские власти, как могут, стараются поддерживать социальное творчество, предоставляя небольшие гранты и премии, а также выступая в роли организатора городских состязаний молодежных социальных проектов. Так, например, 18 декабря прошла публичная защита авторов проектов «Молодежная добровольная дружина», «Открытый турниковый комплекс» и «Кормление грудью – счастливая мама и здоровый малыш!». Организатор и основной источник финансов – городская администрация [3]. Разумеется, авторы проектов благодарны той помощи, которая оказывается дзержинскими властями, но и признают, что у них возникала необходимость привлечь дополнительные ресурсы со стороны.

Перспектива развития социального проекта – увеличение его масштабов, известности, эффективности – сосредоточена в создании надежного партнерского союза. Социальное партнерство становится признанной технологией работы с социальным окружением. Обратимся к определению социального партнерства: это долгосрочные стратегические отношения, в которые вступают субъекты социальной коммуникации для объединения усилий и ресурсов в решении социально-значимой проблемы в сфере разделяемой партнерами ответственности [4]. Такое объединение увеличивает возможности проекта в несколько раз.

Потенциальный субъект социально-партнерских отношений – предприниматели города. Они способны предоставить необходимые кадры и принять активное участие в формировании финансовой базы социального проекта. Подтверждение этому кроется в тех определениях, которые можно дать предпринимательству (их существует множество, поскольку единого толкования нет).

Личный опыт общения с предпринимателями подсказывает нам, что каждый предприниматель имеет собственный подход к разъяснению сути своей работы. Обычно, эта формулировка тесно связана непосредственно с тем, что является занятием бизнесмена. Так, например, Ирина Смирнова, директор детской развивающей школы «Умничка» полагает, что предпринимательство – это, прежде всего, свобода творчества, что особенно важно в сфере образования, где широко практикуется жесткое следование программе [5]. Наталья Долданова, директор обучающего IT-центра «ИнТехДвижение» уверена, что это возможность ежедневно познавать новое и постоянно работать над собой [6]. Людмила Молодавкина, хозяйка агентства недвижимости «Формтуна-М» считает, что это труд и многолетнее формирование профессиональных принципов взаимодействия с людьми [7].

Руководитель Дзержинского отделения Пенсионного фонда РФ (автор полагает, что его мнение можно признать экспертным) убежден, что это человек, который знает, откуда берется доход, и в сравнении с чиновником несравнимо более свободен в действиях, а значит и более активен и креативен. Поскольку он в определенной степени независим, то обладает иногда большими ресурсами (денежными, интеллектуальными, эмоциональными и другими), чем государственные структуры [8].

В Гражданском кодексе РФ используется иной подход к определению предпринимательства. Согласно документу, это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке [9]. Здесь индивидуальный предприниматель выступает как лицо, работа которого заключается в получении как можно большей прибыли.

Разнообразие определений предпринимательства связано с тем, что рассматривать его можно с нескольких позиций. С одной стороны, это работа единственно ради прибыли, с другой – труд, способствующий благу многих людей (или даже общества в целом) и предполагающий, прежде всего, работу с людьми, создание социальных связей.

Эту разницу во взглядах на предпринимательство можно считать продолжением дискуссии о двух подходах к человеку, существующим в социальной теории [10]. Человек экономический независим, эгоистичен, рационален, хорошо информирован и нацелен на материальный результат. Человек социальный, напротив, способен на альтруизм и заботу о других, а также на активные действия во имя нематериальных ценностей. Является ли предприниматель более первым или вторым?

Автор убежден в том, что предприниматель – это всегда человек, способный на свершения, поскольку уверен в абсолютной реальности своих замыслов. Он полностью посвящен работе и не привык останавливаться перед трудностями, ведь на кону выживание дела его жизни. Кроме прибыли, он имеет и другие значимые цели работы – саморазвитие, свобода творчества, формирование профессионализма, желание сделать нечто полезное для других. Все это качества человека, способного менять мир к лучшему, и значит, наиболее подходящего на роль кандидата стороны социально-партнерского союза.

Проблема заключается в том, что социальная активность предпринимателей слаба настолько же, насколько слаба их публичная репутация, т.е. оценка аудиторией заявленной позиции, которую персона продвигает, позиционирует [11]. Пилотажное исследование, проведенное в ходе работы, подтвердило, что образ предпринимателя действительно сложен и трактуется неоднозначно, вопреки всем тем достоинствам, которыми он обладает.

В исследовании использован метод анкетирования. Его цель заключалась в том, чтобы проанализировать, какова оценка профессиональных и личностных качеств предпринимателей. Выборка формировалась из студентов и выпускников НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ДПИ НГТУ им. Алексеева, ННГУ им. Н.И. Лобачевского в возрасте от 19 до 25 лет. Это наиболее активная часть населения, которая чаще привлекается к реализации социальных проектов либо выступает в качестве их авторов. Участниками исследования стали 20 человек, которые не являются предпринимателями. Анкета представлена в приложении 1.

Первые два вопроса призваны оценить, насколько последующие ответы приближены к реальности. Предприниматель – это человек, знакомство с которым происходит, как правило, в связи с решением деловых вопросов. Хотя личное знакомство можно объяснить дружескими или родственными связями, положительный ответ на первый вопрос означает, что анкетируемый приблизительно знаком с тем, что представляет собой работа предпринимателя. Второй вопрос устанавливает, хорошо ли участник исследования знаком с аудиторией дзержинских предпринимателей.

Из 20 человек 15 утвердительно отвечают на первый вопрос (75% анкетируемых). Однако 50%, даже имея знакомых предпринимателей, все же не могут назвать хотя бы одной дзержинской предпринимательской фамилии. Вероятно, их знакомые не работают в нашем городе. Таким образом, половина опрошенных, независимо от личных связей с предпринимательской средой, не интересуется фактами о городских предпринимателях.

Третий вопрос предполагает раздумья на тему «Предприниматель – какой он?». Повторения в ответах означали бы, что анкетируемые обладают примерно одинаковыми представлениями о сути этой деятельности и качествах человека, который ею занимается. Однако ответы часто обращали внимание на разные аспекты данной сферы занятий и затрагивали очень разные личностные характеристики, порой противоречащие друг другу (см. Приложение 2).

В общей массе названного есть три абсолютных лидера: целеустремленный – 8 повторений; предприимчивый, уверенный в себе – 6 повторений; думающий, анализирующий, умный – 6 повторений. Такие особенности, как способность идти на риск и деловая хватка имеют 4 повторения, а ответственность и активность – 3.

Остальные прилагательные, использованные в ответах, встречаются в меньшем количестве. Попытка объединить некоторые из них по смыслу не удалась, поскольку многие слова назывались, как правило, в разных контекстах. Например, «независимый» и «самостоятельный» кажутся синонимами, но первое значение комментировалось как возможность хорошо заработать, а второе – как свобода заниматься любимым делом. Таким образом, эти слова не означают одно и то же.

Повторения чаще встречались у тех анкетируемых, которые имеют знакомых дзержинских предпринимателей (50%). Примечательно, что они чаще других называли те качества личности, которые являются профессиональными особенностями предпринимателя. Остальные часто обозначали то, что лежит на поверхности: успешный, современный, обеспеченный, занятой. Это следствия, причина которых в целеустремленности, уверенности и способности анализировать.

Большая качественная разница в ответах позволяет сделать вывод: аудитория студентов и выпускников не обладает единым представлением о предпринимательской личности. Каждый называл 3 прилагательных, соответственно, у автора было 60 характеристик. Самое частое слово встретилось всего 8 раз – фактически у большинства имеется собственное мнение о том, что поставить во главу угла, обсуждая желательные человеческие качества предпринимателя.

В рассуждениях относительно того, что необходимо предпринимателям для создания бизнеса, напротив, было гораздо больше совпадений. 17 повторений – предпринимательские качества, 10 – начальный капитал, 7 – желание работать на себя и специальные знания, 6 – идея, 2 – везение и 1 – хорошая команда. Причем участники исследования, имеющие знакомых предпринимателей, чаще других уточняли, какими специальными знаниями необходимо обладать для открытия своего дела.

Расхождений во мнениях не возникло, значит, аудитория анкетируемых хорошо знает, что делает предпринимателя способным работать. Однако это не становится сигналом к действию. 13 человек из 20 (а это 65% опрошенных) не хотели бы становится предпринимателями. Аргументы сводятся к тому, что способность растить и развивать свое дело кажется нереальной в современных условиях. 50% участников исследования признали, что не обладают нужными навыками. 30% вспомнили, что имеют негативный опыт, связанный с деятельностью предпринимателей. 25% не верят, что их идеи найдут поддержку. 15% полагают, что невозможно реализоваться свои задумки законным путем. Наконец, 5% опрошенных элементарно не имеют желания попробовать, считая, что становление себя как индивидуального предпринимателя – пустая трата времени и сил.

Социальная оценка возникает на основе действий субъекта, однако не всегда удается быть непосредственным свидетелем этих действий. Очень большую роль в формировании оценочного суждения играют источники информации. Абсолютное большинство опрошенных (60%) находит или искало бы данные о предпринимателях в Интернете, 30% - по телевидению, 23% - в рекламных буклетах или листовках, 1% - в городских газетах или журналах. Это позволяет заключить, что респонденты, как правило, осведомлены о продукте, который выпускает компания. Рекламная листовка или реклама на телевидении, сайт в интернете, активность в социальных сетях – все, что, обычно, попадает в поле зрения опрошенных, призвано рассказать об уникальном торговом предложении предпринимательской фирмы, но не об ее создателе.

Участие в социальном проекте предполагает готовность к тому, что потраченные усилия не принесут денег. Последний вопрос анкеты заставлял задуматься о том, для чего работает предприниматель. Абсолютное большинство – 100% опрошенных – полагает, что он трудится для того, чтобы получать прибыль. Только 20% добавляет к ответу, что кроме денег, он получает свободу заниматься любимым делом и развивать лидерские качества. Стоит добавить, что большая часть из этих 20% имеет личное знакомство в предпринимательской среде.

Таким образом, можно заключить, что дзержинский предприниматель имеет репутацию человека, который работает преимущественно для получения прибыли. Он обладает особым складом характера и качествами личности – в числе прочего целеустремленностью, уверенность в себе и аналитическим умом. Аудитория студентов и выпускников, несмотря на то, что положительно отзывается о предпринимателях, не ассоциирует себя с ними и не планирует пополнить предпринимательские ряды. Предприниматель для них – нереальный человек, личность которого представляет собой большую тайну. Так, например, опрошенные могут назвать, какой вид услуг предоставляет предпринимательская фирма, но почти ничего не знают об ее хозяине.

Пилотажное исследование показало, что предприниматели не стремятся к личному взаимодействию со студентами и выпускниками, и это нежелание контактировать взаимно. В то же время исследование определило, что самой точной информацией об индивидуальных предпринимателях (особенно о предпринимательских возможностях и обязанностях) обладают те, кто может похвастаться личным знакомством с ними.

Стоит сделать вывод о необходимости коммуникативного взаимодействия предпринимателей с аудиторией студентов и выпускников, поскольку оба эти субъекта являются потенциальными и желательными для социально-партнерского союза. От социальной активности их обоих в равной степени зависит то, насколько успешно будут реализовываться дзержинские социальные проекты. Для города важность этого доказательств не требует. Предприниматели же получат реальную площадку для формирования и развития социальной ответственности своей компании.

Библиографический список:

  1. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие / В.А. Луков. – М.: Изд-во Моск. гуманит. академии: Флинта, 2003. С. 10

  2. Слепнева Н. Социальный бизнес: миф или реальность / Н. Слепнева // Дзержинский предприниматель // 2013. № 3. С. 2

  3. Овсянников А. На пользу обществу / А. Овсянников // Дзержинские ведомости. 2013. № 50. С. 3

  4. Соловьева Е.В. Социально-технологические аспекты партнерского проектирования в сфере дополнительного образования / Е.В. Соловьева // Труды НГТУ им. Р.Е.Алексеева. Т.78. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии» № 3, Н-Новгород, НГТУ, 2009. С. 100-106

  5. Слепнева Н.Е., Умничка – территория гуманной педагогики / Н. Слепнева // Горожане. 2013. № 21. С. 4

  6. Слепнева Н. IT – обучение длиною в жизнь / Н. Слепнева // Горожане. 2013. № 31.С. 3

  7. Слепнева Н.Е., Людмила Молодавкина о деле своей жизни / Н. Слепнева // Горожане. 2013. № 17. С. 2

  8. Слепнева Н.Е. Я в директора пойду – пусть меня научат / Н. Слепнева // Дзержинский предприниматель. 2013. № 4. С. 2

  9. Гражданский кодекс РФ (ст. 23, п.1)

  10. Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов / В.В. Радаев. – Гос. уни-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. С. 18-30

  11. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: Изд-во «Дело», 2006. С. 133

Приложение 1

Анкета участника исследования

1. Есть ли у тебя знакомые предприниматели?

ДА

НЕТ

2. Ты смог бы назвать несколько фамилий известных дзержинских предпринимателей?

ДА

НЕТ

3. Подбери три прилагательных, которые, по-твоему, наиболее ярко характеризуют ИП как личность.

4. Как ты считаешь, что нужно, чтобы стать ИП?

5. Откуда ты узнаешь информацию о предпринимателях?

из Интернета

из газет и журналов

от них самих

по телевиденью

с помощью буклетов и листовок

другое

6. У тебя есть негативный опыт, связанный с деятельностью ИП?

ДА

НЕТ

7. Ты хотел бы стать предпринимателем? Почему?

8. Как ты думаешь, для чего работает предприниматель?

Приложение 2

Характеристики предпринимательской личности,

обозначенные участниками исследования

Качество

Количество повторений

Качество

Количество повторений

Целеустремленный

8

Властный

1

Предприимчивый (уверенный в себе)

6

Жестокий

1

Умный, анализирующий, умный

6

Рассудительный

1

Рискующий

4

Инициативный

1

Обладающий деловой хваткой

4

Быстро реагирующий на изменения

1

Общительный

3

Обеспеченный

1

Ответственный

3

Успешный

1

Активный

2

Хитрый

1

Смелый

2

Оптимист

1

Сильный

2

Обладающий внутренним стержнем

1

Принципиальный

1

Добропорядочный

1

Скрытный

1

Скрупулезный

1

Современный

1

Наглый

1

Упорный

1

Своевольный

1

Самостоятельный

1

Привлекательный

1

Просмотров работы: 1196