СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Лебедева В.С. 1, Ермолаева Л.Д. 2
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Институт экономики и менеджмента
2Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Гуманитарный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно американскому педагогу, психологу и философу Джону Дьюи большинство ситуаций, в которых действует человек, проблемы, а проблемные ситуации заставляют его искать средства для их целесообразного разрешения [1]. Поэтому, как отмечает Е.С. Полат, основная идея новой парадигмы образования сводится к интеллектуальному и нравственному развитию личности, формированию самостоятельного критического творческого мышления, умения работать с информацией» [2]. При современном потоке информации, поступающей из сети Интернет, по каналам радио и телевидения студенты должны уметь её анализировать с точки зрения, как своих личных профессиональных интересов, так и интересов общества.

Согласно мнению многих исследователей, занимавшихся проблемой профессиональной подготовки в вузе, обучение иностранному языку будущих специалистов призвано не только дать им лингвистические знания, но и вооружить их орудием познания. А это значит, что процесс обучения является процессом совместной деятельности обучающихся и обучаемых [1] и требует такой организации их взаимодействия, при которой были бы созданы оптимальные условия для развития у первых способности и стремления к самообразованию, самостоятельности и самореализации, а у вторых умения творчески управлять процессом овладения такими способностями. Коммуникация рассматривается в этом случае не только как средство обмена субъектов опытом своей творческой деятельности, но и как средство управления этой совместной деятельностью [2].

При таком походе происходит отказ от традиционной методики обучения, имеющей рецептивный характер, а взамен приходят педагогические и психологические технологии, под которыми мы подразумеваем использование в учебном процессе новейших телекоммуникационных технологий. Эти технологии позволят осуществить реальное межличностное общение в процессе моделирования профессиональной деятельности. Использование информационных технологий и сетевых ресурсов помогает оптимально реализовать в процессе обучения студентов с разным уровнем языковой подготовки такие аспекты как расширение условий международного учебного и профессионального общения, индивидуализацию процесса обучения с учётом личностных качеств [5] и разных уровней подготовки, профессиональному самообразованию и расширению профессионального кругозора [6].

Использование сети Интернет в учебном процессе по иностранному языку расширяет возможности изучения данной дисциплины, т.к. вузовская подготовка студентов к профессиональному иноязычному общению предполагает не только обучение их различным видам чтения. Интернет может использоваться на практических занятиях и в качестве библиотеки, и как пространство для индивидуальной, парной или коллективной работы, и объектом исследования, и средством привлечения всех современных технических возможностей (звук, мультипликация, видео, графика), и средоточием разнообразных дидактических материалов [7], каковыми могут служить практически любые сайты по изучаемой на занятии тематике. Другими словами, преподаватель вместе со студентами имеет возможность моделировать на занятии языковые и речевые ситуации, приближённые к естественным, для осуществления непосредственного профессионально ориентированного партнёрского общения, работая в режиме прямого доступа на базе Интернет-класса.

Одной из современных педагогических технологий, способствующих развитию профессиональной компетенции, является метод проекта, который выступает одновременно и как цель обучения творческому монологическому высказыванию, и как инструмент общения, средство включения в другие виды познавательной и профессиональной деятельности человека. Созданию внутреннего мотива для познавательной и речевой деятельности у студентов при работе над проектом способствуют следующие факторы:

  1. связь идеи проекта с реальной жизнью, иными словами с будущей профессиональной деятельностью студента, что значительно повышает интерес студента к выполнению проекта;

  2. переход преподавателя с позиции руководителя в позицию консультанта и координатора, что даёт им возможность в полной мере проявить свою инициативу и самостоятельность, как при выборе темы проекта, так и при подборе материала для его выполнения, что, в свою очередь, способствует развитию критического мышления студентов;

  3. знакомство разработчиков с параметрами оценки проекта и его защиты, что может предусматривать следующее: актуальность выбранной темы, соответствие содержания теме проекта, степень самостоятельности выполнения проекта, уровень владения материалом, грамотность изложения, эстетичность оформления результатов проекта, эмоциональность изложения, использование наглядности при защите проекта, аргументированность ответов на задаваемые вопросы.

В качестве примера ниже приводится проект, разработанный студентами менеджерами группы МН-11 ВлГУ после прохождения темы «Основы менеджмента».

Project

Analyzing style of management

The purpose of this project is to investigate the nature of management and to analyze different aspects of a particular manager’s style .Write down the information concerning a particular member of management according to the plan given below. This individual may be at the top level, middle level, or supervisory level, and the information may be obtained either by personal interview or by reading articles on managers through such sources as Fortune, Forbes, or Newsweek.

  1. Company name.

  2. Manager’s name and title.

  3. Level (e.g. top, middle, or supervisory).

  4. Technical skills required for the job.

  5. Human relations skills required for the job.

  6. Conceptual skills required for the job.

  7. Type of planning the manager does.

  8. Organizing duties.

  9. Controlling duties.

  10. Leadership style.

  11. What does a typical day for the manager involve? How does the manager spend his or her time?

  12. On the basis of these responses, decide if this person is an effective manager?

  13. Would you like to have this person’s job? Why? Why not?

Моделируя определённый вид профессиональной деятельности, преподаватель на занятии управляет профессионально ориентированным иноязычным общением по заданной тематике. Эта техника называется “simulation,” в нашем случае - “professional simulation” (моделирование, имитация профессиональной деятельности). Под этим подразумевается партнёрская, интерактивная деятельность, в ходе и результате которой осуществляется профессиональное общение и решение определённых профессиональных задач.

Профессиональное моделирование позволяет достичь 3 группы целей:

- лингвистические - накопление профессиональной лексики, развитие навыков понимания специализированных текстов, тренировка умений участвовать в обсуждениях и дискуссиях (5);

- профессиональные - применение профессиональных знаний на практике;

- межкультурные - решение культурологических проблем в учебном и профессиональном общении в межкультурном контексте[8].

Используя естественную языковую среду иноязычных Интернет-ресурсов, в которых отражены как деловые, так и культурные аспекты, например, английского или американского общества, преподаватель может предложить студентам различные виды профессиональной деятельности, например, провести маркетинговое исследование с целью принятия какого-то решения, определить эффективность рекламной компании, подготовить план создания своего бизнеса или фирмы. Чтобы осуществить тот или иной вид профессиональной деятельности, можно построить учебную работу на базе Интернета поэтапно.

В данном ниже примере студентам выполняют профессиональную задачу по составлению плана рыночного исследования. Для этого студенты должны изучить информацию и выполнить ряд заданий, размещённых на указанных для них сайтах, с тем, чтобы на завершающем этапе осуществить презентацию плана проведения рыночного исследования. Данный вид работы по осуществлению профессиональной задачи выполняется после прохождения соответствующей темы, предусмотренной программой. Работа по выполнению задачи состоит из трёх этапов.

На первом этапе студентам предоставляются Интернет-адреса, чтобы они могли познакомиться с информацией, как дома, так и в аудитории и ответить на следующие вопросы:

  1. Каково значение и цели рыночного исследования?

  2. Какие виды маркетинговых исследований существуют?

  3. Каковы основные стадии (ступени) рыночного исследования?

  4. Каковы основные проблемы или сферы рынка, подвергаемые рыночному исследованию?

На базе найденной и прочитанной информации студенты обсуждают предъявленные вопросы, выясняют требуемые сведения и выбирают для себя проблему, которую они включат в план своего рыночного исследования. Этот этап работы проводится индивидуально и в группах, часть работы студенты выполняют дома, а часть в аудитории. На первом этапе студенты усваивают лексический материал данной тематики и расширяют свои профессиональные знания.

На втором этапе работы студенты выполняют задания, связанные с организацией и проведением рыночного исследования. При выполнении того или иного задания студенты решают какие-то микропроблемы.

Задание 1. При составлении плана исследования вы должны знать, какие источники информации используются в ходе рыночного исследования. Получите нужную информацию, прочитав текст, данный на сайте, и заполнив пропуски, приведёнными ниже словами. Может ли этот источник быть использован для проведения вашего рыночного исследования? Обоснуйте ваш ответ.

Задание 2. Существуют 3 способа получения первичной информации: путём непосредственного наблюдения, проведения эксперимента и опроса покупателей. Просмотрите текст на сайте и скажите, какой способ получения информации описан в нём. Может ли он быть применён для вашего рыночного исследования.

Задание 3. Ознакомьтесь с перечнем данных на сайте проблем, которые можно решить в результате рыночного исследования, и скажите, какой способ исследования лучше всего подходит для их решения. Например,

What package design should be used?

What media are the most effective?

Задание 4. Стратегия исследования рынка включает в себя три составные части: определение метода исследования, средства или инструмента исследования и план выборочного исследования. Существует 3 метода опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Составьте список преимуществ и недостатков каждого из этих методов. Сравните свой список со списком, данным на сайте. Решите, какой метод опроса вы выберите для вашего исследования

Задание 5. Чтобы составить анкету для исследования, нужно знать, какие основные ошибки делают при её составлении. Ознакомьтесь с информацией, данной на сайте, и сформулируйте основные требования, которых нужно придерживаться при составлении анкеты. Сравните список ваших требований (или вашей группы) со списками других студентов.

Задание 6. Анкеты включают в себя 2 типа вопросов: открытые и закрытые. Изучите структуру построения таких вопросов, данных в таблице на сайте. Составьте анкету для проведения рыночного исследования на свой продукт или услугу, используя тот или иной вид вопросов.

Задание 7. План выборочного исследования является составной частью стратегии рыночного исследования. Ознакомьтесь с информацией, касающейся плана выборочного обследования на сайте, и сделайте небольшие сообщения по следующим вопросам:

  1. Какие основные элементы включает план выборочногообследования?

  2. Как определяется единица выборки?

  3. От чего зависит размер выборки?

  4. Чем определяется методика выборочного обследования?

При выполнении некоторых заданий преподаватель может предложить разговорные клише, которые могут быть использованы в ответах.

На третьем этапе учебной работы с использованием Интернета студенты осуществляют подготовку проекта своего плана рыночного исследования, который включает предмет рыночного исследования, источник информации, указание на метод опроса, анкету для опроса потребителей, план выборочного опроса.

Выше приведённые технологии проведения занятий с применением техники «professional simulation» и метода проекта на базе Интернета и сетевых ресурсов, включающие постановку и выполнение проблемных заданий, позволяют [6]:

  1. повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка;

  2. сформировать умение общаться на иностранном языке в конкретных профессиональных и деловых ситуациях;

  3. сформировать умение языковой догадки на основе контекста;

  4. помочь профессиональному самообразованию и расширению профессионального кругозора;

  5. индивидуализировать учебный процесс с учётом уровня знаний студентов.

  6. развить умения автономной учебной деятельности.

Литература

  1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М.,1992.

  2. Валеева Л.В. Формирование критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку. Высшее образование в России.№11 – М., 2008.

  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.:Политиздат,1975

  4. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Интернет//Иностранные языки в школе. – 1998.- №1. – С.6-11

  5. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М.: Педагогика, 1997, - 258с.

  6. Матюшкин А.Т. Проблемные ситуации в мышлении обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208с.

  7. Беляева А.С. Роль и место внутрипредметных и межпредметных связей в обучении профессионально ориентированному иноязычному общению//Известия Воронежского университета. Т.249. Проблемы романо-германского языкознания и методики преподавания иностранных языков. – Воронеж: ВГПУ, 1999. –С.109-115.

  8. Беляева А.С., Иванова Н. А. Модель обучения профессиональному общению на основе Интернет-технологий с учётом разноуровневой подготовки студентов. – М.: Вестник ВлГУ, 2006. – выпуск 509. – c. 230

Просмотров работы: 1395