Процесс интеграции в Северо-Восточной Азии является важным аспектом международных отношений. В девяностые годы XX века обстановка в Центральной Азии была нестабильна. Государства региона столкнулись с возрастанием террористической угрозы со стороны разнообразных экстремистских, сепаратистских и религиозно-фундаменталистских группировок. Многие страны стремились снизить уровень милитаризации на приграничных территориях и создать безъядерную зону, а освободившиеся ресурсы направить на развитие национальных экономик. Для решения этих задач в 1996г. в Шанхае собрались лидеры России, Китая, Казахстана, Таджикистана и Киргизии.[3] На встрече была создана Шанхайская пятерка, выработано решение о переходе на постоянный формат функционирования в рамках этого механизма. О создании Шанхайской организации сотрудничества было объявлено 15 июня 2001 г. в Шанхае (КНР). В настоящее время Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) утверждается как определенный центр силы в мировой политике и экономике.[2, c. 36]
Эта организация сразу вызвала большой интерес международного сообщества. Ведущие страны-участники системы международных отношений — США, Япония и страны Европы — внимательно следят за тем, что происходит в Организации. Их интерес объясняется главным образом дефицитом информации о фактической деятельности и о сущности ШОС.
Все больше японских экспертов и исследователей сегодня задумываются о проблемах развития организации. В частности, они хотят выработать для себя ясное представление о ШОС и понять, какие возможности открываются для сотрудничества с нею. Внимание к ШОС японских ученых и некоторых политиков может объясняться и сегодняшними интересами Токио в Центральной Азии, так как с недавних пор Япония стала активнее сотрудничать с республиками региона в сфере атомной энергии. Другой важный фактор, стимулирующий интерес Японии к ШОС, — участие в этой структуре России и Китая. В частности, Москва и Пекин могут создавать помехи для политики Токио в Центральной Азии, используя с этой целью механизмы ШОС.[4]
После краха двуполярной системы международных отношений перед Японией стала необходимость скорректировать политику с учетом новых условий. Применительно к Российской Федерации дипломатические контакты могли строиться с чистого листа, без отягощения их идеологическим противостоянием времен советского периода, но претензии на острова Южно-Курильской гряды и увязывание с решением этого вопроса заключение мирного договора стали препятствием для успешного развития отношений. Необходимо отметить, что экономический кризис, который разразился на просторах России после развала Советского Союза, являлся серьезным препятствием для расширения экономических связей между странами, поскольку не позволил создать на базе этих связей альтернативу для того, чтобы отодвинуть решение территориального вопроса на дальнюю перспективу. Таким образом, отношения с Россией не являлись приоритетными для внешней политики Японии.
Японо-китайские отношения так же носят сложный характер, отягощенный региональным соперничеством и исторической напряженностью, продолжавшимися последние десятилетия. Проблемы есть и в территориальном вопросе (принадлежность островов Сэнкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море), и в признании исторической ответственности за действия Японии во второй мировой войне. С одной стороны Япония проявляет озабоченность растущими военными расходами Китая, с другой - Китай, включая Гонконг, в 2007 году стал крупнейшим торговым партнером Японии, их взаимный товарооборот достиг 237 млрд. долл.
Отношения Японии со странами Центральной Азии можно охарактеризовать как наиболее безоблачные и позитивно развивающиеся. Однако объективные условия затрудняли развитие этих отношений. Регион Центральной Азии из-за малочисленности населения не представлял большого интереса для Японии в качестве рынка сбыта продукции. Географическая удаленность, отсутствие прямого выхода к морю, вследствие этого зависимость от транзитных путей, делают невыгодным вынос японским компаниям производства в регион экономически. Эти же факторы затрудняли сотрудничество в области добычи ресурсов. [3]
24 июля 1997 г. на заседании Общества экономических единомышленников (Кэйдзай доюкай) премьер-министром Р. Хасимото была представлена концепция «Евразийской дипломатии». Объективные причины возникновения этой концепции заключаются в стремлении Японии представить свое видение всестороннего развития обширного пространства Евразии, включающего Китай, Россию и новые независимые страны Центральной Азии и Кавказа, впервые после исчезновения биполярного противостояния в мире.
В основе данной концепции лежит выработка новых подходов в политике на трех приоритетных направлениях в Евразии, а именно – Россия, КНР и страны Центральной Азии и Кавказа. Не вдаваясь в подробности нового политического курса в отношении России и КНР, следует лишь отметить, что в концепции подчеркивается первоочередное значение дальнейшего и успешного развития этих двух стран, как ключа к установлению международного миропорядка в настоящем и будущем. При этом становится очевидным, что, несмотря на упоминание о роли и влиянии России на процессы всего Евразийского континента, динамично развивающийся Китай является основным действующим «лицом» данной концепции.
Весьма примечательно заявление Р. Хасимото, о «большом влиянии на рынок мировых энергоресурсов богатых нефтяных и газовых ресурсов Каспийского моря» и значимости развития коммуникаций в регионе как «связующего моста стран Евразийского региона»[6].
В отношении Центральной Азии, впервые была официально отмечена важность развития и укрепления двусторонних отношений с этими странами и выражено стремление проводить более продуманную политику, чем она была в недавнем прошлом с целью ее включения в часть общей концепции дипломатических отношений со странами Евразийского континента в будущем. В концепции были также сформулированы три направления дипломатической политики Японии по отношению к региону:
1. политический диалог для углубления доверия и взаимопонимания;
2. экономическое сотрудничество и сотрудничество в области освоения природных ресурсов для обеспечения процветания региона;
3. достижение мира в регионе посредством нераспространения ядерного оружия, демократизации и стабилизации. [6]
Смена главы правительства в Японии привела к тому, что идеи евразийской дипломатии не получили своего дальнейшего развития. Это является свидетельством того, что для политической элиты Японии место Центральной Азии в мировой политике было все еще не очевидно.
Однако уже 1998 г. была выдвинута Японией программа действий по «Дипломатии Шелкового пути», направленная на поддержку демократических преобразований, содействие экономическим реформам, реконструкцию транспортной инфраструктуры и разведыванию природных ресурсов в Центральной Азии
А в 2003 году Япония предложила всем центральноазиатским странам формат сотрудничества «Центральная Азия + Япония» и в 2004 г. пыталась претворить в жизнь эту идею. Во время визита министра иностранных дел Кавагути Йорико в августе 2004 г. по государствам Центральной Азии было провозглашено сотрудничество в рамках диалога. [1]
15 июня 2006 г состоялся очередной саммит лидеров стран ШОС, на котором договорились о разработки процедуры приема новых членов, для внесения ясности кто и на каких основаниях может войти в ШОС. Казахстан выдвинул инициативу о создании статуса «партнер по диалогу» как промежуточный этап между наблюдателем и постоянным членом ШОС. Эта инициатива позволяет расширить круг привлеченных в регион акторов, учитывая то, что, по мнению сторон необходимо сделать паузу в процессе принятия новых членов в организацию для сохранения стабильности и управляемости в ней. Страны Центральной Азии высказали заинтересованность в расширении количества участников в рамках организации и привлечении в нее Японии, благодаря которой вырастет конкуренция за их поддержку между ведущими акторами. Японские эксперты обосновывают возможное привлечение Японии в ШОС в качестве партнера тем, что это повысит ее роль в мире и позволит продемонстрировать открытость организации. В частности Ивасита признает возможность того, что: «Россия и Китай будут негативно относиться к причастности большого количества внешних стран к ШОС, хотя бы в силу того, что это будет означать ослабление их собственного влияния. Однако очевидно, что именно это могло бы способствовать демократизации международных отношений и внести вклад в стабильное развитие организации, которой они гордятся. Это в интересах большей части центрально-азиатских стран (особенно Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана) и стран-наблюдателей (Монголии, Индии, Пакистана, Ирана)». [5]
В апреле 2007 г. в Токио состоялась презентация под названием, «Каково влияние Японии в Центральной Азии?», организованная вашингтонским институтом Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса, в ходе, которой бывший посол Японии в Узбекистане и Таджикистане Акио Кавато высказал несколько идей относительно политики Японии в регионе. Комментируя инициативу «Центральная Азия + Япония», Кавато охарактеризовал ее как открытую структуру, приветствующую участие любого заинтересованного государства в своей работе. Он противопоставил этот подход в политике, принципам деятельности ШОС, которую подверг критике как «закрытую структуру, призванную нейтрализовать влияние Японии и стран Запада в Центральной Азии». Кавато высказал предположение, что Центральной Азии необходимо создать паназиатскую организацию, действующую на тех же принципах, что и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подобная организация может объединить инициативу «Центральная Азия + Япония», ШОС и другие региональные организации безопасности в одну широкую организацию разных государств. [1]
В феврале 2009 г. в Сахалине проходила встреча министра иностранных дел Японии Таро Асо с президентом России Д. А. Медведевым. Японская сторона сообщила о намерении принять участие в международной конференции по вопросам Афганистана, которую Россия в качестве председателя ШОС предложила провести в конце марта в Москве. В конференции приняли участие представители стран «большой восьмерки», в том числе Япония. Япония впервые принимала участия в заседании, организуемом ШОС. [1]
Есть ли сегодня надежда на то, что Япония станет полноправным членом ШОС? Конечно, эта зависит в основном от членов этой же организации. По итогам Ташкентского саммита в июне 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев высказал мнение, что расширение состава ШОС за счет крупных держав способствовало бы укреплению авторитета этой организации. При этом он отметил, что с принятием Положения о новых членах ШОС «появились отдельные формулировки, которые ставят под вопрос участие в Организации государств с трудностями в правовом статусе» [1]
Япония действительно находится в сложном положении. Есть мощно развивающийся Китай, а также сильная, по стандартам Японии, в военном отношении Россия. Соединение двух держав в “стратегический альянс”, хотя сейчас рассматривается как маловероятный исход, но гипотетически возможно. Кроме того существование ШОС для Японии указывает на ее обязательное влияние на страны Центральной Азии, которые с недавних пор она стала рассматривать как партнеров.
Таким образом, история сложных взаимоотношений ШОС и Японии показывает нам систему множества противоречий: экономических, политических и исторических. От создания грамотного диалога и систем сотрудничества будет зависеть, смогут ли страны договориться относительно партнерства между собой.
Список литературы
Давудов Г.Ш. Взаимоотношения Японии с государствами Центральной Азии в рамках ШОС. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://dspace.khazar.org/jspui/bitstream/123456789/2155/1/2012-b.pdf
Камынин В. Д. Шанхайская организация сотрудничества как объект исследования в отечественной науке // Актуальные проблемы развития ШОС. – М., 2010. - C. 36-43. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18324/1/iuro-2010-80-07.pdf
Милеев Д.А. Взаимоотношения Японии и ШОС. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vostokoved.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/japshos.html
Нургалиев М. Перспективы Японии в Шанхайской Организации Сотрудничества. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ca-c.org/journal/2009-01-rus/11.shtml
Султанов Б.К.. Казахстанско-японское сотрудничество: состояние и перспективы: Материалы международного «круглого стола» (5 декабря 2006 г.) // Султанов Б. К - Алматы. 2007. – с. 37.
Усубалиев Э. История инициатив Японии в Центральной Азии: «Евразийская дипломатия» и «Дипломатия Шелкового пути». - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://analitika.org/ca/history/101-20100212043654228.html