ВЛИЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Махиня С.С. 1, Петрова Ю.М. 1
1Орловский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночной экономики большое значение имеет формирование налоговой системы, механизм функционирования которой соответствовал бы требованиям государственной бюджетной политики и наряду с этим адекватно отражал потребности хозяйствующих субъектов в получении высоких финансовых результатов их деятельности. Налогообложение добавленной стоимости представляет собой один из важнейших инструментов современных финансов, поскольку способствует реализации их основной распределительной функции на микро- и макроэкономическом уровнях.

Проблемы совершенствования НДС в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. При совершенствовании налогообложения добавленной стоимости необходимо исходить не только из макроэкономических последствий рассматриваемых изменений, но и учитывать их воздействие на финансовый механизм организаций-плательщиков НДС. Российские организации-налогоплательщики также должны участвовать в процессе совершенствования налогообложения добавленной стоимости не только посредством повышения налоговой дисциплины, но и применения научно-обоснованных инструментов правомерного воздействия на параметры НДС в направлении обеспечения наиболее эффективного функционирования финансового механизма.

НДС является одним из самых сложных для исчисления налогов. Бремя его уплаты ложится на конечных потребителей, поэтому он относится к разряду косвенных налогов. В самом общем виде налог на добавленную стоимость представляет собой платеж, который вводится на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) вплоть до конечного потребления. На всех этапах продвижения товара от производителя к потребителю осуществляется зачет ранее уплаченных сумм НДС, в результате налогообложению подвергается лишь разница между ценой реализации товара и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производственном процессе. Эту разницу называют добавленной стоимостью.

Плательщиками НДС являются:

  • организации;

  • индивидуальные предприниматели;

  • лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (члены ТС в настоящее время – Россия, Белоруссия, Казахстан), определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Анализ налогообложения добавленной стоимости на предприятии ОАО «Болховский завод полупроводниковых приборов»

Рассмотрим особенности налогообложения предприятий на примере Закрытого акционерного общества «Болховский завод полупроводниковых приборов». ЗАО «БЗПП» специализируется на выпуске диодов, диодных матриц специального назначения, в том числе с индексом «ОС» (особо стабильные), а также цифрознаковых индикаторов.

На сегодняшний день налог на добавленную стоимость занимает наибольшую долю от всего объема налоговых платежей ОАО «БЗПП» в бюджет; она возросла с 13,75% - в 2009 году до 45,86% - в 2012 году (рис. 1). Такой рост связан со значительным расширением производственной деятельности. К примеру, по итогам деятельности за I квартал 2009 года выручка от реализации товаров, облагаемых НДС по ставке 18% составляла 27,5 миллионов рублей, по ставке 10% - 0,2 миллиона рублей. По итогам деятельности за I квартал 2012 года выручка от реализации товаров, облагаемых НДС по ставке 18% составила уже 71,7 миллионов рублей, по ставке 10% - 6,5 миллионов рублей. Почти в шесть раз возросли суммы полученной оплаты в счет предстоящих поставок. Если в I квартале 2009 года предприятием было получено 8,3 млн. рублей предоплаты, то в III квартале 2012 года уже 47,9 млн. рублей.

Рис. 1: Доля НДС в общем объеме налоговых платежей ОАО «БЗПП»

Проанализируем, как изменяется сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет с ростом объемов выручки без НДС (сумма НДС, поступившего организации-налогоплательщику от покупателей в качестве надбавки в отпускной цене, не является доходом и рассматривается как обязательство перед бюджетом в момент отражения выручки) (см. рис. 2). Общая тенденция – рост обязательств по НДС с увеличением объемов выручки. Однако такая закономерность проявляется не в каждом налоговом периоде (квартале), т.е. нет прямой зависимости от динамики доходов. Например, с ростом выручки во втором квартале 2012 года, сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, снизилась. Все дело в налоговых вычетах, их размер значительно возрастает в периоды, когда ОАО «БЗПП» приобретает дорогостоящие основные средства. Плюс налоговых вычетов еще в том, что факт оплаты при применении вычета не имеет значения. Т.е. можно принять налог к вычету и тогда, когда расчеты с поставщиками еще не производились и в учете у предприятия числится кредиторская задолженность.

Рис. 2: Изменение суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет в связи с изменением выручки ОАО «БЗПП» в 2009-2012 гг.

Источником уплаты налога на добавленную стоимость являются доходы, которые поступают от покупателей продукции. В связи с тем, что моментом определения налогового обязательства является день отгрузки, многие предприятия, в том числе и ОАО «БЗПП», заинтересованы в своевременном получении выручки, а еще лучше – предоплаты в счет предстоящих поставок, чтобы вовремя погасить имеющиеся налоговые обязательства и иметь средства для дальнейшей производственной деятельности. Почти со всеми своими покупателями ОАО «БЗПП» заключает договора, предусматривающие частичную оплату товаров в счет предстоящих поставок.

Как уже говорилось выше, увеличение кредиторской задолженности по НДС ухудшает показатели ликвидности, платежеспособности предприятия. Об этом свидетельствуют коэффициенты, рассчитанные в таблицах 3,4. Однако при анализе полученных результатов, следует принимать во внимание не только НДС, но и другие факторы, которые также оказывают свое влияние на результат деятельности предприятия.

Оценка налоговых обязательств позволяет определить, какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет. Для предприятий также важно оценить, какой объем налогов они должны будет уплачивать, например, за счет расширения своей деятельности. Формула налоговой нагрузки на выручку будет равна отношению общей суммы начисленных налогов к валовой выручке предприятия (табл. 1)

Таблица 1. Уровень налоговой нагрузки на выручку предприятия ОАО «БЗПП»

Год

Выручка, включая внереализационные доходы, тыс. руб.

Налоговые платежи, включая взносы во внебюджетные фонды, тыс. руб.

Уровень налоговой нагрузки, %

2009

122 012

19 680

16,13

2010

197 187

35 999

18,26

2011

254 146

42 962

16,90

2012

303 674

55 203

18,18

Уровень налоговой нагрузки остается достаточно высоким, особенно за счет налога на добавленную стоимость, НДФЛ.

Прогнозирование влияния НДС на деятельность ОАО «БЗПП» и способы его снижения

Предприятие ОАО «БЗПП» в 2013 и последующих годах планирует дальнейший рост выручки от реализации, как по основному, так и по всем дополнительным видам деятельности. Поэтому важно оценить, какой объем НДС предприятие будет уплачивать в связи с дальнейшим расширением производства, какое влияние окажет НДС на хозяйственную деятельность предприятия. Для того чтобы получить научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем используется методпрогнозирования. Основным источником исходной информации для прогнозирования является финансово-бухгалтерская отчетность предприятия. Формально экономический прогноз означает определение значений исследуемой величины (суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет) на несколько k - шагов вперед. Так как налоговый период по НДС – квартал, то и значения переменных мы будем брать за каждый квартал 2009-2012 гг.

С помощью эконометрической модели оценим количественную взаимосвязь переменных:

Xвыручка от реализации продукции ОАО «БЗПП» за квартал, тыс. руб. (независимый или «объясняющий» фактор);

Yсумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, тыс. руб. (зависимый или «объясняемый» фактор).

Для исследования количественной взаимосвязи переменных и представления их в виде модели используется регрессионный анализ. Так как в нашей модели присутствует один фактор X, то модель называется парной или однофакторной. Модель парной линейной регрессии имеет вид:

α и β – параметры модели. Коэффициент β показывает, насколько изменится Y при изменении фактора Х на 1.

[3, с. 41,42]

Для оценки параметров линейной модели применяют метод наименьших квадратов (МНК). Метод позволяет подобрать параметры модели так, чтобы линия регрессии наилучшим образом приближала фактические значения Y.

Для оценки параметров линейной регрессии используются формулы:

Исходные данные представлены в таблице 2:

Таблица 2. Исходные данные для определения параметров модели

№ периода

1

2

3

4

5

6

7

8

Х

27 730

30 419

28 349

35 303

42 575

54 037

46 860

48 243

Y

365

1 025

850

475

1 201

4 856

4 287

3 571

№ периода

9

10

11

12

13

14

15

16

X

48 011

63 792

66 193

75 832

78 569

78 742

68 001

78 682

Y

2 639

2 891

3 351

5 806

7 222

5 646

7 619

4 829

Параметры модели можно оценить с помощью программы SPSSStatistics(Ver. 19). Для этого необходимо ввести исходные данные и во вкладке «Анализ» выбрать регрессия → линейная. В таблице «Коэффициенты» рассчитаны параметры модели линейной регрессии (рис. 10), которая таким образом примет вид:

Для проверки качества регрессионной модели можно использовать коэффициент детерминации R2, который показывает, какая доля вариации переменной Y учтена в построенной модели и обусловлена случайными колебаниями фактора Х (см. на рисунке 10 – таблица «Сводка для модели»: R-квадрат).

Рис. 3: Регрессионный анализ

R2 = 0,74 – на 74% колебания выручки объясняют колебания НДС к уплате. Другие факторы, такие как объем приобретенных товарно-материальных ценностей, основных средств для производственной деятельности; сумма полученной предоплаты объясняют изменение НДС, подлежащего уплате на 26%.

Для проверки статистической значимости уравнения (модели) регрессии применяют F-критерий Фишера. Если , то уравнение статистически значимо. Fтабл. можно найти в Excel с помощью функции FРАСПОБР.

Fтабл. (α;k1, k2) = 4,60011 – для вероятности α=0,05; k1 = 1 (число факторов Х в уравнении); k2 = 14 (n – k – 1 = 16 – 1 – 1 = 14).

Fрасч. = 39,221 (см. рис. 10 – таблица «Дисперсионный анализ»). Расчетное значение F больше табличного, значит уравнение статистически значимо, а фактические значения Y хорошо приближены расчетными, фактор в уравнении выбран правильно и его достаточно для анализа переменной Y.

Для проверки статистической значимости параметров уравнения применим t-критерий Стьюдента. tтабл.(α; n – k – 1) можно определить в Excel с помощью функции СТЬЮДРАСПОБР. Расчетные значения t получены в SPSS (см. рис. 10 – таблица «Коэффициенты») Т.к. tтабл = 2,145 < ‌‌I tα I; tтабл < ‌‌I tβ I, то оба параметра уравнения статистически значимы.

В соответствии с производственной программой на 2013 год планируется дальнейший рост выручки от реализации продукции ОАО «БЗПП», она составит:

в I квартале – 86 426 тыс. рублей;

во II квартале – 90 616 тыс. рублей;

в III квартале – 78 801 тыс. рублей;

в IV квартале – 86 550 тыс. рублей;

С помощью SPSS найдем прогнозные значения НДС, подлежащего уплате в бюджет в 2013 году (по каждому кварталу) – точечные и интервальные. Для этого необходимо ввести исходные данные и четыре прогнозных значения X (выручки). Получим результат прогнозирования (табл. 3):

Таблица 3. Прогнозные значения НДС, подлежащего уплате в бюджет предприятием ОАО «БЗПП» в 2013 году

Квартал 2013 г.

Точечный прогноз НДС, тыс. руб.

Интервальный прогноз НДС, тыс. руб.

нижняя граница

верхняя граница

I

7002,595

4863,399

9141,791

II

7456,498

5271,483

9641,514

III

6176,577

4108,213

8244,941

IV

7016,028

4875,543

9156,512

Для более наглядного представления результат прогнозирования по линейной модели регрессии представим на рисунке 4:

Рис. 4: Прогноз НДС, подлежащего уплате в бюджет предприятием ОАО «БЗПП» в 2013 году

В случае увеличения или уменьшения выручки, которую предприятие ОАО «БЗПП» получит в 2013 году, сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, может принимать значения, близкие к интервальным значениям прогноза.

По фактическим данным и полученным прогнозным значениям НДС определим общий показатель налоговой нагрузки по НДС на валовую выручку (сумма налога : валовая выручка × 100%) – таблица 4. Валовая выручка – суммарная денежная выручка предприятия от реализации произведенных товаров, работ, услуг, а также собственных материальных ценностей. К прочим доходам ОАО «БЗПП» относятся доходы от реализации основных средств.

Таблица 4. Уровень налоговой нагрузки по НДС на валовую выручку ОАО «БЗПП»

Год

Валовая выручка за год,

тыс. руб.

Налоговые платежи по НДС в год, тыс. руб.

Уровень налоговой нагрузки по НДС, %

2009

122 012

2 706

2,22

2010

197 187

13 915

7,06

2011

254 146

14 687

5,78

2012

303 674

25 315

8,34

2013*

345 393

27 652

8,01

* прогнозные значения

Проведенные исследования говорят о том, что по мере роста выручки ОАО «БЗПП», влияние НДС на деятельность предприятия будет значительным. Однако это не говорит о том, чтобы снижать объемы производства с целью снижения налоговой нагрузки. Необходимо разработать способы снижения влияния НДС на деятельность предприятия.

Цель ОАО «БЗПП» – дальнейший рост прибыли от производственной деятельности. Положительно скажется на объемах продаж сокращение доли бракованных изделий за счет выявления и устранения причин брака. Причина возникновения брака, конечно, может быть связана с нарушением технологической дисциплины, недостаточностью квалификации рабочих, но для предприятия ОАО «БЗПП» главная причина – это устаревшее оборудование, необходимость его частой наладки. В развитых странах автоматизация в полупроводниковом производстве достигает высочайших уровней, в то время как на рассматриваемом предприятии произведенная продукция – практически «ручная работа». Электронная промышленность во всех развитых странах существенно опережает другие отрасли по темпам прироста производимой продукции, а также по темпам расширения и обновления собственной материально-технической базы.

Для того чтобы понять как можно снизить налоговую нагрузку по НДС, необходимо представить себе процесс формирования стоимости производимой продукции (рис. 5).

 

Расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, имущественные налоги, прибыль

 

 

Материальные расходы

 

 

+

НДС

 

 

Выручка от реализации

 

Рис. 5: Формирование предприятием стоимости производимой продукции

В развитых странах, благодаря высокому уровню автоматизации в полупроводниковой промышленности, удельный вес расходов на оплату труда низкий, в то время как на предприятии ОАО «БЗПП» заработная плата является весьма значительной статьей расходов (около 35% от затрат на производство).

От обложения НДС освобождается только одна компонента производственных затрат – материальные расходы, поэтому налог приводит к сдерживанию расходов на оплату труда, стимулирует приобретение основных фондов.

С одной стороны, обновление основных средств приведет к значительному увеличению налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств), с другой стороны – повысится качество и количество произведенной продукции. Конечно, российским предприятиям в условиях отсутствия инвестиций, государственной поддержки на сегодняшний день не достичь того уровня автоматизации производства, на котором сейчас находятся европейские, американские или японские предприятия полупроводниковой промышленности. Однако даже для успешной работы на российском рынке, необходимо постоянно совершенствовать технологию производства. В настоящее время ОАО «БЗПП» из-за нехватки оборудования вынуждено организовать работу основных цехов в две смены, в том числе и в выходные дни, чтобы вовремя успевать выполнять все производственные заказы. Для приобретения оборудования понадобятся дополнительные денежные средства – заемные. Данные бухгалтерской отчетности свидетельствуют о том, что предприятие довольно успешно и вовремя погашает свою задолженность по кредитам, к тому же высвободившиеся в результате снижения платежей по НДС оборотные средства будут дополнительным источником финансирования.

К тому же в основных направлениях налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов прописано, что в целях создания стимулов для обновления основных фондов из объекта обложения налогом на имущество организаций будут исключены объекты, относящиеся к движимому имуществу (машины, оборудование).

Позволит предприятию ОАО «БЗПП» снизить уплату НДС расширение экспорта в страны ближнего зарубежья, т.к. в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации экспортируемых товаров применяется нулевая ставка налога. В данный момент объем экспортируемой продукции составляет 0,4% от общего объема реализуемой продукции.

Нулевая ставка НДС равносильна освобождению экспортируемых товаров, работ или услуг от налога, но с одновременным правом налогоплательщика на налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных поставщикам. Экспортер может принять к вычету НДС, уплаченный им поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров. Таким образом, у бюджета возникает задолженность перед экспортером, которую он вправе потребовать ему возместить в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ. Этим нулевая ставка отличается от «обычного» освобождения, предусмотренного при реализации отдельных товаров (работ, услуг) в статье 149 НК РФ («входной» НДС по этим операциям к вычету не принимается).

Однако прежде чем принять к вычету «входной» НДС, экспортер должен своевременно обосновать свое право на применение нулевой ставки налога. Из перечня документов, представляемых в налоговые органы для обоснования указанной ставки, исключены документы, подтверждающие оплату, что позволяет российским налогоплательщикам, осуществляющим внешнеторговые операции, в более короткий срок возместить НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). [1]

Основные направления совершенствования механизма НДС в России и ОАО «БЗПП»

Сегодня проблемы, касающиеся налога на добавленную стоимость стали предметом повышенного внимания со стороны и высшего политического руководства России, и научной общественности, и налоговых органов всех уровней, и хозяйствующих субъектов.

С начала внедрения в российскую практику НДС не утихают споры о целесообразности его использования, механизме его изъятия, льготах, уровне ставок. НДС обеспечивает нейтральность налогообложения только при условии правильного применения и учета всех особенностей данного налога. Параметры налогообложения добавленной стоимости во многом определяют фискальную политику, являющуюся составной частью государственного макроэкономического регулирования.

На сегодняшний день НДС оказывает неодинаковое воздействие на различные отрасли экономики России. Чем больше доля материальных затрат и доля работ и услуг сторонних организаций в совокупной стоимости произведенных предприятием товаров, тем меньшая сумма его оборота облагается налогом. НДС подавляет, в первую очередь, трудоемкие высокотехнологичные, наукоёмкие производства, а это серьезное препятствие на пути формирования инновационной экономики страны. Сохранение унифицированности ставок для обрабатывающих отраслей с низкой технической оснащенностью обрекает страну на дальнейшее ее развитие как сырьевой державы. При единообразном подходе ко всем налогоплательщикам, при колоссальных различиях среди них в условиях и особенностях производства и реализации продукции само государство толкает многих из них к укрывательству доходов, к уклонению от налогообложения.

Можно выделить несколько направлений совершенствования НДС:

1) изменение налоговой ставки;

2) совершенствование налоговой базы;

2) использование эффективных налоговых льгот;

3) совершенствование администрирования НДС.

О том, что НДС сдерживает экономическое развитие России и как минимум необходимо существенно снизить ставку этого налога – выделили приоритетом на правительственном уровне. В развитых странах Запада доля косвенных налогов падает, в России возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличить налоговые поступления «любой ценой». А цена такой налоговой политики высока – экономическая стагнация, инфляция, серьезный рост цен на потребительские товары.

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена на 2 процента, однако дальнейшего ее снижения не происходит до сих пор. Снижение ставки НДС с 20 до 18% не привело к предполагавшемуся снижению цен в российской экономике. Предположения о росте инвестиций в результате снижения ставки НДС были основаны на гипотезе о том, что данные выгоды будут направлены на увеличение капитальных вложений. Вместе с тем стимулы к осуществлению инвестиций в России обусловлены не только уровнем налоговой нагрузки, но и высоким уровнем рисков, связанных с инвестициями.

Снижение ставки НДС будет являться мерой поддержки диверсификации российской экономики, промышленного роста. За счет снижения НДС высвободятся значительные средства предприятий, которые могут быть направлены на перевооружение и расширение производства. Вместе с тем, при снижении общей ставки налога следует сохранить его льготную ставку в 10% для ряда товаров первой необходимости (продуктов питания, медикаментов, детских товаров). В противном случае неизбежен рост цен на основные потребительские товары. Предлагается также повысить ставку на реализацию предметов роскоши. Такой способ позволит увеличить долю уплаты НДС, лицами, относящимися к высокообеспеченной категории населения. Дополнительным источником налоговых поступлений может стать отмена льгот для добывающих компаний.

Существует еще один важный аспект НДС, напрямую связанный с малым и средним бизнесом, сельхозтоваропроизводителями. В настоящее время согласно ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Статьей 346.26 Налогового кодекса РФ предусмотрено аналогичное освобождение для плательщиков единого налога на вмененный доход, статьей 346.1 – для плательщиков единого сельскохозяйственного налога.

В связи с этим организации и предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, не могут учитывать сумму НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным у организаций и предпринимателей, применяющих УСН или являющихся плательщиками ЕНВД или ЕСХН, которые в результате оказываются исключенными из состава контрагентов. Таким образом, данное положение оказывает отрицательное воздействие на развитие российской экономики, сдерживая товарооборот, не позволяет реализовывать в полной мере потенциал малых предприятий.

В связи с этим предлагается предоставить организациям, применяющим общий режим налогообложения, возможность учитывать «входной» НДС при реализации товаров, работ, услуг, приобретенных у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или являющихся плательщиками ЕНВД, ЕСХН, а также при реализации результатов обработки, переработки или иной трансформации закупленной у них продукции. При этом налоговую базу предполагается установить как разницу между ценой реализации, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ, без включения в нее НДС, и ценой приобретения указанных товаров, работ или услуг.

Такие изменения позволят увеличить объем заключаемых договоров купли-продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) между организациями и предпринимателями, применяющими различные режимы налогообложения.

Сам переход с общей системы налогообложения (ОСН) на упрощенную систему налогообложения вместо налоговой экономии может привести к значительной потере денег. Это связано с тем, что до перехода на УСН придется восстановить ранее принятый к вычету входной НДС:

- со стоимости материально-производственных запасов, которые были куплены на ОСН, но будут использованы уже на упрощенке;

- с остаточной стоимости основных средств. Даже если речь идет о недвижимости, восстановить НДС с ее остаточной стоимости необходимо в последнем квартале года, предшествующего году, с которого будет применяться упрощенная система налогообложения (именно к такому выводу в Постановлении N 10462/11 от 01.12.2011 пришел Президиум ВАС; он решил, что правила пункта 6 статьи 171 НК, позволяющие восстанавливать НДС по недвижимости в течение 10 лет, в случае перехода на УСН неприменимы). [2, с. 84-85]

В базу налогообложения НДС в России включается акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к созданной добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж – акциз.

Применение норм статьи 167 НК РФ, касающихся исчисления НДС с полученных авансов, приводит к тому, что налоговая база по НДС возникает до появления объекта налогообложения, что противоречит ст. 54 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. Включение в налогооблагаемую базу полученных авансов лишено экономического смысла, поскольку объект налогообложения может впоследствии вообще не появиться, что приводит к парадоксальной ситуации: налоговая база возникает вообще без объекта налогообложения. Налоговый вычет по уплаченным авансам, введенный с 1 января 2009 года, является трудоемким как для поставщика, так и для покупателя.

Следует напомнить, что еще в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. была поставлена нерешенная до сих пор задача: «Другой проблемный вопрос – налог на добавленную стоимость. Наряду с изменением процедур взимания НДС надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей».

Немаловажным решением может служить пересмотр существующих льгот, особенно социально значимых. Это не только позволит оперативно решать определенные экономические и социальные проблемы страны, но и будет способствовать стимулированию развития определенных отраслей экономики. [4]

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон № 287 ФЗ «О внесении изменений в статьи 149, 162 части второй НК РФ. Он предоставил право на освобождение (льготу) по налогу на добавленную стоимость в отношении оказываемых гражданам жилищно-коммунальных услуг управляющих организаций, товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ) и жилищных кооперативов «при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса». Однако в ряде случаев, прежде всего государственные и муниципальные управляющие организации вынуждены приобретать коммунальные услуги и коммунальные ресурсы у генерирующих компаний (организаций коммунального комплекса) по цене значительно выше той цены, по которой сами управляющие организации реализуют жилищно-коммуналь­ные услуги гражданам.

Это обусловлено тем, что генерирующие компании (организации коммунального комплекса) продают электрическую, тепловую энергию и воду по безубыточным для них, экономически обоснованным тарифам. Управляющие же компании, выступающие исполнителями жилищно-коммунальных услуг в отношении граждан, обязаны применять в расчетах с гражданами социально ориентированные тарифы с учетом:

  • льгот, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации;

  • индексов предельного роста платежей населения;

  • нормативов потребления гражданами коммунальных услуг.

Кроме того, на управляющих организациях лежат расходы по содержанию внутридомовых инженерных систем. Таким образом, именно у управляющих организаций складываются убытки от работы с гражданами не по их вине, а в связи социально-значимым характером их деятельности.

Помимо убытка у управляющих организаций в этих условиях складывается и сумма НДС к возмещению (зачету или возврату) из федерального бюджета. Сумма НДС к возмещению не увеличивает убытка, не покрывается ни платежами граждан, ни субсидиями из территориальных бюджетов, а возмещается в порядке, общеустановленном законодательством о налогах и сборах. В случае использования налогоплательщиком освобождения (льготы) в порядке статьи 149 НК РФ он не платит НДС в бюджет, но и лишается права на его вычет и возмещение.

Как уже сказано выше, в настоящее время управляющие организации, осуществляющие социально значимую, убыточную для них деятельность по обеспечению граждан жилищно-коммунальными услугами, не платят НДС в бюджет, а возмещают НДС, уплаченный поставщикам из бюджета. Соответственно применение этой льготы для них невыгодно. Невыгодна эта льгота и для граждан: НДС, уплачиваемый управляющей организацией поставщикам, ранее тариф для населения не увеличивал, а относился на расчеты с бюджетом по возмещению НДС. Теперь же, в случае применения льготы, «входной» НДС, уплачиваемый поставщикам, будет увеличивать издержки управляющей организации, увеличивать тариф жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемый населением. В условиях опережающего роста тарифов поставщиков (генерирующих компаний) это будет особенно ощутимо.

Совершенствование администрирования НДС дает возможность перейти к реальным действиям по снижению основной ставки НДС. Если же условия администрирования не будут улучшаться, то снижение ставки не целесообразно, поскольку потери бюджета будут еще выше. В настоящее время существует большое количество «фирм-однодневок», которые при попустительстве налоговых органов возмещают из бюджета значительные суммы НДС, в то время как остальные налогоплательщики, претендующие на возмещение налога из бюджета, нередко вынуждены отстаивать свои возмещения в судебном порядке. Также актуальной задачей государства является совершенствование системы администрирования НДС по экспортным операциям.

Следует отметить, что только последовательное, поэтапное введение изменений в налоговое законодательство, начиная с базовых положений, влияющих на все стадии налогового функционирования, а именно: контроль, качество, эффективность и последующих преобразований, касающихся определенных элементов налогообложения, может дать положительный результат при реформировании и совершенствовании НДС.

Проведенные исследования позволяют дать некоторые рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО «БЗПП», снижению влияния НДС на деятельность предприятия:

- ведение работ по снижению себестоимости продукции, таких как внедрение ресурсосберегающих технологий, дальнейшее продвижение по пути формирования законченного производственного цикла с целью сокращения издержек по доставке комплектующих, сокращения доли бракованных изделий;

- дальнейшее обновление основных фондов предприятия, это позволит повысить размер налоговых вычетов по НДС с одной стороны, повысит качество и количество выпускаемой продукции с другой стороны;

- расширение экспорта в страны ближнего зарубежья, результатом этого будет рост выручки предприятия и увеличение сумм налоговых вычетов («входной» НДС по материалам, которые использованы в производстве продукции на экспорт);

- постоянный контроль за кредиторской задолженностью, поскольку ее значительный размер создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

- направление денежных средств в выгодные финансовые вложения.

В настоящее время в обществе сложилось устойчивое мнение относительно несовершенства и неэффективности механизма взимания налога на добавленную стоимость.

Исходя из проведенного в дипломной работе анализа теоретических основ взимания налога на добавленную стоимость можно сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию механизма НДС в Российской Федерации:

- Определение оптимальной ставки НДС. Высокая ставка НДС не позволяет предприятию перейти к расширению основного капитала и увеличению объемов производства или же толкает предприятие на применение схем уклонения от уплаты налога. Однако повышение эффективности российской налоговой системы кроется не в банальном снижении налоговых ставок, а в преодолении их унифицированности, т.е. необходим учет финансово-экономических и отраслевых особенностей секторов экономики.

- Совершенствование налоговой базы. В частности, исчисление НДС с полученных авансов приводит к тому, что налоговое обязательство возникает до появления объекта налогообложения. Саму налоговую базу приходится определять дважды – при получении аванса и при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг).

- Устранение барьера, возникающего из-за НДС между малым и крупным бизнесом.

- Пересмотр существующих льгот. Упор необходимо сделать на совершенствование порядка применения льгот по НДС, особенно социально значимых. Это будет способствовать стимулированию развития социальной инфраструктуры России.

- Пресечение имеющейся практики уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость.

Государству необходим комплексный налоговый подход к формированию эффективных стимулов повышения инновационной активности предприятий.

Список источников литературы

  1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // КонсультантПлюс: справочно-поисковая система. – 2012.

  2. Ахтанина М. Н. О выгодности освобождения от НДС после перехода на УСНО // Главная книга. Конференц-зал. ̶ 2012. ̶ № 10. – с.84-85.

  3. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 344 с.: ил.

  4. http://www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы.

 

 

 

Просмотров работы: 4735