ТИПОЛОГИЯ И ИЕРАРХИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНЫМИ РЕСУРСАМИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТИПОЛОГИЯ И ИЕРАРХИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНЫМИ РЕСУРСАМИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в российской деловой сфере происходят существенные изменения. Идет интеграция в мировую экономику, повышается конкуренция. Вместе с тем победа в конкурентной борьбе и полная реализация конкурентных преимуществ требует наличия системы формирования, поддержания и воспроизведения интеллектуального капитала, т.е. совокупности знаний и умений персонала, позволяющего эффективно решать поставленные перед организацией задачи. Именно наличие интеллектуально-креативных ресурсов определяет конкурентные преимущества и позволяет разработать эффективную стратегию поведения на рынке.

Интеллектуальные ресурсы можно структурировать по трем напра­влениям (табл. 1).

Таблица 1

Типология интеллектуальных ресурсов в бизнес-системах
Человеческие активы Инфраструктурные активы Рыночные активы

Знания.

Образование, квалификация. Опыт.

Навыки.

Компетенция.

Базы данных. Программы для ЭВМ.

Патенты на изобретения и промышленные образцы. Авторские права.

Информационные технологии. «Ноу-хау».

Корпоративная культура. Стратегия управления.

Сетевые системы связи.

Деловая репутация: товарный знак, фирменное наименование, право пользования, наименование места происхождения товара, марки качества, марочное наименование.

Контракты и соглашения: франшизные, лицензионные

Покупательская приверженность.

Деловое сотрудничество.

Портфель заказов.

В условиях экономики, основанной на знаниях, управление интеллектуальными ресурсами должно стать своего рода метадисциплиной и интегрирующей структурой, объединяющей основную группу вопросов, которые определяют управление бизнес-процессами в целом. При этом управление интеллектуальны­ми ресурсами должно обеспечить измене­ние парадигмы в управлении от линейных механистических позиций и функциональ­ных модулей к динамическим отношениям, сетевым и взаимозависимым бизнес-про­цессам уже на уровне бизнес-систем. Данный сдвиг мышления в бизнесе должен произойти на трех базовых уровнях управления: стратегическом (бизнес-уровне), тактическом уровне рабочих групп и дея­тельности и операционном уровне индивиду­альных задач, функций и технологий, кото­рые их поддерживают (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия уровней задач управления интеллектуальными ресурсами в бизнес-системах

На стратегическом уровне управления интеллектуальными ресурсами решается вопрос о переосмыслении генерированной стоимости, которая должна включать финансовую и нема­териальную стоимость.

Интеллектуально-креативные ресурсы отражают способности людей (являющихся носителями данных ресурсов, в упрощенном варианте ассоциируемые с ними) накапливать знания, умения, опыт, то есть использовать открытые алгоритмы действий для достижения определенного результата - интеллектуальная составляющая, а также создавать новые (неизвестные ранее) алгоритмы выполне­ния работ в рамках своих должностных обязанностей - креативная составляющая. В рамках рассматриваемой модели данное разбиение является условным, так как интеллектуальная и креативная составляющие в процессах своего проявления между собой неразрывно связаны. Проявление интеллектуально-креативных ресурсов – работа по достижению поставленных целей, включающая в себя как использование известных, так и, в случае необходимости разработку принципиально новых алгоритмов действий.

Формирование и развитие интеллектуально-креативных ресурсов – процесс, связанный с накоплением знаний, навыков, опыта и умений, а также с развитием способностей к созидательным действиям при разработке новых экономических продуктов. Комплекс мероприятий и методов формирования интеллектуально-креативных ресурсов предприятия можно представить в виде схемы (рис. 2).

Рис. 2. Процесс формирования интеллектуально-креативных ресурсов организации

Результатом реализации данной схемы становится выделение в оптимальной структурной форме совокупности интеллектуально-креативных ресурсов предприятия для достижения поставленных перед ними целей.

Система интеллектуально-креативных ресурсов предприятия является динамической, то есть меняющейся с течением времени. Способность компаний добиться успеха зависит в первую очередь от развития навыков ее работников в области решения возникающих вопросов, от способности персонала организации обучаться на собственном опыте.

Можно выделить три основных направления развития интеллектуально-креативных ресурсов предприятия, для каждого из которых возможно применение специальных методов (рис. 3).

Выбор методов развития интеллектуально-креативных ресурсов предприятия определяется несколькими основными факторами: затратами на их осуществление (некоторые программы требуют существенных экономических вливаний); горизонтом действия проведенных мероприятий (чаще всего инвестиции в программы развития предполагают высокую отдачу в течение длительного периода); экономической эффективностью программ. Интеллектуально-креативные ресурсы являют­ся основным активом инновационной деятель­ности любой организации, заинтересованной в долгосрочном присутствии на рынке. Таким образом, данный актив служит источником своеобразного продукта любого предприятия - «инновации» и является неотделимой частью своего носителя «инновационной личности».

Рис. 3. Система развития интеллектуально-креативных ресурсов организации

Инновационность личности и ее развитие яв­ляется одной из основных проблем как государства в целом, так и каждой его экономической структуры, в частности, таких важных областей как финансовая сфера и система подго­товки и обучения персонала коммерческих ор­ганизаций.

Отражение зависимости проявления интеллек­туально-креативных ресурсов на различных карьерных стадиях, а также выявление и пре­одоление недостатков существующей системы их формирования показано на рисунке 4.

 

Проявление ИКР в процессе практической деятельности

 

Проявление

креативных

ресурсов

Проявление

интеллектуальных

ресурсов

Карьерный рост сотрудника

Исполнитель Менеджер Топ-менеджер

Рис. 4. Модель проявления интеллектуально-креативных ресурсов специалистов

на различных стадиях карьеры

По горизонтальной оси показана динамика карьерного роста сотрудника (носителя интеллектуально-креативных ресурсов), по вертикальной оси - уровень проявления им своих интеллектуально-креативных ресурсов с дифференциацией проявления интеллектуальной и креативной составляющей.

В частности, приведенная модель иллюстриру­ет основную проблему современного образова­ния, в системе которого основной акцент делается на развитие интеллектуальных способностей с незначительным развитием креативной составляющей. В резуль­тате это приводит к появлению большого чис­ла исполнителей, из числа которых формируется управляющий со­став с недостаточным развитием креативной составляющей интеллектуально-креативных ресурсов. При этом в лучшем случае только накануне назначения или чаще уже по­сле него менеджер или топ-менеджер начинают повышать собственное бизнес-образование с позиций повышения навыков и умений прояв­ления своих креативных способностей. На основе приведенной модели можно сфор­мулировать следующие основные принципы формирования интеллектуально-креативных ресурсов:

1. Оценка сотрудников, особенно на руководящих ступенях, должна осуществляться по уровню их креативного потенциала.

2. Обучение должно быть опережающим, что позволит не интуитивно искать будущих руководителей, а выбирать их из существующих исполнителей, подготовленных для руководящей работы.

3. Проявление интеллектуально-креативных ресурсов ограничено жесткими регламентами, поэтому подготовка руководителей должна осуществляться с комплексным развитием как интеллектуальной, так и креативной составляющей.

4. Развитие топ-менеджеров должно осуществляться во всех смежных областях, поскольку проявление творчества наиболее активно на стыке различных областей наук.

Таким образом, можно отметить, что основополагающее значение для достижения конкурентного преимущества организации имеют ее интеллектуально-креативные ресурсы, которые сами по себе становятся значительным конкурентным преимуществом на рынке.

Литература

1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально–креативными ресурсами наукоемких производств – М.: Креативная экономика, 2010. – 384 с.

2. Насибян С.С. Формирование конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов в финансовой сфере экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – № 10.

3. Чичерин Ю.А., Рындин Е.В. Программы активизации креативной деятельности молодых исследователей в решении проблем инновационного развития России // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2010. – № 1. – С. 217-220.

Просмотров работы: 1642