АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Фарфор – один из наиболее популярных и древних видов керамических изделий. Появившись еще в VI веке в Китае, с тех пор и по настоящее время фарфор пользуется большим спросом практически во всем мире. Фарфоровые изделия получают высокотемпературной термической обработкой смеси каолина, кварца и полевого шпата.

К важнейшим потребительским свойствам фарфоровых изделий относятся функциональные, эстетические, эргономические и экологические. Эстетические свойства фарфора определяют такие показатели, как блеск и белизна. Функциональные свойства фарфорофаянсовых изделий предусматривают возможность выполнения ими двух основных функций: "принимать" и сохранять пищу и напитки в неизменном количестве и качестве и "отдавать" их полностью или частично по мере необходимости. Эргономические свойства – это способность товаров наиболее полно удовлетворять потребности человека по следующим критериям: гигиенические свойства обусловлены, прежде всего, природой и свойствами фарфора и характеризуются такими групповыми показателями как безвредность и загрязняемость; гигиеничность характеризуется выделением вредных веществ (соединений свинца, цинка, кадмия и др.); антропометрические свойства выражаются удобством пользования; физиологические свойства - способность изделия в наибольшей степени соответствовать измеряемым характеристикам потребителя. Экологичность заключается в способности изделий не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации.

Объектами для исследования явились 7 образцов чашек отечественного и зарубежного производства, изготовленных из твердого фарфора:

1) «Добрушский фарфоровый завод» (Республика Беларусь, Гомельская область, г. Добруш);

2) «Дружковский фарфоровый завод» (Украина, Донецкая область, г. Дружковка);

3) «Рудольф Кампф», «Леандр» (Чехия);

4) «Ямасен» («YAMASEN») (Япония);

5) «DOGANAY» (Китай);

6) «Дулевский фарфоровый завод» (Россия, Московская область, г. Ликино-Дулево);

7) «Богдановичский фарфоровый завод» (Россия, Свердловская область, г. Богданович).

Целью работы было проведение внешней оценки, определение основных эстетических свойств образцов, а также их функциональных и некоторых эргономических свойств.

Внешний осмотр показал отсутствие дефектов на изделиях чешского и японского производства. На всех остальных заметны темные пятна (мушки), которые появляются на стадии обжига. Фарфоровая чашка Добрушского ФЗ имеет нечеткий рисунок. На изделии китайского производства обнаружено наибольшее количество дефектов: 2 мушки, потеки и наплывы глазури.

Вторым этапом исследования явилось определение белизны и блеска глазури указанных изделий. Для этого применялся фотоэлектрический блескомер ФБ-2, принцип работы которого основан на фотоэлектрическом методе измерения неэлектрических величин. Были получены следующие усредненные данные (по результатам 5 измерений): блеск и белизна изделия Добрушского ФЗ – 60% и 35%, Дружковского ФЗ – 35% и 21%, Дулевского ФЗ – 63% и 29%, Богдановичского ФЗ – 59% и 40%, завода «Леандр» - 60% и 38%, «YAMASEN» - 64% и 29%, «DOGANAY» - 43% и 25% соответственно. Очевидно, что самыми высокими показателями блеска среди всех представленных образцов обладают чашка производства Япония и Дулевского ФЗ. Изделие Дружковского ФЗ имеет наименьший блеск и белизну.

Анализ функциональных, антропометрических и физиологических свойств образцов показал полное удовлетворение требуемым показателям.

Таким образом, в работе проведен анализ эстетических, функциональных и эргономических свойств на ряде чашек отечественного и импортного производства.

Просмотров работы: 1567