СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК КУРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире государственная поддержка аграрного сектора является базой для аграрной политики многих развитых стран, включая Россию. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) является важным звеном экономики любой страны, так как он создает 30% ВВП, а потребительский рынок товаров формируется на 75% из продукции изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

В современной экономике сельское хозяйство как одну из важнейших сфер экономики активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.

Государственная поддержка аграрного сектора в России осуществляется через бюджетное финансирование при участии бюджетов всех уровней.

Следует отметить, что на сегодняшний день актуально не только необходимость увеличения объемов государственной поддержки, но и эффективность использования данных бюджетных средств, которые были выделены на поддержку аграрного сектора. Стоит правильно оценивать полученные результаты от проводимой политики государства для данного сектора. Ведь в случае недостатка бюджетных субсидий перед государством станет вопрос об эффективности использования средств, полученных по областям, для разработки наиболее эффективной аграрной политики.

Исследуя финансовую поддержку аграрного сектора, нужно уточнить понятие эффективности и ее критерии. По мнению О.А. Фролова эффективность государственной финансовой поддержки – это сложная экономическая категория, показывающая максимальную производственную отдачу от совокупности средств и выгод, получаемых сельхозпроизводителями и сельскими территориями безвозмездно или на льготных условиях из бюджетов разных уровней, а также от действия законодательных и других государственных мер, обеспечивающих условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности на селе.

Основные показатели экономической эффективности государственной финансовой поддержки зависят от производственных показателей таких, как прибыль до налогообложения по всей деятельности сельскохозяйственных организаций на 1 га сельхозугодий, чистая прибыль организаций на 1 га сельхозугодий, сальдированный финансовый результат и размеров финансовой помощи, предоставляемой государством.

Целью субсидий для сельского хозяйства является рост объемов сельскохозяйственной продукции. Поэтому, проводя исследования, анализируют абсолютные показатели:

- объем государственной поддержки;

- выручка от реализации продукции сельского хозяйства;

А также относительные в составе, которых объем государственной поддержки в расчете на 100 рублей выручки или себестоимости.

Данные показатели определяют как в целом по продукции аграрного сектора, так и по ее направлениям: растениеводству, животноводству и др.

Также важным показателем является бюджетная эффективность, которая рассчитывается как отношение сумм налогов, сборов и других платежей предприятий аграрного сектора, поступивших в казну, к размеру их государственных субсидий. При таком способе расчета можно определить реальную отдачу от федеральной и региональной государственной поддержки.

Таблица 1 – Эффективность государственной поддержки АПК Курской области

Года

Объем производства с/х продукции в факт. Ценах, млн. руб.

Государственные субсидии АПК Курской области, млн. руб.

Эффективность государственных субсидий

2005

224724

15278,5

14,71

2006

242105

16666,3

14,53

2007

314083

15236,6

20,61

2008

411226

14407,1

28,54

2009

414013

23761,4

17,42

2010

518706

29643,2

17,50

2011

580117

36775,8

15,77

2012

690832

58192,3

11,87

Показатель эффективности государственных субсидий показывает, сколько произведено продукции сельского хозяйства на 1 рубль государственных субсидий. За 8 лет данный показатель имеет неустойчивую динамику. Наибольшая эффективность по Курской области была отмечена в 2007-2008 годах, а вот к 2012 году эффективность государственных субсидий снизилась почти в 2 раза, не смотря на возрастающие объемы производства и объемы государственной поддержки. Нужно отметить, что необходимо внести изменения в политику финансирования АПК Курской области, так как темпы роста государственной поддержки АПК (увеличилась в 3,8 раза) превышают темпы роста объема производства сельскохозяйственной продукции (увеличилась в 3,07 раза).

Рассмотрим в таблице 2 результаты исследования динамики государственных субсидий АПК Курской области. Объем и динамика государственной поддержки будет рассмотрена в разрезе 8 лет, в течение которых субсидии АПК Курской области не имели устойчивого роста или снижения объема инвестиций.

В результате анализа рядов динамики можно сделать вывод о том, что динамика государственных субсидий АПК Курской области неустойчивая. После экономического кризиса в 2008 году объемы государственной поддержки значительно увеличились и с каждым последующим годом росли на в среднем на 30%. За анализируемый период объемы государственной поддержки АПК Курской области увеличились в 3,8 раза.

Таблица 2 – Результаты исследования динамики государственных субсидий АПК Курской области

Года

Государственные субсидии АПК Курской области, млн. руб.

Абсолютный прирост базисный

Абсолютный прирост цепной

Коэффициент роста базисный

Коэффициент роста цепной

Темп роста базисный

Темп роста цепной

Темп прироста базисный

Темп прироста цепной

Значение абсолютное процента

2005

15278,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2006

16666,3

1387,8

1387,8

1,090833524

1,090833524

109,08335

109,083

9,083352

9,083352

152,785

2007

15236,6

-41,9

-1429,7

0,997257584

0,914216113

99,725758

91,4216

-0,27424

-8,57839

166,663

2008

14407,1

-871,4

-829,5

0,942965605

0,94555872

94,296561

94,5559

-5,70344

-5,44413

152,366

2009

23761,4

8482,9

9354,3

1,555218117

1,649284034

155,52181

164,928

55,52181

64,9284

144,071

2010

29643,2

14364,7

5881,8

1,940190464

1,24753592

194,01905

124,754

94,01905

24,75359

237,614

2011

36775,8

21497,3

7132,6

2,407029486

1,240615048

240,70295

124,062

140,7029

24,0615

296,432

2012

58192,3

42913,8

21416,5

3,808770494

1,582353069

380,87705

158,235

280,877

58,23531

367,758

Рисунок 1 – Динамика объема производства с/х продукции и государственных субсидий

В начале 2009 года были самые трудные месяцы экономического кризиса, когда снизились практически все экономические показатели. И наоборот — увеличивалась безработица, росли проценты по кредитам. По итогам 2009 года сокращение российского ВВП было рекордным — 7,9 %. За тот же год промышленное производство снизилось на 10,8 %, экспортная цена на нефть — на 40 %, на газ — на 30 %, на чёрные металлы — на 43 %. Это основные статьи российского экспорта. Но если раньше внешние «шоки» надолго отбрасывали Россию назад, то к нынешнему кризису Россия оказалась готова гораздо лучше, чем прежде. Что касается агропромышленного комплекса Курской области, то в 2008-2009 годах объем производства сельскохозяйственной продукции не увеличивался, хотя государственные субсидии возросли (рисунок 1).

Рассмотрим существующую взаимосвязь между объемом производства с/х продукции и объемом государственных субсидий АПК Курской области в таблице 3.

Таблица 3 – Расчет зависимости исследуемых факторов

Года

Объем производства с/х продукции в факт. ценах, млрд. руб. (Y)

Государственные субсидии АПК Курской области, млрд. руб. (X)

Х²

Y*X

2005

224,724

15,2785

233,43256

50500,87618

3433,445634

2006

242,105

16,6663

277,76556

58614,83103

4034,994562

2007

314,083

15,2366

232,15398

98648,13089

4785,557038

2008

411,226

14,4071

207,56453

169106,8231

5924,574105

2009

414,013

23,7614

564,60413

171406,7642

9837,528498

2010

518,706

29,6432

878,71931

269055,9144

15376,1057

2011

580,117

36,7758

1352,4595

336535,7337

21334,26677

2012

690,832

58,1923

3386,3438

477248,8522

40201,10299

Итого

3395,806

209,9612

7133,0433

1631117,926

104927,5753

На основе таблицы 3 рассчитаем коэффициент корреляции, то есть тесноту связи между исследуемыми факторами

Коэффициент корреляции (r):

XY-XYn(X²-(X)²n)*(Y²- (Y)²n)

Коэффициент корреляции (r) = 0,9019, а коэффициент детерминации (r²) = 0,8134.

Полученный коэффициент корреляции, равный 0,9019, показывает наличие высокой стохастической зависимости между анализируемыми показателями: объемом государственных субсидий и объемом производства с/х продукции. Объем производства с/х продукции на 90% зависит от полученного объема государственных субсидий АПК Курской области.

Далее сделаем прогноз эффективности государственных субсидий АПК Курской области на 2013 и 2014 годы. Рассмотрим таблицу 4.

Таблица 4 –Расчет параметров аналитического выравнивания ряда динамики эффективности государственной поддержки АПК Курской области

Года

Эффективность государственных субсидий (y)

Время, t

t2

t*у

ух

2005

14,71

-4

9

-58,84

23,8638

2006

14,53

-3

4

-43,59

22,30255

2007

20,61

-2

1

-41,22

20,7413

2008

28,54

-1

1

-28,54

19,18005

2009

17,42

1

1

17,42

16,05755

2010

17,5

2

4

35

14,4963

2011

15,77

3

9

47,31

12,93505

2012

11,87

4

16

47,48

11,3738

Итого

140,95

0

45

-24,98

140,9504

Уравнение регрессии имеет вид: у=в*t+а. Для определения параметров а и в необходимо решить систему нормальных уравнений.

nа + вt=у

аt + вt2=tу

Коэффициент а=17,6188(140,95/8), а коэффициент в = -1,56125 (-24,98/16). Отсюда следует, что уравнение корреляционной зависимости имеет вид y = -1,56125*t+17,6188. Значение коэффициента регрессии говорит о том, что связь между изучаемыми величинами прямая, то есть с изменением времени величина изучаемого показателя имеет общую тенденцию к увеличению.

Теперь на основе полученного уравнения корреляционной зависимости можно сделать прогноз эффективности государственной поддержки АПК Курской области на 2013 и 2014 годы.

2013 год: y = -1,56125*5+17.6188 = 9,81255

2014 год: y = -1,56125*6+17,6188 = 8,2513

Таким образом, по данным расчетов таблицы 4 и полученного прогноза можно сказать, что эффективность государственных субсидий в 2013 году составит 9,81255, а уже 2014 – 8,2513, несмотря на стабильное снижение данного показателя с 2010 года. Снижение эффективности государственных субсидий в 2014 году по сравнению с 2012 составит 30,49%

Нужно сказать, что несмотря на подверженность различным климатическим условиям и экономическому кризису необходимый рост объема производства с/х продукции все-таки был достигнут, в основном благодаря государственной поддержки аграрного сектора.

Просмотров работы: 1416