В современном мире государственная поддержка аграрного сектора является базой для аграрной политики многих развитых стран, включая Россию. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) является важным звеном экономики любой страны, так как он создает 30% ВВП, а потребительский рынок товаров формируется на 75% из продукции изготовленных из сельскохозяйственного сырья.
В современной экономике сельское хозяйство как одну из важнейших сфер экономики активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.
Государственная поддержка аграрного сектора в России осуществляется через бюджетное финансирование при участии бюджетов всех уровней.
Следует отметить, что на сегодняшний день актуально не только необходимость увеличения объемов государственной поддержки, но и эффективность использования данных бюджетных средств, которые были выделены на поддержку аграрного сектора. Стоит правильно оценивать полученные результаты от проводимой политики государства для данного сектора. Ведь в случае недостатка бюджетных субсидий перед государством станет вопрос об эффективности использования средств, полученных по областям, для разработки наиболее эффективной аграрной политики.
Исследуя финансовую поддержку аграрного сектора, нужно уточнить понятие эффективности и ее критерии. По мнению О.А. Фролова эффективность государственной финансовой поддержки – это сложная экономическая категория, показывающая максимальную производственную отдачу от совокупности средств и выгод, получаемых сельхозпроизводителями и сельскими территориями безвозмездно или на льготных условиях из бюджетов разных уровней, а также от действия законодательных и других государственных мер, обеспечивающих условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности на селе.
Основные показатели экономической эффективности государственной финансовой поддержки зависят от производственных показателей таких, как прибыль до налогообложения по всей деятельности сельскохозяйственных организаций на 1 га сельхозугодий, чистая прибыль организаций на 1 га сельхозугодий, сальдированный финансовый результат и размеров финансовой помощи, предоставляемой государством.
Целью субсидий для сельского хозяйства является рост объемов сельскохозяйственной продукции. Поэтому, проводя исследования, анализируют абсолютные показатели:
- объем государственной поддержки;
- выручка от реализации продукции сельского хозяйства;
А также относительные в составе, которых объем государственной поддержки в расчете на 100 рублей выручки или себестоимости.
Данные показатели определяют как в целом по продукции аграрного сектора, так и по ее направлениям: растениеводству, животноводству и др.
Также важным показателем является бюджетная эффективность, которая рассчитывается как отношение сумм налогов, сборов и других платежей предприятий аграрного сектора, поступивших в казну, к размеру их государственных субсидий. При таком способе расчета можно определить реальную отдачу от федеральной и региональной государственной поддержки.
Таблица 1 – Эффективность государственной поддержки АПК Курской области
Года |
Объем производства с/х продукции в факт. Ценах, млн. руб. |
Государственные субсидии АПК Курской области, млн. руб. |
Эффективность государственных субсидий |
2005 |
224724 |
15278,5 |
14,71 |
2006 |
242105 |
16666,3 |
14,53 |
2007 |
314083 |
15236,6 |
20,61 |
2008 |
411226 |
14407,1 |
28,54 |
2009 |
414013 |
23761,4 |
17,42 |
2010 |
518706 |
29643,2 |
17,50 |
2011 |
580117 |
36775,8 |
15,77 |
2012 |
690832 |
58192,3 |
11,87 |
Показатель эффективности государственных субсидий показывает, сколько произведено продукции сельского хозяйства на 1 рубль государственных субсидий. За 8 лет данный показатель имеет неустойчивую динамику. Наибольшая эффективность по Курской области была отмечена в 2007-2008 годах, а вот к 2012 году эффективность государственных субсидий снизилась почти в 2 раза, не смотря на возрастающие объемы производства и объемы государственной поддержки. Нужно отметить, что необходимо внести изменения в политику финансирования АПК Курской области, так как темпы роста государственной поддержки АПК (увеличилась в 3,8 раза) превышают темпы роста объема производства сельскохозяйственной продукции (увеличилась в 3,07 раза).
Рассмотрим в таблице 2 результаты исследования динамики государственных субсидий АПК Курской области. Объем и динамика государственной поддержки будет рассмотрена в разрезе 8 лет, в течение которых субсидии АПК Курской области не имели устойчивого роста или снижения объема инвестиций.
В результате анализа рядов динамики можно сделать вывод о том, что динамика государственных субсидий АПК Курской области неустойчивая. После экономического кризиса в 2008 году объемы государственной поддержки значительно увеличились и с каждым последующим годом росли на в среднем на 30%. За анализируемый период объемы государственной поддержки АПК Курской области увеличились в 3,8 раза.
Таблица 2 – Результаты исследования динамики государственных субсидий АПК Курской области
Года |
Государственные субсидии АПК Курской области, млн. руб. |
Абсолютный прирост базисный |
Абсолютный прирост цепной |
Коэффициент роста базисный |
Коэффициент роста цепной |
Темп роста базисный |
Темп роста цепной |
Темп прироста базисный |
Темп прироста цепной |
Значение абсолютное процента |
2005 |
15278,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2006 |
16666,3 |
1387,8 |
1387,8 |
1,090833524 |
1,090833524 |
109,08335 |
109,083 |
9,083352 |
9,083352 |
152,785 |
2007 |
15236,6 |
-41,9 |
-1429,7 |
0,997257584 |
0,914216113 |
99,725758 |
91,4216 |
-0,27424 |
-8,57839 |
166,663 |
2008 |
14407,1 |
-871,4 |
-829,5 |
0,942965605 |
0,94555872 |
94,296561 |
94,5559 |
-5,70344 |
-5,44413 |
152,366 |
2009 |
23761,4 |
8482,9 |
9354,3 |
1,555218117 |
1,649284034 |
155,52181 |
164,928 |
55,52181 |
64,9284 |
144,071 |
2010 |
29643,2 |
14364,7 |
5881,8 |
1,940190464 |
1,24753592 |
194,01905 |
124,754 |
94,01905 |
24,75359 |
237,614 |
2011 |
36775,8 |
21497,3 |
7132,6 |
2,407029486 |
1,240615048 |
240,70295 |
124,062 |
140,7029 |
24,0615 |
296,432 |
2012 |
58192,3 |
42913,8 |
21416,5 |
3,808770494 |
1,582353069 |
380,87705 |
158,235 |
280,877 |
58,23531 |
367,758 |
Рисунок 1 – Динамика объема производства с/х продукции и государственных субсидий
В начале 2009 года были самые трудные месяцы экономического кризиса, когда снизились практически все экономические показатели. И наоборот — увеличивалась безработица, росли проценты по кредитам. По итогам 2009 года сокращение российского ВВП было рекордным — 7,9 %. За тот же год промышленное производство снизилось на 10,8 %, экспортная цена на нефть — на 40 %, на газ — на 30 %, на чёрные металлы — на 43 %. Это основные статьи российского экспорта. Но если раньше внешние «шоки» надолго отбрасывали Россию назад, то к нынешнему кризису Россия оказалась готова гораздо лучше, чем прежде. Что касается агропромышленного комплекса Курской области, то в 2008-2009 годах объем производства сельскохозяйственной продукции не увеличивался, хотя государственные субсидии возросли (рисунок 1).
Рассмотрим существующую взаимосвязь между объемом производства с/х продукции и объемом государственных субсидий АПК Курской области в таблице 3.
Таблица 3 – Расчет зависимости исследуемых факторов
Года |
Объем производства с/х продукции в факт. ценах, млрд. руб. (Y) |
Государственные субсидии АПК Курской области, млрд. руб. (X) |
Х² |
Y² |
Y*X |
2005 |
224,724 |
15,2785 |
233,43256 |
50500,87618 |
3433,445634 |
2006 |
242,105 |
16,6663 |
277,76556 |
58614,83103 |
4034,994562 |
2007 |
314,083 |
15,2366 |
232,15398 |
98648,13089 |
4785,557038 |
2008 |
411,226 |
14,4071 |
207,56453 |
169106,8231 |
5924,574105 |
2009 |
414,013 |
23,7614 |
564,60413 |
171406,7642 |
9837,528498 |
2010 |
518,706 |
29,6432 |
878,71931 |
269055,9144 |
15376,1057 |
2011 |
580,117 |
36,7758 |
1352,4595 |
336535,7337 |
21334,26677 |
2012 |
690,832 |
58,1923 |
3386,3438 |
477248,8522 |
40201,10299 |
Итого |
3395,806 |
209,9612 |
7133,0433 |
1631117,926 |
104927,5753 |
На основе таблицы 3 рассчитаем коэффициент корреляции, то есть тесноту связи между исследуемыми факторами
Коэффициент корреляции (r):
XY-XYn(X²-(X)²n)*(Y²- (Y)²n)
Коэффициент корреляции (r) = 0,9019, а коэффициент детерминации (r²) = 0,8134.
Полученный коэффициент корреляции, равный 0,9019, показывает наличие высокой стохастической зависимости между анализируемыми показателями: объемом государственных субсидий и объемом производства с/х продукции. Объем производства с/х продукции на 90% зависит от полученного объема государственных субсидий АПК Курской области.
Далее сделаем прогноз эффективности государственных субсидий АПК Курской области на 2013 и 2014 годы. Рассмотрим таблицу 4.
Таблица 4 –Расчет параметров аналитического выравнивания ряда динамики эффективности государственной поддержки АПК Курской области
Года |
Эффективность государственных субсидий (y) |
Время, t |
t2 |
t*у |
ух |
2005 |
14,71 |
-4 |
9 |
-58,84 |
23,8638 |
2006 |
14,53 |
-3 |
4 |
-43,59 |
22,30255 |
2007 |
20,61 |
-2 |
1 |
-41,22 |
20,7413 |
2008 |
28,54 |
-1 |
1 |
-28,54 |
19,18005 |
2009 |
17,42 |
1 |
1 |
17,42 |
16,05755 |
2010 |
17,5 |
2 |
4 |
35 |
14,4963 |
2011 |
15,77 |
3 |
9 |
47,31 |
12,93505 |
2012 |
11,87 |
4 |
16 |
47,48 |
11,3738 |
Итого |
140,95 |
0 |
45 |
-24,98 |
140,9504 |
Уравнение регрессии имеет вид: у=в*t+а. Для определения параметров а и в необходимо решить систему нормальных уравнений.
nа + вt=у
аt + вt2=tу
Коэффициент а=17,6188(140,95/8), а коэффициент в = -1,56125 (-24,98/16). Отсюда следует, что уравнение корреляционной зависимости имеет вид y = -1,56125*t+17,6188. Значение коэффициента регрессии говорит о том, что связь между изучаемыми величинами прямая, то есть с изменением времени величина изучаемого показателя имеет общую тенденцию к увеличению.
Теперь на основе полученного уравнения корреляционной зависимости можно сделать прогноз эффективности государственной поддержки АПК Курской области на 2013 и 2014 годы.
2013 год: y = -1,56125*5+17.6188 = 9,81255
2014 год: y = -1,56125*6+17,6188 = 8,2513
Таким образом, по данным расчетов таблицы 4 и полученного прогноза можно сказать, что эффективность государственных субсидий в 2013 году составит 9,81255, а уже 2014 – 8,2513, несмотря на стабильное снижение данного показателя с 2010 года. Снижение эффективности государственных субсидий в 2014 году по сравнению с 2012 составит 30,49%
Нужно сказать, что несмотря на подверженность различным климатическим условиям и экономическому кризису необходимый рост объема производства с/х продукции все-таки был достигнут, в основном благодаря государственной поддержки аграрного сектора.