Начиная строить собственную карьеру, большинство молодых людей сталкиваются со многими проблемами. Это проблема компромисса собственных потребностей и увлечений с одной стороны, а с другой это социально-экономические требования предъявляемые обществом (каких и в каком количестве необходимо специалистов в данной области или профессии). Перед человеком стоит выбор следовать требованиям общества или сделать выбор в пользу «любимого занятия». Перед тем как сделать адекватный выбор в пользу первого или второго человек решает еще одну проблему. Насколько высоки будут его перспективы служебного роста, повышения квалификации, а также условия, которые они должны для этого выполнить, уровень заработной платы, престижность самой работы. Если, человек решает заниматься «любимым занятием» это не всегда может принести ему желаемый доход, социальный статус и другое. Если же человек решает заняться востребованным делом, но не любимым, где его профессиональная подготовка низкая, необходимые качества отсутствуют или они низки, а предъявляемые требования слишком высоки, может так же не привести к желаемому. Поэтому человек так же должен уметь оценивать свои качества и навыки, знания. В большей степени именно от этого будет зависеть его успехи в карьерном росте.
Хотя необходимо учитывать и то, что со временем цели карьеры могут меняться, как меняется и сам человек. Причины этого могут быть разные: это и карьерный рост, достижение новых высот в профессии, переоценка ценностей, взглядов на жизнь. Формирование целей карьеры продолжается все время. Но бывает и обратный процесс, при переоценке важности работы и определении цели построения карьеры как единственно значимой теряется мотивация.
В представлениях о пути к «успеху» существует парадоксальная ситуация. С одной стороны людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усердием в учебе, честностью, уважением к другим людям и тому подобное. Но с другой стороны, молодой человек быстро обнаруживает, что для «успеха» часто бывают полезнее прямо противоположные " качества. Одно из возможных объяснений такого противоречия заключается в том, что родители и воспитатели, когда они непосредственно взаимодействуют с ребенком, часто сами бывают интересованы в том, чтобы он обладал набором «хороших» качеств, «чтобы хлопот с ним было меньше». Но когда ребенок взрослеет и все больше пребывает в других местах, с другими людьми (с преподавателями, коллегами, начальством), родители часто «переориентируют» свое подросшее чадо на прямо противоположные качества и в подтверждение даже приводят соответствующие примеры достижения «успеха».
Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о «честном» и «нечестном» путях), все-таки надеются втайне, что именно их пути окажутся более честными. Но часто самоопределяющийся человек понимает также, что вообще без каких-либо компромиссов и моральных уступок ничего в жизни не добьешься. И тогда проблема сводится к тому, как свести эти компромиссы и уступки к минимуму. Само понятие «успешной карьеры» предполагает постоянное жестокое соревнование со своими конкурентами и соперниками.
В. Берг, обращаясь к этимологии слова «карьера», пишет, что у древних римлян это слово означало «построенные в боевом порядке колесницы», а у французов «карьера» и сейчас означает «поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке, для того чтобы она могла бежать в нужном направлении», т. е. явная аналогия с соревнованием, с соперничеством.[1]
Карьера — успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице. В теории управления персоналом карьера— это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. [6]
Карьера — цепь событий, которая составляет жизнь, последовательность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное— со своими собственными целями, желаниями и установками.
Компромисс - промежуточное решение, удовлетворяющее обе стороны только частично, но дающее возможность сторонам согласиться. По метафоре, компромисс - промежуточная станция между полюсами двух противоположных точек зрения. Чтобы придти к компромиссу, нужно каждому сделать шаги в сторону другого. [5] К компромиссу трудно придти тем, кто борется за свою личную правоту. Чтобы придти к компромиссу, нужно научиться (быть готовым) поступиться частью своей правоты, признать (хотя бы частично) правоту другого.
Если говорить о личностном компромиссе — это компромисс только с самим собой. С собственными желаниями и стремлениями, в котором существует только одна сторона - сам человек, это отношения человека с самим собой. Ведь порой интересы и стремления, желания и возможности, цели и способы их достижения борются внутри него, и тут важно уметь принять оптимальное решение, постараться выбрать главное, пожертвовав малым. Личностный компромисс как условие развития успешной карьеры - это решение в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между интересами самого человека и интересами организации. Один вариантов личностного компромисса совмещение работ, или активное хобби. Особенно если профессиональный выбор оказался не совсем правильным, некоторые стиснув зубы терпят окончание обучение, чтобы затем сменить вид деятельности. А совмещение разных областей деятельности дает возможность реализовать свои возможности.
Говоря о личностном компромиссе, не стоит забывать о проблеме «личностной продажности», когда человек ради удовлетворения своих престижных потребностей поступается не только с собственными устремлениями, но и с собственным достоинством. Поэтому особо остро стоит проблема формирования у самоопределявшегося человека чувства собственного достоинства на пути к профессиональному и жизненному успеху, так же самоопределения личности в условиях рыночных отношении, где все продается и покупается. В ходе самой работычеловек неизбежно сталкивается с проявлениями склоки, травли, лени, непорядочности и т.п. И если на все это реагировать должным образом, то самой работы просто не получится: человек сам быстро втянется в подобные отношения и это станет основным смыслом его деятельности (а может, и всей жизнедеятельности).
Наконец, довольно часто случается, что человеку нужно избрать тип карьеры. Одно дело - горизонтальная карьера, когда человек повышает квалификацию и свою ценность на рынке труда, оставаясь профессионалом без подчиненных. Другое - вертикальная, связанная с восхождением по служебной лестнице. Именно это в обывательском понимании и является настоящей карьерой.
У каждого человека заложены свои представления о путях построения успешной карьеры и ориентации, которые за частую закладывают еще с детства. Например, сюжеты многих сказок создают определенные идеалы: много работай и в конце из бедного героя превратишься в прекрасного принца или принцессу. Во многом такие установки благоприятны, они помогают человеку добиваться по ставленых целей, добиться карьерного роста и другое. Молодые люди мечтает о том, что бы занять элитное место в обществе, все разговоры в различных компаниях сводятся к обсуждению местных или общегосударственных, всемирных знаменитостей: кто что сказал, кто с кем куда пошел, кто в чем одет.
Условно можно выделить различные основания для понимания профессионального успеха. Осознать такие основания важно не только для оценки жизни какого-то уже зрелого человека, но и в работе с молодыми людьми, еще только планирующими свою жизнь и мучительно ищущими "критерии" жизненного и профессионального успеха. Можно выделить примерно следующие варианты таких оснований:
Успех оценивается по конкретным результатам(заработанным деньгам, купленным и построенным благам, созданным шедеврам или сделанным открытиям, по полученным званиям, премиям). Этот вариант прост и понятен для большинства людей. Он хорош тем, что если какой-то требовательный человек заявит, что это лишь внешняя сторона успеха, то на это можно ответить: "А Вы спросите, другие люди уважают меня за эти достижения-результаты?" И, конечно же, большинство других людей скажут: "Уважаем, потому что такой успех нам понятен!" Поэтому во многом такой успех ценится.
Другой вариант предполагает оценку успеха не столько по внешним результатам-достижениям, а по затраченным усилиям, ведь известно, что одни и те же результаты у разных людей имеют разную ценность. Например, если парень из глухой деревни, без связей и посторонней помощи сумел стать кандидатом наук, то это стоит большего, чем стать доктором наук, имея высокообразованных родителей, да еще с престижными связями, со знакомствами и с определенным влиянием в обществе. Хотя и у таких влиятельных родителей дети далеко не всегда становятся докторами.
Часто при оценке жизненного успеха важно бывает понять, что пришлось заплатить данному человеку за свои достижения, ведь кому-то такие достижения достались слишком легко, а кому-то пришлось за них много заплатить. Но самое главное, что именно пришлось заплатить за свой успех. Может так оказаться, что за успех пришлось платить совестью, достоинством, интересами и благополучием своих близких людей… С одной стороны, можно сказать, что человек ради своих целей не пожалел самое дорогое, что у него есть, но с другой стороны, что может быть дороже собственного достоинства? Быть может, главное искусство жизни и построения успеха заключается не в том, чтобы как в супермаркете покупать этот успех, платя за него своим достоинством, превращенным в "валюту", а в том, чтобы, достигая намеченных целей, еще и приумножать свое достоинство.
Даже в тех случаях, когда приходится идти на определенные внутренние компромиссы, человек должен сохранять свое достоинство. Более того, подлинная "жертвенность", когда человек отказывается от многих радостей жизни (но не от своего достоинства) неизбежна и предполагает настоящий личностный рост, т.к. жертвуя второстепенным, человек фактически обогащается. Также такое обогащение возможно, когда человек не просто жертвует (отрывает от себя) какие-то свои блага, но именно добровольно делится ими с окружающими людьми, т.е. опять же, не продает, не меняет свою совесть в обмен на блага. Только вот как всего этого добиться не на словах, а в условиях реальной жизни?
Перед любым человеком стоит остро проблема совмещения собственных интересов, увлечений с выбором места работы, профессии. Подобная проблема стоит перед человеком на протяжении всей его трудовой деятельности, и не зависимо от возраста. Ведь, от такого компромисса в дальнейшем будет, во многом зависеть насколько человек будут удовлетворен собственной работой. В свою очередь от этого будет зависеть качество труда человека.
Найти подомный компромисс между «чем я хочу заниматься» и «тем, что принесет мне выгоду и карьерный рост» достаточно сложно, так как большинству необходимо содержать собственную семью, особенности это касается мужчин. В таком случае материальное выходит на первый план, отстраняя все остальное на задний план. Так как благополучие семьи превыше всего. Другой случай, если есть возможность заниматься любимым делом, но это занятие не принесет ни какого дальнейшего карьерного роста, повышения статуса, и самое главное дохода. Променять любимое дело на, то в котором будет подобный рост, а значит и социальный статус? Тут уже можно говорить, с одной стороны о личностной продажности человека, от чего он готов отказаться и на сколько далеко готов зайти ради более высокого положения в обществе и высокой заработной платы. А с другой, что если человек подобным образом работает, то со временем приходит профессионализм, карьерный рост, а за ним и любовь к собственной работе, занятию, уважение коллег и многое другое.
Список литературы
Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО "Интерэксперт", 1998.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2000.
Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб., 2010.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2006.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд- во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000.
Словарь психолога-практика/Сост. С.Ю.Головин. Мн: Харвест; М.:АСТ, 2001.
http://ru.wikipedia.org