ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ЛИЧНОСТНОСТИ В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ЛИЧНОСТНОСТИ В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В мировой науке отмечается большой интерес к изучению старости. Это вызвано в первую очередь демографической ситуацией в последние 100 лет: происходит старение населения мира. Среди причин постарения населения — сокращение рождаемости, улучшение здравоохранения, снижение уровня смертности в младенческих и старших возрастах, увеличение индивидуальной продолжительности жизни. Феномен старения населения, превращения общества в “мир старых людей”, порождает новые медицинские, финансовые, юридические, политические и другие вопросы и проблемы.

Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, посвященный проблемам старения: как протекает психическое старение, какова взаимосвязь биологического и психического старения, каково влияние отношения общества, общественных стереотипов на характер старения, соотношение старения и разных видов профессиональной деятельности, перспективы включенности пожилого человека в разные сферы общественной жизни, возможность психологического благополучия и самореализации в старости — вот далеко не полный перечень вопросов, от решения которых зависит и разработка стратегических направлений социальной политики в отношении пожилых, и конкретные формы ее осуществления.

Старость как психологический возраст - это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ, старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет — долгожительство (старчество).

Нормативное возрастное развитие связано с переходом от одного этапа к другому: в аспекте биологического старения (начало пубертатного периода или менопаузы) и в аспекте социального старения (влияние выхода на пенсию на поведение). Нормативное историческое развитие происходит в контексте тех глобальных социально-исторических событий, которые переживались целой возрастной группой. В процессе старения меняется отношение к явлениям и событиям, изменяется направленность интересов, происходит сужение круга интересов, частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализация прошлого, тенденция к воспоминаниям. У старого человека зачастую снижается самооценка, возрастает недовольство собой, неуверенность в себе». Общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности и творческие возможности, все мелочное, неважное отпадает, наступает известная "просветленность духа", они становятся мудрыми. Старость требует всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей обстановке.

Некоторые отечественные психиатры условно выделяют три типа старости: “счастливая”, “несчастливая” и психопатологическая. “Счастливая” старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая “несчастливая” старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья, для нее так же характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти. “Психопатологическая старость” проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения, тут наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

Одной из важнейших систем, входящих в понятие личности, является образ самого себя. Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации. Постоянство образа Я очень важно для сохранения личностного и эмоционального равновесия. Внезапное разрушение самооценки и восприятие собственного Я может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную роль играет обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в которой живет человек. Изменения статуса человека в старости, вызванной, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений, как в социально-бытовой, так и психологической адаптации к новым условиям приводят к кризису личности.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). Кризисы развития могут отмечаться значительным психическим дискомфортом, иногда даже ставящем под угрозу выживание организма. Психологический переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости редко протекает плавно и безболезненно. Скорее рост обычно отличается переходными периодами смятения и мучительных вопросов или в экстремальных случаях - периодами дезорганизации и полного отчаяния. Если эти кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять новые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост - с другой.

Кризис вступления в старость заключается в противоречии между интеграцией, удовлетворенностью прожитой жизнью и отчаянием, разочарованием в жизни (Э. Эриксон). Это время, когда люди «оглядываются назад» и пересматривают свою жизнь, вспоминают о достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует собой начало старости, когда человека одолевают многочисленные проблемы: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье; к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению; к смерти жены или мужа и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своей возрастной группы. В это время центр внимания сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Кризис связывают с ускорением биологического старения, ухудшением материального положения, иногда более уединенным образом жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

В преклонном возрасте (старости) человек преодолевает три подкризиса:

  1. первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной.

  2. второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

  3. в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. Пожилые люди, как правило, опасаются уже не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий причиняемых болезнями.

Важно отметить, что проблема психологической помощи в преодолении возрастного кризиса пожилыми людьми в современной отечественной психотерапии еще мало разработана. Наиболее актуальны при помощи в преодолении кризиса вступления в старость - социальная адаптация пожилых людей, включения их в жизнь социума и приобщения к социально значимой деятельности.

Одиночество пожилых и старых людей - наиболее важная социально-психологическая проблема. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отделяются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят и опасение одиночества, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Таким образом, проблема кризисных состояний пожилых людей является чрезвычайно актуальной на современном этапе развития общества. Старость также следует проживать с пользой для себя и других. Конечно, некоторые условия изменились. Одни дела и проблемы исчезли, другие возникли. Необходимо приспособиться и перестроиться.

Для того чтобы выяснить особенности личности в старости, мы проведём диагностику самооценки, тревожности и отношения к смерти.

Методы: наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктивной деятельности. Методики: психологический тест на определение уровня самооценки по Метелиной, шкала самооценки тревожности по Спилбергеру, экспериментальная беседа на выявление отношения к смерти у престарелых людей.

В исследовании принимало участие 3 экспериментальные группы. Мы провели диагностику 15 престарелых людей: пяти из дома-интерната престарелых и инвалидов, пяти «домашних» стариков, пяти «домашних» стариков, посещающих христианский клуб «Жемчужина» города Армавира Краснодарского края.

Психологический тест на определение уровня самооценки показал:

- престарелые люди из дома-интерната престарелых и инвалидов (данные люди не инвалиды) – 2 человека нормальный уровень самооценки и 3 человека – низкий;

- престарелые люди, живущие в семье – 3 человека высокий уровень самооценки, 1 человек нормальный уровень самооценки и 1 человек – низкий;

- престарелые люди, живущие в семье и посещающие христианский клуб «Жемчужина» - 1 человек высокий уровень самооценки, 4 человека нормальный уровень самооценки.

Анализ результатов изучения уровня тревожности выявил:

- престарелые люди из дома-интерната престарелых и инвалидов (данные люди не инвалиды) – 5 человек высокий уровень тревожности.

- престарелые люди, живущие в семье – 2 человека высокий уровень тревожности, 2 человека нормальный уровень тревожности, 1 человек - низкий.

- престарелые люди, живущие в семье и посещающие христианский клуб «Жемчужина» - 3 человека нормальный уровень тревожности, 2 человека - низкий.

Таким образом, анализ результатов показал наличие низкой самооценки и высокого уровня тревожности у стариков, проживающих в доме-интернате. Такое сочетание продемонстрировал только 1 человек из проживающих в семье, у остальных стариков этой экспериментальной группы показатели самооценки выше, а тревожности – ниже. Старики, живущие в семье и посещающие христианский клуб «Жемчужина» имеют наилучшие показатели по самооценки и тревожности.

Сравним высказывания из беседы на выявление отношения к смерти у престарелых людей из разных экспериментальных групп.

Престарелые люди из дома-интерната престарелых и инвалидов (данные люди не инвалиды):

И. Ф.

Отношение к смерти (основные цитаты)

Галина Д.

Мне казалось, что я молода, и вдруг раз и наступила старость, я даже не заметила, как она наступила. Говорят, есть Рай и Ад. Я не знаю, куда я попаду. У меня была бурная молодость. Хотя по сравнению с другими – не очень бурная.

Элеонора К.

Не знаю. Я не хочу умирать. Я боюсь. Я ничего не успела. Я так мало проводил времени с друзьями и близкими. А хотя уже поздно. Не знаю.

Мария П.

Смерть и есть смерть. Да, умирать не очень охота, но уже лучше умереть. Надоело всё. Что я видела в этой жизни, ничего хорошего.

Юрий П.

Я хочу немного в Рай, и немного в Ад. Я всё хочу посмотреть.

Сергей Н.

А я верю, что попаду в Рай. Почему? Ну, я много работал, и тут страдаю. Разве нет?

Престарелые люди, живущие в семье:

И. Ф.

Отношение к смерти (основные цитаты)

Надежда Л.

Как много времени утекло. Разное было, только не думаю, что я была счастлив. Жил в полную силу, а сейчас уже не знаю, смогу ещё 20 лет прожить или нет.

Зинаида С.

Как-то неожиданно исполнилось 80 лет. Мне осталось уже недолго, поэтому я думаю о том, как в радости прожить этот остаток. Никак не получается по задуманному, поэтому только мечтаю. Думаю, как бы прожить ещё лет пять.

Галина П.

Мой конец уже близок, поэтому годы проходят незаметно. Шесть лет назад умер мой муж, и с тех пор я думаю, что моя жизнь подошла к концу. Я уже сделала всё, что должна была сделать, и мне уже немного осталось.

Александр З.

Осталось мне жить год или месяц – я уже не беру это в голову. Когда стареешь, появляется такое чувство. Вы ведь пока не задумываетесь о том, что сами тоже умрёте. На самом деле страшно, когда приближаешься к концу. Поэтому я всегда говорю об этом с теми, кого встречаю последние год и четыре месяца. Говорю на подобные темы. Ведь это действительно страшно.

Илья А.

Мы всё умрём. И что?

Престарелые люди, живущие в семье и посещающие христианский клуб «Жемчужина»:

И. Ф.

Отношение к смерти (основные цитаты)

Юлия Н.

Смерть-это разрушение физического тела и переход души в новое состояние. Смерти как таковой нет.

Вероника М.

Я пойду в Рай, потому что я спасена через Господа нашего.

Ольга Р.

Я не боюсь умирать, потому что я знаю, что моя душа бессмертна.

Павел С.

Бог ждёт меня.

Александр Л.

У меня было состояние, когда я чуть не умер. Я уже вышел из тела и оказался там. Это был Рай. Там всё так прекрасно, в душе такая радость. А потом меня начали откачивать, приводить в сознание. Я слышал голос жены. Я вспомнил о том, что у меня ещё есть дети и внуки, которым надо помогать, и я пошёл назад в своё тело. Но я снова жду того момента, когда окажусь там.

В целом, можно сделать выводы, что у верующих престарелых людей, живущих в семье почти нет страха смерти, самооценка выше, уровень тревожности ниже, чем у неверующих престарелых людей, живущих в семье, и у всех престарелых людей, живущих в семье в нормальных условиях, меньше страха смерти, самооценка выше, уровень тревожности ниже, чем у стариков из дома-интерната престарелых.

Старость – это приближение жизни к конечной остановке. В то небольшое время, что остаётся до смерти, человек осознаёт непостоянство. Одряхление тела, которое мы не в состоянии остановить. По мере старения возникают всевозможные страдания и болезни. Общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности и творческие возможности, все мелочное, неважное отпадает, наступает известная "просветленность духа", они становятся мудрыми. Старость требует всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей обстановке.

Адаптационные механизмы снижаются, но это может быть успешно компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора. Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности).

Старение личности может проявляться в выделенном зарубежными авторами синдроме "неприятия старения", в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит к явлению фрустрации и разным формам социально-психологической дезадаптации личности. Этот эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в этом возрасте. Отрицательная модальность субъективного отношения к себе - важный фактор не только психического, но и физического старения человека.

Список литературы

  1. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте. - М.: «Academa», 2005.

  2. Гехт И.А. Одинокая старость и одиночество в старости. - М.: «Academa», 2001.

  3. Ежеквартальный научно-практический журнал «Психология зрелости и старения». – М.: «Центр Геронтолог», 1999.

  4. Ермолаева М. Практическая психология старости. - Спб.: «Эксмо-пресс», 2002.

  5. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М.: «Academa», 2002.

  6. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология» - М.: «Владос», 2002, переизд.-2-ое перераб. и доп.

Просмотров работы: 6047