ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ … - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ …

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Сегодня в экономике страны наблюдается такое негативное явление, как снижение трудового потенциала в такой отрасли, как сельское хозяйство. Эта проблема является актуальной, особенно сейчас, когда Россия вступила в ВТО и необходимо повышать объем и качество производимой продукции, прежде всего, товаров народного потребления, к которым и относится продукция сельского хозяйства. Также наряду с проблемой формирования трудового потенциала российская экономика столкнулась с проблемой низкой производительности труда.

Правительство РФ уделяет значительное внимание проблемам повышения производительности труда. В частности, в концепции развития страны до 2020 года было предложено увеличить этот показатель в два раза в целом по всему производству и в 3-4 раза - по некоторым отраслям. 1 Есть некоторые предположения, что реализовать эти планы будет возможно в результате модернизации экономики. По оценке Российской Академии Наук, 6% ВВП являются результатом роста производительности труда. 2

По некоторым оценкам, Россия значительно отстает по показателям производительности труда от других стран: Англии, Германии, США, Японии. Российские предприятия в значительной степени нуждаются в поиске решений этой проблемы, в этих целях осуществляется поиск резервов повышения эффективности и роста производительности труда.

На мой взгляд, значительную роль в решении данной проблемы должно играть государство, поскольку исторический опыт восстановления послевоенной экономики показывает, что доля государственного сектора была значительной. В доказательство этого нужно лишь сопоставить степень военных разрушений за годы Великой Отечественной войны и срок восстановления советской экономики.

В концепции развития производительности труда в различных видах экономической деятельности до 2020 года предлагается система взаимодействия стратегических факторов развития экономики и роста производительности труда, которая может рассматриваться в качестве одного из подходов к решению проблемы повышения производительности труда. В прогнозируемом периоде на основе выбора оптимальной экономической модели предусматривается:

  1. усиление роли и расширение масштабов госсектора;

  2. реструктуризация экономики;

  3. формирование противозатратного механизма хозяйствования (оптимизация параметров инфляции, цен и тарифов, налоговой системы);

  4. улучшение условий и охраны труда;

  5. совершенствование системы подготовки и использования кадрового потенциала. 3

Рис.1. Факторы роста производительности труда

Проблема низкой производительности труда наиболее ощутима в такой отрасли отечественной экономики, как сельское хозяйство. Замедленные темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве и ограниченные инвестиции в экономику и социальную сферу сельских территорий могут сформировать весьма типичную модель экономического роста без резкого увеличения занятости и создания новых рабочих мест. Соответственно, такая модель, по мнению многих исследователей (В.А. Богдановский, Б.П. Панков, Л.В. Бондаренко и др.), и реализовывалась в период в 2000 г. по 2010 г. с некоторыми различиями по регионам. Приведенные ниже данные на базе трендовых моделей показали, что количество рабочих в целом по сельским территориям к 2020 г. по сравнению с 2009 г. может возрасти максимум на 30%.

Таким образом, прогноз на среднесрочную и долгосрочную перспективу таков, что предполагается увеличение общего количества рабочих мест во всех отраслях экономики на фоне снижения числа рабочих мест именно в сельском хозяйстве.

Перспектива развития экономики РФ должна характеризоваться переходом сельской экономики от экспортно-сырьевой и импортно-продовольственной моделей к модели инновационного типа с развитой социальной инфраструктурой.

Таблица 1

Прогноз развития рабочих мест по сельскому хозяйству в среднесрочной и долгосрочной перспективе (тыс. ед.)

 

2009 г.

2015 г.

2020 г.

2030 г.

Всего рабочих мест

17011

19790

22140

27790

Сельское хозяйство

4318

4080

3800

2900

Доля, %

25,4

20,6

17,2

10,4

Несмотря на то, что доля сельского хозяйства в структуре сельской экономики в инерционном варианте снизится с 25,4% (2009 г.) до 17,2% к 2020 г. и до 10,4% к 2030 г. производительность труда в отрасли возрастет незначительно, а с учетом вторичной занятости населения в ЛПХ этот рост не даст возможности в полной мере осуществить диверсификацию аграрной занятости4.

По Самарской области показатели занятости населения в сельском хозяйстве с 2009 по 2012 годы приведены в таблице 2. 5

Таблица 2

Показатели занятости населения Самарской области за 2009 – 2012 гг.

 

2009

2010

2011

2012

 

Тысяч человек

Всего в экономике

1525,0

1509,4

1504,8

1507,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

96,2

95,4

93,4

92,4

 

В процентах

Всего в экономике

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

6,3

6,3

6,2

6,1

Наметившаяся устойчивая тенденция к уменьшению общей численности рабочих, занятых в сельском хозяйстве, говорит о перестройке экономической системы Самарской области, а именно, что большее число работников переходит из производящих отраслей в отрасли реализации готовой продукции и оказания услуг.

Ниже приведены данные относительно объемов производимой продукции в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве по Самарской области с 2004 года (табл.3).

Таблица 3

Счет производства в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве

Год

Ресурсы

Использование

Выпуск в основных ценах

Промежуточное потребление

Валовая добавленная стоимость

2004

27081,7

10096,2

16985,5

2005

27599,1

9689,2

17909,9

2006

33746,0

11088,5

22657,5

2007

37933,0

13513,0

24420,0

2008

47869,0

17302,2

30566,8

2009

47722,7

17690,4

30032,3

2010

39437,3

18937,3

20500,0

2011

54629,1

19549,1

35080,0

По данным Правительства Самарской области, в 2012 году произошел рост индекса производства продукции сельского хозяйства на 1,3%. Причинами этого можно считать задачи, обозначенные к исполнению Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области: осуществляется постоянный контроль за организацией проведения мероприятий по совершенствованию кормопроизводства и условий содержания скота, производится работа в области совершенствования севооборота и многое другое.

Таблица 5

Индексы физического объема валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

96,4

106,0

106,2

107,1

89,3

67,8

175,5

Инновационная экономика впервые дает определенный исторический шанс «избавиться» от такого неблагоприятного трудоресурсного «наследия» и за счет целенаправленного формирования человеческого потенциала и повышения его отдачи максимально снизить риски попадания сельской экономики в демографическую и трудоресурсную «яму» на длительный период. Однако переход на такую инновационную модель воспроизводства трудового потенциала сельских территорий потребует:

  1. значительного расширения спроса на качественный человеческий капитал, высокотехнологичные рабочие места;

  2. устранение многочисленных деформаций и перекосов предложения на сельском рынке труда;

  3. реформирования системы общеобразовательной и профессиональной подготовки сельской молодежи;

  4. формирования и реализации эффективной демографической и трудоресурсной политик, имея в виду миграционные программы, программы снижения смертности, особенно в трудоспособном возрасте, повышения рождаемости;

  5. повышения эффективности использования имеющегося кадрового и трудового потенциала, особенно интеллектуальный его части.

Государство, оставаясь в рамках рыночной системы, должно оставлять за собой право устанавливать пределы допустимости либерализации на рынке труда, активно направлять его развитие в соответствии с социальными целями, возлагать на себя ответственность за конкретные показатели воспроизводства трудового потенциала и человеческого капитала.

1 Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года. – Министерство промышленности и торговли РФ

2 К вопросу о повышении производительности труда / Альберт Елин, Николай Качалов, Вахтанг Бокерия // Человек и труд. - 2011. - N 5. - С. 53-55

3 К вопросу о повышении производительности труда / Альберт Елин, Николай Качалов, Вахтанг Бокерия // Человек и труд. - 2011. - N 5. - С. 53-55

4 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. – Министерство экономического развития. – Москва, март 2013 г.

5 По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области

Просмотров работы: 1414