ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ СЕСТРИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ СЕСТРИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Палачева, А.В. 1, Островская И.В. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье представлены результаты исследования востребованности специалистов с высшим сестринским образованием. Теоретический анализ проблемы востребованности специалистов с высшим сестринским образованием, изучение востребованности специалистов с высшим сестринским образованием путем анкетирования выпускников факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова позволили получить данные, позволяющие проанализировать востребованность специалистов с высшим сестринским образованием, получить возможность использования полученных результатов в образовательном процессе и профессиональном самоопределении и медицинских сестер с высшим образованием, в практической деятельности медицинских сестер.

Введение

Одной из важнейших задач проводимого в Российской Федерации реформирования системы здравоохранения является повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению. Обеспечение системы здравоохранения медицинскими сестрами новой формации – менеджерами по управлению сестринской деятельностью – может способствовать успеху преобразований в отрасли здравоохранения.

Организация многоступенчатого непрерывного образования медицинских сестер позволяет обеспечить соответствие подготовки специалистов реальным потребностям учреждений здравоохранения благодаря единым требованиям к образовательному процессу. Востребованность в полноценно подготовленных управленческих кадрах значительна, поскольку трудности, с которыми по роду своей деятельности сталкиваются руководители сестринского персонала в свете современного менеджмента, намного превышают проблемы в других областях.

Профессиональная управленческая подготовка делает выпускников ФВСО успешными лидерами профессиональных ассоциаций, открывает новые перспективы и возможности для их профессиональной карьеры. Однако нельзя не отметить, что из-за ряда существующих причин часть выпускников ФВСО остаются не востребованы, не могут полностью реализовать свой потенциал.

Следовательно, особую важность приобретают исследования, направленные на изучение востребованности специалистов с высшим сестринским образованием и разработку предложений по изменению сложившихся стереотипов.

Для данного исследования была поставлена цель, изучить востребованности специалистов с высшим сестринским образованием.

Исследование проводилось на кафедре управления сестринской деятельностью факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В исследовании приняли участие выпускники 2013 года данного факультета заочной формы обучения (93 человека).

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования был проведен анализ литературных источников, разработана специальная анкета.

Анкета состоит из 16 вопросов, направленных на изучение профессионального становления, перспектив развития респондентов. Исследование проводилось в декабре 2013 года. В исследовании участвовали 93 медицинские сестры из разных возрастных групп. Респондентам было предложено по каждой позиции разработанной анкеты высказать свое мнение.

Результаты исследования

Анализ результатов опроса, направленный на изучение востребованности специалистов с высшим сестринским образованием, показал, что, востребованность медицинских сестер проходит позитивные изменения. Стереотип представления медицинской сестры как о помощнике врача уходит в прошлое, уступая место полноправному и самостоятельному сотруднику, чей труд в лечебном процессе очень важен.

На момент исследования отмечается широкий возрастной диапазон респондентов (от 23 до 56 лет), объясняется это особенностью ВСО, поскольку прием на данный факультет проводят из числа лиц, получивших среднее профессиональное медицинское образование. Возраст опрошенных респондентов условно был распределен на несколько групп. Наиболее многочисленными были группы от 23-35 лет и от 36 до45 лет (табл. 1).

Табл. 1- Доля возраста в совокупности всех анкетируемых.

Возрастная структура

23-35 лет

36-45 лет

46-55 лет

56 и старше

48%

41%

10%

1%

Сравнительно молодой возраст, большой опыт в работе - основную массу всех опрошенных составляют специалисты, стаж работы которых составляет более 10 лет - это 74 % анкетируемых, позволяет им широко мыслить, пересматривать устаревшие взгляды.

При проведении анализа трудоустройства специалистов после окончания обучения на ФВСО выявлено, что из 93 анкетируемых выпускника основная часть (76%), осталась работать в системе здравоохранения.

Проведенный анализ профессионального роста выпускников ВСО после обучения на данном факультете позволил установить, что значительная часть респондентов ответила, что они продолжают работать рядовыми медицинскими сестрами (37%), в тоже время (39%)–в должности старшей медицинской сестры, (8%) работают главными медицинскими сестрами, 5% человек – преподавателями,11% – в других должностях, двое - не работают в настоящий момент (2%) (рис. 1).

Рис. 1 - Показатели занимаемых должностей выпускников

Поменяли место работы только часть респондентов. В первой возрастной группе: - 18% опрошенных человек, во второй - 11% опрошенных, в следующих двух группах место работы никто не сменил.

Интерес вызвал также вопрос «Считаете ли вы, что медицинским сестрам необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности сестринское дело?» 68% опрошенных ответили положительно. Это очень хороший показатель, так как он косвенно определяет необходимость высшего образования для медицинских сестер.

Проанализировав мотивацию у респондентов к поступлению на ВСО, выяснено, что основной процент составила группа респондентов, желающих получить высшее образование, получить профессиональный и карьерный рост, самореализоваться и развиваться в своей профессии. Это очень важный и ответственный шаг, сделанный медицинскими сестрами.

На вопрос «Оправдались ли Ваши надежды после окончания обучения на ФВСО?» 60 человек (65%) опрашиваемых ответили, что надежды оправдались частично, у 9 человек (10%) надежды после окончания обучения не оправдались, 24 (26%) респондентов считают, что они вполне успешно реализовали себя после обучения. Из всего этого следует вывод, что большинство опрошенных оправдали свои надежды частично, а вполне успешно реализовали себя всего 26% респондентов.

Анализируя возможность профессионального роста, мы видим, что у 4% респондентов нет никакой возможности профессионального роста и 18% кем работали тем и остались, 3% респондентов сами не хотят что-то менять, их все устраивает. У остальных респондентов есть возможность профессионального роста и это может служить весомым стимулом для медицинских сестер повышать свое образование в высшем учебном заведении (табл. 2).

Таблица 2 – Возможности профессионального роста выпускников

Варианты ответов

Ответы

Нет никакой возможности

4 чел.(4%)

Кем работала, тем и осталась

17 чел. (18%)

Нет желания что-либо менять, так как меня все устраивает

3 чел. (3%)

Страшно что-то изменить, вдруг у меня не получится

0

Есть возможность профессионального роста, но знаний и практики не хватает

11 чел. (12%)

Есть возможность стать старшей медсестрой

12 чел. (13%)

Есть возможность стать главной медсестрой

15 чел. (16%)

Есть возможность стать Главным специалистом по работе с медсестринским персоналом

9 чел. (10%)

Есть возможность стать заместителем главного врача по работе со средним медицинским персоналом

11 чел. (12%)

Есть возможность стать директором дома сестринского ухода

4 чел. (4%)

Есть возможность стать заведующим отделом медицинской статистики

6 чел. (6%)

Свой вариант ответа

15 чел. (16%)

Согласно результатам опроса более 90% участвующих в исследовании интернов факультета высшего сестринского образования, предполагают возможность реализации своей будущей профессии, в достаточно разнообразных должностях, но более всего (48%) заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом.

На вопрос «Считаете ли Вы, что обучение на факультете способствует карьерному росту выпускников?» мнения разделились следующим образом:

Три четверти респондентов (74%) ответила положительно, соответственно 8% дали отрицательный ответ и 18% -затруднились с ответом. Также некоторые выпускники отметили, что «большую роль здесь играет желание самого выпускника, а при наличии желания возможен профессиональный рост и трудоустройство. Главное – это иметь желание, не сидеть в своем кабинете (отделении) и ждать, когда о тебе кто-то узнает или вспомнит» (рис.2).

Рис. 2 – Мнение выпускников о возможности карьерного роста

после окончания ФВСО.

Мнение респондентов от ожидания учебы на ФВСО выразилось следующим образом: не испытывают сожаление, что прошли обучение (85%) анкетируемых респондентов, а это значит есть желание развиваться в своей профессии, получать новые и дополнительные знания. Лишь минимальное количество – (1%) испытывают сожаление от того, что прошли обучение на ФВСО и считают, что потратили время впустую.

Позитивную реакцию заслуживает высказывание анкетируемых желание попробовать себя в написании кандидатской диссертации и получения ученой степени, что было обозначено у 45 респондентов (48%). Данный ответ опрошенных интернов можно расценить как их заинтересованность в новых знаниях, новом приобретенном опыте (рис.3).

Рис. 3 – Желание написания кандидатской диссертации.

Необходимость реформ в сестринской практике для российского здравоохранения осознают 97% опрошенных респондентов. Реформы внедряют идейные профессионалы, люди с активной жизненной позицией.

Для претворения реформ необходимым условием является их поддержка и продвижение, в противном случае реформы будут встречать преграды и в результате исказится их предназначение. Основная группа опрошенных медицинских работников готова к реформам. Остальные опрошенные предположительно не представляют конкретных шагов для продвижения реформ из-за отсутствия информации о них.

На вопрос: «Какие социальные факторы влияют на профессиональную успешность?» 58% респондентами отмечены условия труда, которые оказывают существенное влияние на организм человека, физиологическое и психологическое функционирование во время трудовой деятельности. Оплата труда (52%), регулирующаяся с учетом уровня образования, системы стимулирования по конечным результатам деятельности и поддержка со стороны коллег (51%) также являются весомыми факторами при выборе профессии, уровень социальной защищенности отметили 42% респондентов, существенным фактором для 37% респондентов является специфика профессии и лишь 2% не считают себя профессионально успешными.

Приятно было узнать, что отношения в коллективе после получения ВСО у 54 респондентов (58%) изменились в лучшую сторону,их стали в целом больше уважать, относиться как к специалистам более высокого уровня. Для 38 выпускников (41%) отношения в коллективе после получения ВСО не изменились. И только к 1 (1%) человеку коллеги стали относиться хуже.

Приятно удивило то, что меняется представление о медицинской сестре с высшим образованием в глазах руководства: 58% респондентов стали в целом больше уважать, относиться как к специалисту более высокого уровня, 10 человек (11%) строят отношения на равных. Таким образом, наличие высшего образования у медицинской сестры повышает ее статус в глазах руководства.

Выводы

Практический анализ востребованности специалистов с высшим сестринским образованием показал, что: востребованность специалистов с высшим сестринским образованием среди опрошенных неоднозначна.

1. На момент исследования отмечается широкий возрастной диапазон респондентов (от 23 до 56 лет).

2. Востребованность выпускников меняется в зависимости от возрастной группы, поменяли место работы после окончания ВСО всего 28% респондентов из первых двух возрастных групп. Людям в возрастной группе старше 35лет труднее устроится на желаемую должность, чем более молодым специалистам. Несмотря на то, что наличие большого опыта и высшего образования, играет немаловажную роль при трудоустройстве.

3. 94% опрашиваемых работают в системе здравоохранения. В основном это государственные, частные и образовательные учреждения системы здравоохранения.

4. Значительная часть респондентов продолжают работать рядовыми медицинскими сестрами (37%), но, тем не менее, более половины из числа респондентов - 52 %, занимают должности, соответствующие полученному образованию.

5. Большинство опрошенных оправдали свои надежды частично, а вполне успешно реализовали себя всего 26% респондентов.

6. У подавляющего большинства респондентов есть возможность профессионального роста. Среди опрошенных преобладают студенты (48%), желающие по окончанию обучения занимать должность зам. главного врача по работе с сестринским персоналом.

Таким образом, преобладают студенты, имеющие реальные перспективы трудоустройства на должности соответствующие полученной специальности.

7. Большая часть анкетируемых респондентов (74%) считает, что обучение на факультете способствует карьерному росту выпускников.

8. 45 респондентов (48%) пожелали попробовать себя в написании кандидатской диссертации, что можно расценить как их заинтересованность в новых знаниях, новом приобретенном опыте и в дальнейшем они могут быть востребованы в научной деятельности.

Список используемых источников

  1. Валах Е.А. Обеспечение качества медицинской помощи. // Главная медицинская сестра. - 2008. - №4. – С.15-18.

  2. Герасимова Н.А. О востребованности специалистов с высшим сестринским образованием. // "Медицинская сестра". – 2012. - №3. – С.10-13.

  3. Ильчук С.Б. Востребованность выпускников на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Том 11. - №1. – С.18-21.

Просмотров работы: 6242