ОЦЕНКА ЙОДНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОЦЕНКА ЙОДНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Плотникова Н.М., Юрлова А.С., Левчук Л.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Йододефицитные заболевания, по данным ВОЗ, являются наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями человека, которым наиболее подвержены дети, подростки, беременные и кормящие женщины. Дефицит йода может приводить к различным негативным проявлениям: зобу, гипотиреозу, психическим нарушениям, снижению успеваемости и интеллектуального развития, задержке физического и полового развития, повышенной заболеваемости [1]. При отсутствии массовой йодной профилактики отмечается ежегодный рост числа йододефицитных заболеваний на 3,5% [2]. При исследовании влияния дефицита йода на ментальные функции у детей была подтверждена связь недостаточной йодной обеспеченности и таких функций, как внимание, восприятие, моторика, память, оперативность [3]. 72% населения Российской Федерации проживают на территории йодного дефицита и только 15% семей в России используют йодированную соль. При этом фактическое потребление йода составляет 50 - 80 мкг/сутки, что ниже минимально допустимых значений в 100 мкг/сутки. По данным Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, обеспеченность населения йодированной солью составляет 100%, процент неудовлетворительных проб йодированной соли в торговой сети - 2,6% и 1,8% в детских образовательных учреждениях. На фоне проведения массовой йодной профилактики йодированной солью в дошкольных и школьных образовательных учреждениях в Свердловской области доказано наличие зобной эндемии средней тяжести (частота зоба – 22,8%) на фоне легкой йодной недостаточности (медиана йодурии – 53 мкг/л). Установлено, что лишь каждый четвертый школьник Свердловской области (24,3%) имеет уровень йодурии, превышающий 100 мкг/л, примерно по 1/3 детей имеют йодурию, соответствующую легкому и умеренному дефициту потребления йода (33% и 28,6%, соответственно), а в 14,1% случаев уровень йодурии является крайне низким (< 20 мкг/л) [4].

Цель исследования: провести оценку йодной обеспеченности и влияния дефицита йода на здоровье и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Нами обследовано 64 ребенка 4-7 лет, посещающих МДОУ №339 г. Екатеринбурга, средний возраст детей составил 4,3 ± 0,7 лет, мальчики составили 59%, девочки – 41%. Были проанализированы данные анамнеза, индивидуальная йодная профилактика, проведено объективное обследование с оценкой физического развития и определением уровня здоровья. Показатели интеллектуального развития определяли с помощью теста Г. Витцлака. Йодная обеспеченность оценивалась по показателю медианы йодурии, проводилось ультразвуковое исследование щитовидной железы и определение уровня гормонов щитовидной железы в сыворотке крови (ТТГ, СТ3, СТ4).

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе питания было показано, что в течение 10 часов пребывания в ДОУ дети в составе завтрака, обеда и «усиленного» полдника получают 4-6 граммов йодированной соли ежедневно. Таким образом, теоретически, при среднем содержании йода в соли 40 мкг/кг, поступление йода с питанием может составить 120-140 мкг в сутки. Оценка индивидуальной йодной профилактики продемонстрировала, что препараты йода принимали только 6,1% детей; йод в составе витаминно-минерального комплекса получали короткими курсами 54,5% обследованных, в течение года – 11,9%; не проводили йодную профилактику – 39,4%. По данным анкетирования родителей у 80% детей наблюдалась гиперактивность, синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, невнимательность; у 30 % - задержка речевого развития. При объективном обследовании синдром хронической интоксикации выявлялся в 90%. синдром микронутриентной недостаточности - в 67%, синдром холестаза - в 43%, синдром вегетососудистой дистонии - в 36%, синдром мышечной гипотонии - в 33%. В структуре хронических заболеваний на первом месте оказались заболевания органов пищеварения, на втором – заболевания ЛОР-органов и костно-мышечной системы, на третьем – заболевания нервной системы и аллергические заболевания, 25% обследованных детей относились к категории частоболеющих. Показатели физического развития детей с нормальной и сниженной йодной обеспеченностью представлены в Таблице 1. Обращает на себя внимание, что избыточная масса тела зарегистрирована у 26,6% дошкольников, у 10,9% - ожирение I-II степени.

Таблица 1

Показатели физического развития у обследованных детей, n=64

Рост, абс (%)

Масса, абс (%)

Средний

Выше среднего, высокий

Ниже среднего, низкий

Средняя

Выше среднего, высокая

Ниже среднего, низкая

37 (57,8)

23 (35,9)

4 (6,2)

44 (68,8)

17 (26,6)

5 (7,8)

Большинство детей (68,7%) были отнесены ко II группе здоровья, 31,3% - к III группе здоровья.

Медиана йодурии выше 100 мкг/л выявлена лишь у 16,7% детей. Показатель медианы йодурии от 99 до 50 мкг/л (йододефицит легкой степени) - у 37,5%; от 49 до 20 мкг/л (йододефицит средней степени) - у 45,8% обследованных дошкольников. По данным ультразвукового исследования щитовидной железы, объем составил, в среднем, 4,6 ± 0,35 см3 (норма до 5,7см3), у 14,3% обследованных выявлены диффузные эхоскопические изменения щитовидной железы. Показатели функционального состояния щитовидной железы соответствовали возрастным нормативам у всех обследованных детей: уровень ТТГ составил 2,44 ± 0,17 мМЕ/л; СТ3 - 5,96 ± 0,08 пмоль/л; СТ4 - 15,8 ± 0,41 пмоль/л.

Интеллектуальное развитие детей оценивали с помощью теста Г. Витцлака, результаты которого представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Показатели интеллектуального развития обследованных детей, n=18

Компонент интеллектуального развития

Дети с нормальной обеспеченностью йодом (n=6)

Дети со сниженной обеспеченностью йодом (n = 12)

Норма (баллы)

P34

1

2

3

4

5

6

1.

Обучаемость

11,3

9,6

22

 


Просмотров работы: 1401