Цель исследования: провести оценку йодной обеспеченности и влияния дефицита йода на здоровье и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Материалы и методы исследования
Нами обследовано 64 ребенка 4-7 лет, посещающих МДОУ №339 г. Екатеринбурга, средний возраст детей составил 4,3 ± 0,7 лет, мальчики составили 59%, девочки – 41%. Были проанализированы данные анамнеза, индивидуальная йодная профилактика, проведено объективное обследование с оценкой физического развития и определением уровня здоровья. Показатели интеллектуального развития определяли с помощью теста Г. Витцлака. Йодная обеспеченность оценивалась по показателю медианы йодурии, проводилось ультразвуковое исследование щитовидной железы и определение уровня гормонов щитовидной железы в сыворотке крови (ТТГ, СТ3, СТ4).
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе питания было показано, что в течение 10 часов пребывания в ДОУ дети в составе завтрака, обеда и «усиленного» полдника получают 4-6 граммов йодированной соли ежедневно. Таким образом, теоретически, при среднем содержании йода в соли 40 мкг/кг, поступление йода с питанием может составить 120-140 мкг в сутки. Оценка индивидуальной йодной профилактики продемонстрировала, что препараты йода принимали только 6,1% детей; йод в составе витаминно-минерального комплекса получали короткими курсами 54,5% обследованных, в течение года – 11,9%; не проводили йодную профилактику – 39,4%. По данным анкетирования родителей у 80% детей наблюдалась гиперактивность, синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, невнимательность; у 30 % - задержка речевого развития. При объективном обследовании синдром хронической интоксикации выявлялся в 90%. синдром микронутриентной недостаточности - в 67%, синдром холестаза - в 43%, синдром вегетососудистой дистонии - в 36%, синдром мышечной гипотонии - в 33%. В структуре хронических заболеваний на первом месте оказались заболевания органов пищеварения, на втором – заболевания ЛОР-органов и костно-мышечной системы, на третьем – заболевания нервной системы и аллергические заболевания, 25% обследованных детей относились к категории частоболеющих. Показатели физического развития детей с нормальной и сниженной йодной обеспеченностью представлены в Таблице 1. Обращает на себя внимание, что избыточная масса тела зарегистрирована у 26,6% дошкольников, у 10,9% - ожирение I-II степени.
Таблица 1
Показатели физического развития у обследованных детей, n=64
|   
			 Рост, абс (%)  |   
			  
			 Масса, абс (%)  |  
		||||
|   
			 Средний  |   
			  
			 Выше среднего, высокий  |   
			  
			 Ниже среднего, низкий  |   
			  
			 Средняя  |   
			  
			 Выше среднего, высокая  |   
			  
			 Ниже среднего, низкая  |  
		
|   
			 37 (57,8)  |   
			  
			 23 (35,9)  |   
			  
			 4 (6,2)  |   
			  
			 44 (68,8)  |   
			  
			 17 (26,6)  |   
			  
			 5 (7,8)  |  
		
Большинство детей (68,7%) были отнесены ко II группе здоровья, 31,3% - к III группе здоровья.
Медиана йодурии выше 100 мкг/л выявлена лишь у 16,7% детей. Показатель медианы йодурии от 99 до 50 мкг/л (йододефицит легкой степени) - у 37,5%; от 49 до 20 мкг/л (йододефицит средней степени) - у 45,8% обследованных дошкольников. По данным ультразвукового исследования щитовидной железы, объем составил, в среднем, 4,6 ± 0,35 см3 (норма до 5,7см3), у 14,3% обследованных выявлены диффузные эхоскопические изменения щитовидной железы. Показатели функционального состояния щитовидной железы соответствовали возрастным нормативам у всех обследованных детей: уровень ТТГ составил 2,44 ± 0,17 мМЕ/л; СТ3 - 5,96 ± 0,08 пмоль/л; СТ4 - 15,8 ± 0,41 пмоль/л.
Интеллектуальное развитие детей оценивали с помощью теста Г. Витцлака, результаты которого представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Показатели интеллектуального развития обследованных детей, n=18
|   
			 №  |   
			  
			 Компонент интеллектуального развития  |   
			  
			 Дети с нормальной обеспеченностью йодом (n=6)  |   
			  
			 Дети со сниженной обеспеченностью йодом (n = 12)  |   
			  
			 Норма (баллы)  |   
			  
			 P34  |  
		
|   
			 1  |   
			  
			 2  |   
			  
			 3  |   
			  
			 4  |   
			  
			 5  |   
			  
			 6  |  
		
|   
			 1.  |   
			  
			 Обучаемость  |   
			  
			 11,3  |   
			  
			 9,6  |   
			  
			 22  |   
			  
			 
  |