ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абдуллаева М.С. 1, Исмаилова М.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема конфликтов в игровой деятельности в последнее время привлекает к себе все большее внимание. И если раньше конфликты различного рода — межгрупповые, межличностные и внутри личностные — рассматривались главным образом как явление негативное, то сегодня все чаще предметом изучения становятся позитивные последствия конфликта в отношениях между членами группы, семьи, в процессе творческой деятельности личности. В качестве очередного этапа исследований следует говорить о той роли, которую играет конфликт в процессе психического развития в целом и формирования личности.

Уже в дошкольном возрасте отношения детейс нарушениями зрения очень сложны, многоплановы и составляют целую систему их развития. Психологической конфликт между ребенком и сверстниками исследуется, в частности, в условиях игровой деятельности. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка с нарушенным зрением и сверстников.

В дошкольном возрасте существуют понятия внутренние и внешние конфликты, но они четко не разграничиваются. Внешние конфликты у дошкольников с нарушениями зрения порождаются противоречиями, возникающими при организации или совместной деятельности (выбор общего дела, распределение обязанностей, выбор линии сюжета, ролей и т.п.). Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей. Поэтому они имеют приходящий, ситуационный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты можно рассматривать как полезные, они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.

Внутренний психологический конфликт между ребенком с нарушенным зрением и сверстниками возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и в большей части скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего, он вызывается противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах. Конфликты возникают из-за не владения детьми с нарушениями зрения навыков игровой деятельности, из-за искажения мотивов, связанных с игрой. Подобные конфликты охватывают разные сферы детских отношений: деловые и межличностные, а также личность ребенка. Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни приходят и сразу чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вне игры (сверстники почему-то не принимают их), четвертые, хотя и держаться уверенно, но при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Это говорит о том, что дети с нарушениями зрения приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями, и в то же время – с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. Именно поэтому требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка.

Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявиться неоднозначно (малообщительное или агрессивно-общительное поведение). Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику, как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности – от почти полного отсутствия до его предельного присутствия. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, комфортности и т.д. Чрезмерное развитие ее определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Планирование игры и контроль за ее развитием должен постоянно осуществляться воспитателем, либо ребенком, хорошо знающим сюжет и пользующимся авторитетом среди товарищей. При отсутствии такой режиссуры коллективная игра детей распадается, хотя она и развертывается между двумя, тремя детьми. Именно здесь происходят конфликтные ситуации между детьми. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой отношения между участниками игры складываются по правилам партнерства, регулируются средствами, доступными детям. Поэтому игры мы называем формой организации детской жизни. При неправильном распределении между детьми правил, игры игрушек возникают конфликты. Эффективным средством предупреждения конфликтов в игре являются разговоры с детьми о том, как пройдет игра, кто будет особенно внимателен к партнеру, почему все должны играть дружно или почему не сложилась игра. Именно эти разговоры ценны тем, что они помогают детям с нарушениями зрения выделить и осознать свои взаимоотношения друг с другом. При возникшем конфликте воспитатель должен осторожно направить разговор (с помощью вопросов) в нужное русло.

Старшие дошкольники с нарушениями зрения не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, но в определенных пределах могут заниматься тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в ней, давать оценки себе и окружающим людям.

При выявлении причин возникновения конфликтов мы исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др. Мы предположили, что конфликты между детьми будут возникать именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач.

Были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:

1. «Разрушение игры» - сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры,- например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора обшей темы игры» - в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети .

3. «По поводу состава участников игры» - здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в Игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» - данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, мало привлекательную роль .

5.«Из-за игрушек» - сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» - в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» - это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

После проведения эксперимента нами были сформулированы следующие рекомендации для родителей воспитателей психологов и т.д.

Несколько рекомендаций для устранения конфликтного поведения в играх у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

  1. Нужно сдерживать стремление детей, провоцирующие конфликты (ссоры) с другими детьми в играх. Обратить внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Воспитатели должны контролировать детей для предотвращения конфликтных ситуаций.

  2. Не нужно стремиться прекращать ссору (конфликт), обвинив одного ребенка в ее возникновении и защищать другого. Надо объективно разобраться в причинах возникновения конфликта.

  3. После конфликта обговорите с детьми причину его возникновения, определите неправильные действия конфликтных детей, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

  4. Не обсуждайте при детях проблемы их поведения. Они могут утверждаться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будут продолжать провоцировать их.

  5. Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

 

Просмотров работы: 2703