ПРОБЛЕМА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

Бажукова О.А. 1, Раджабова Н.Р. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института.

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, которым характерен высокий уровень проявления "проблемности". Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи. По данным научного Центра здоровья детей РАМН число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Такие дети должны обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье.

Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общество "Даун синдром"; "Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха"; "Общество помощи аутичным детям "Добро" и многие другие).

Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной в отношении разрешения проблем своих детей. Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, к сожалению, усугубляется тем, что своевременная поддержка и профессиональное им содействие задерживаются в связи невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема создания модели государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Проблема оказания помощи лицам, имеющим отклонения в развитии и их семьям, в разные исторические эпохи воспринималась по-разному. Так, история отношения к категории аномальных детей (лиц) в древних Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе обращения с ними, а также о понимании такого обращения как формы защиты нации от воздействия аномального лица на здорового и о философском обосновании подобной позиции (Аристотель, Платон, Сенека). [6;7]

В эпоху Возрождения возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к аномальным лицам. Первым педагогом, высказавшим мысль о необходимости проявления заботы о воспитании и обучении слабоумных и обосновавшим свою позицию философски, был знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Он считал, что учить можно всех аномальных детей. В связи с этим Я.А.Коменский писал: "Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека". [5]

Понимание необходимости общественной помощи таким лицам и активизация этой помощи приобретает особую значимость к концу XVIII века. Многие историографы утверждают, что впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных лиц была доказана на рубеже XVIII и XIX веков известным французским психиатром Жаном Итаром (1775-1838). Чуть позже эта проблема начинает рассматриваться уже как научная. История свидетельствует о том, что возможности лечения и воспитания лиц с отклонениями в развитии первыми стали исследовать и изучать врачи (Ф. Пинель, Ж.Эскироль, 1838; Э.Сеген, 1903 и др.). [1] Они же являлись и первыми наставниками и педагогами душевнобольных лиц. Разработкой вопросов воспитания и обучения лиц с аномалией развития занимались А.Бине и Т.Симон (1910, 1911), Д.Бурневиль (1984), D.Bourneville (1899), J.Decroly (1905), Ж.Демур (1909), J.Demoor (1898), и другие.

В России стали обращать внимание на возможность использования семейного окружения как для профилактики, так и для лечения различных психических расстройств в первой половине XIX века. В конце 30-х годов по инициативе одного из основателей общественной психиатрии в России И.Ф.Рюля впервые в мировой практике была проведена общегосударственная перепись душевнобольных (по материалам А.М.Шерешевского, 1978). Одновременно с обобщением результатов переписи И.Ф.Рюль составил "Краткое наставление", в котором рассказывалось о том, "каким образом должно обходиться с умалишенным доколе он не будет помещен в заведение". Наряду с общими советами в "Наставлении" определялись меры, которые должны предпринимать члены семьи в отношении душевнобольного лица. Среди них упоминалось о "приветливом обхождении в разговоре между собой", о "стабильности положительных привычек и образа жизни, что служит укреплению характера умалишенного". Богатым родителям, дети которых отправлялись ими в "исправительные заведения" из-за своего непослушания, вменялось в обязанность, после возвращения непослушного сына или дочери, вести с ним или с нею разъяснительные беседы в домашних условиях и занимать полезным делом. [3]

Одновременно расширялась практика лечения душевнобольных в семьях, имеющих возможность их содержать. Указывалось на необходимость гуманистического отношения близких к умалишенному лицу и рассматривалась возможность лечебного воздействия на больного при участии членов семьи.

Среди рассматриваемых проблем, у исследователей вызывает интерес степень выраженности и длительности эмоционального стресса. Некоторые авторы обращают внимание на смягчение эмоциональных расстройств в среднем лишь спустя 10 лет после рождения умственно отсталого ребенка (Thurston J. 1960). Отмечается также тенденция к социальной изолированности и отчужденности таких семей. [2]

Некоторые публикации рассматривают сложные проблемы, возникающие в семье в связи с рождением умственно отсталого ребенка: проблему планирования последующей беременности, проблему сибсов, стабильности семьи, проблему изменившегося социального статуса родителей (Schonell F.J., Watts B.H., 1956; Stone H., 1973, Taylor F.M., 1953; ValenteM., 1972).

Заслуживает внимания и вызывает интерес к изучению проблема, раскрывающая формы и этапы адаптации к стрессу семьи, воспитывающей аномального ребенка. Эта проблема шире дискутируется также в зарубежной литературе. Одни авторы считают, что семья, имеющая ребенка с нарушением развития, переживает две основные фазы кризиса: вначале (1 фаза) - непринятие факта нарушения развития, которое проявляется в виде шока или отрицания существования проблемы, а затем (2 фаза) приспособление к пониманию происшедшего и его принятие (Hackenberg W., 1982; Ross A.O., 1967; Shuchardt E., 1979).

Другие считают, что наиболее популярной стала схема трех стадий, которую проходят родители больных детей в процессе своей жизни (Miller L,1968; Richmond J.,1965). В первой стадии, которая носит название эмоциональной дезорганизации, у родителей больных детей наблюдаются аффективно-шоковые реакции. Вторая стадия имеет характер реинтеграции, в период которой возможна частичная реалистическая оценка стрессовой ситуации родителями. Третья стадия - это зрелая адаптация, когда и отец и мать больного ребенка в состоянии правильно оценить создавшуюся ситуацию.

Учеными, занимающимися данной проблемой проведен ряд интересных исследований раннего контакта мать – дитя. В условиях патологии развития ребенка мать не только выступает в роли развивающего, но и корригирующего фактора. Это было подтверждено в работе Т.Н. Листопад (1992), изучающей контакт мать – дитя применительно к патологии периода новорожденности. В работе ею была доказана наличие двусторонней «внутриутробной» связи матери и больного ребенка, показана необходимость их совместной госпитализации, которая благотворно влияет на состояние их обоих. Мать на протяжении всего периода детства не утрачивает, а продолжает выполнять корригирующую задачу.

Большой интерес вызывает проблема оказания психологической помощи семье ребенка с РДА. Помощь родителям аутичных детей в русле психоаналитической традиции в настоящее время не имеет такого широкого распространения, как бихевиоральный тренинг.[4] Однако, родителям оказываются некоторые виды поддержки, в их числе: консультирование родителей по проблемам воспитания; терапия личности родителей; регулирование отношений между родителями и специалистами, обучающими ребенка (J.Berlin, 1978).

Само отношение к родителям аутичных детей у представителей психоаналитической школы в настоящее существенно изменилось. Их больше не считают виновными в аутизме их детей. F.Tustln (1992) указывает на то, что большинство аутичных детей не испытывают холод, отвержение или физическое насилие со стороны родителей. При этом она все же считает, что некоторые формы аутизма имеют неорганическую природу, в силу чего и поддаются психологической коррекции. Для этих случаев она рассматривает в ряду патогенетических факторов и недостаточную способность матери проявлять эмпатию по отношению к ребенку, и возможную депрессивность матери, ее психологическую неготовность к рождению ребенка, или недостаточную способность матери защитить ребенка от негативных воздействий. В любом случае, основное внимание уделяется работе с ребенком; специальная работа с его родителями не рассматривается как необходимое условие удачного лечения. [4]

Таким образом, проблема оказания помощи как семье воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, так и самому ребенку была актуальной во все исторические эпохи.

Литература:

  1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая коррекция состояний страха и агрессии у детей с ранним детским аутизмом, // Тезисы докладов десятой научной сессии по дефектологии: «Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей». - М. - 2000. -С. 392 -393.

  2. Баенская Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста. //Дефектология. 1999. - № 1. - С. 47-54.

  3. .5Бажукова О.А. Семья: психология и закон // Высшее профессиональное образование Республики Дагестан: проблемы, тенденции, перспективы: Межвузовский сборник научных трудов. – Вып.1 –СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 147с.

  4. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. — М., 1993.

  5. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во моек, ун-та, 1980. -440 с.

  6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.Избранные психологические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - Москва-Воронеж, 1995. -414 с.

  7. Ярошевский М.Г., Марцинсковская Т.Д. Личность ребенка и драматизм ее развития // Начальная школа. - 1996. - N 11.

 

 

Просмотров работы: 1908