ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ

Бажукова О.А. 1, Исаева Г.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития российского общества одной из острых проблем является распространенность поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте, приводящих к дезадаптации формирующейся личности.

Проблема деформации развития личности в подростковом возрасте и формирование у подростков отклоняющегося и дезадаптивного поведения рассматривалась в значительном количестве исследований (Н.В.Васильева, Е.Н.Власова, В.Н.Иванченко, Н.И.Корытченкова, Е.В.Ольшанская, В.Ф.Пирожков и др.). [5] Подробно проанализированы патопсихологические предпосылки противоправного поведения (роль отклонений от психической нормы, акцентуаций характера и др.), изучены социально-психологические условия нарушений развития личности подростков (роль различных особенностей его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками). Однако до настоящего времени нет ясных представлений о системе психологических механизмов такой деформации развития личности подростка. В частности, недостаточно разработаны представления о возможных первичных дефектах в развитии личности, о степени их влияния на другие личностные качества, о характере и типах складывающихся взаимосвязей между различными качествами личности и образующихся при этом характерологических комплексов.

В работах многих специальных педагогов и психологов рассматриваются особенности поведения трудных подростков, страдающих олигофренией, к которым относятся: наличие дисфорий, повышенная подражательность, внушаемость в отношении асоциальных форм поведения, аффективная возбудимость со склонностью к агрессии, выраженный активный негативизм у детей с нарушениями по психопатоподобному типу; высокий уровень тревожности, страх контактов, резкая заниженность самооценки, повышенная психологическая ранимость, стремление к уединению, гипертрофированное переживание неудач, связанных со стремлением занять определенную позицию в коллективе у детей с нарушениями поведения по невротическому типу; неуважительное отношение к коллективу класса, стремление избежать контактов с одноклассниками, неприязненное отношение к педагогам, предпочтение общения с лицами, склонными к совершению противоправных действий, у детей с неблагоприятными семейно-бытовыми условиями. [4]

Однако, несмотря на то, что проблема дезадаптивного поведения подростков с умственной отсталостью находится в фокусе научного интереса специальной психологии и педагогики, многие ее аспекты не получили должного отражения в литературе.

Результаты проведенного нами теоретического анализа позволили нам прийти к выводу, что дезадаптивное поведение умственно отсталых учащихся чаще всего характеризуется повышением агрессивности, конфликтности, либо тревожностью, наличием страхов, замкнутостью. Имеются и другие характеристики, но в большинстве исследований подчеркивается неадекватность реакции на фрустрирующую ситуацию.

В рамках изучаемой проблемы, нами были подобраны методики для диагностического исследования личностных особенностей испытуемого, устойчивых характеристик фрустрационных реакций испытуемого и стереотипов эмоционального реагирования. Все полученные данные были соотнесены с результатами выполнения рисуночных методик, которые ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Преимуществом этих методик, на наш взгляд, является то, что они – едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее скрытую область человеческой психики.

Исследование проводилось на базе Республиканского центра социально-трудовой адаптации и профориентации г. Махачкалы. В исследовании участвовали 150 умственно отсталых школьников.

Учитывая, что дезадаптивное поведение в нашем понимании определяется условиями социализации ребенка, в связи с этим мы сочли необходимым изучить личностные особенности и влияние внутрисемейных отношений на поведение умственно отсталых подростков. С этой целью мы избрали для диагностического исследования проективные методики «Дом-дерево-человек» (ДДЧ) и «Кинетический рисунок семьи» (КРС), которые позволили судить об аффективной сфере личности ребенка, потребностях и уровне социально-психологической защищенности. [1]

Надо отметить, что диагностическое исследование мы начали с проективных рисуночных методик, так как они способствовали установлению позитивных эмоциональных отношений между испытуемым и экспериментатором. Эти методики более доступны для понимания умственно отсталых детей, а также могут послужить своеобразным «мостиком» к очень утомительному для умственно отсталых подростков психологическому тестированию по опросникам.

Перед проведением методик была проведена беседа по определению понятий «дом», «человек», «дерево», «семья», «члены семьи», «родители» и т.д. Детям были розданы необходимые предметы для выполнения задания (альбомные листы белой бумаги (А4), цветные карандаши, ластик) и дана инструкция. При проведении исследовании фиксировалось время выполнения задания.

Использование проективной методики исследования личности «Дом-дерево-человек» позволило нам судить об аффективной сфере личности ребенка, потребностях и уровне социально-психологической защищенности.

Анализ результатов выполнения данной методики показал, что дети, размещали рисунок в основном в левой стороне листа снизу, что указывает на неуверенность субъектов, импульсивность и чувство опасности. Мы хотели бы отметить, что практически все испытуемые начинали свои рисунки с рисования дома как символа безопасности, теплоты. Дом ребята располагали вблизи.

Дома, в основном, состояли из одной стены с акцентированным горизонтальным измерением – это говорит о том, что у испытуемого плохая ориентировка во времени, чувствительность к давлению среды и отчуждение, окна на всех домах, за исключением двух, закрыты – это говорит о сложностях взаимодействия с окружающими.

Крыши домов рисовали треугольной формы тонким контуром – отсутствие фантазии, т.е. слабо развито воображение. Трубы на домах (кроме трех рисунков) отсутствовали, что указывает на нехватку психологической теплоты.

Дети не придавали большого значения прорисовыванию частей тела человека, а рисовали в основном человека схематически. Но такие части тела, как большая голова (как неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека), длинная шея (торможение и регрессия) в рисунках встречались часто.

Туловище испытуемые старались изобразить в виде квадрата или прямоугольника, что символизировало мужество. При рисовании плеч испытуемые разделились на две группы: одни рисовали угловатыми – признак чрезмерной осторожности и защиты, другие покатые – уныние, отчаяние, чувство вины. Черты лица носили примитивный характер: глаза рисовались в виде точек (погруженность в себя) или изображались как пустые глазницы (значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность); нос рисовали в основном в виде латинской буквы «L» (презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами); волосы как признак мужественности изображали по-разному: кучерявыми и рыхлыми (враждебные чувства) или сильно заштрихованными (тревога, связанная с мышлением или воображением). Руки и ноги рисовали широкими (интенсивное стремление к действию), кисти и ступни во многих рисунках отсутствовали как признак возникновения проблем в межперсональных отношениях.

При рисовании дерева ребята изображали линии ствола относительно прямыми как признак ловкости и находчивости, но в тоже время практически на всех рисунках ствол оторван от земли как признак недостатка контакта с внешним миром. Крона дерева рисовалась в виде шара ярко выраженной линией или линией в виде пунктира (экзальтированность и эмоциональность).

Для исследования интерактивных отражений эмоциональных связей в семье использовалась методика «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс и С.Кауфман, 1972), с беседой по результатам рисования. [2]

В работах отечественных и зарубежных авторов отмечается существенная связь между особенностями рисунка семьи и межличностными отношениями (Г.Т. Хоментаускас, Wolff W., К.Маховер). Методика дает возможность изучить особенности межличностных взаимоотношений, выявить эмоциональные проблемы, присущие учащимся. [3]

Мы постарались систематизировать результаты выполнения методики «Дом-дерево-человек» и разделили их на три основные группы.

К первой группе мы отнесли рисунки детей, которых можно отнести к относительно психологически благополучным: дома с открытыми окнами, наличие дымоходов на крыше, при изображении человека относительная соразмерность тела с большим количеством деталей, с четким прорисовыванием элементов лица без сильной тревожной штриховки, соразмерное рисунку изображение дерева с пышной кроной. Таких рисунков было немного – всего 12% выборки.

Ко второй группе отнесли рисунки детей, которых можно отнести к среднему уровню социально-психологической защищенности. На этих рисунках дома с закрытыми окнами, дымоходов на крышах нет. Глаза рисовались в виде точек, волосы - сильно заштрихованными. Количество элементов изображения человека значительно ниже, чем на рисунках первой группы. При изображении дерева широкая крона штрихуется под сильным нажимом. Рисунков первой группы мы отметили у 32% выборки.

К третьей группе мы отнесли рисунки детей, которых можно отнести к низкому уровню социально-психологической защищенности. Анализ рисунков этой группы показывает, что дом изображается маленьким по сравнению с пространством листа, окна либо закрыты, либо отсутствуют (что говорит о нарушениях контактов с внешним миром), дымоходов нет. Человеческая фигура изображается примитивно, с наименьшим количеством деталей, но те детали, которые имеются, носят признаки враждебности – пустые глазницы, оскаленные зубы, волосы вздыблены и прорисованы как короны с четкой фиксацией гребней, отсутствуют кисти и ступни. Деревья мелкие, не соразмерны масштабам рисунка. Следует отметить, что на одном из рисунков, которых мы отнесли к этой группе, дерево изображено горящим. Рисунков этой группы в данной выборке 56%.

По результатам выполнения методики «Кинетический рисунок семьи» испытуемые были распределены по четырем группам в соответствии с компонентом благополучия в особенностях эмоционального отношения внутри семьи.

К первой группе «благополучной» - мы отнесли учащихся, по рисункам которых можно сделать вывод о благополучии системы взаимоотношений в семье и о позитивном эмоциональном восприятии всех членов семьи.

Сравнение состава нарисованной семьи и реальной показывает, что эти учащиеся рисуют семью в полном составе, что является одним из признаков эмоционального благополучия семьи, обязательно изображают себя как члена семьи. Члены семьи на рисунке либо взялись за руки, либо заняты общим делом. Наличие общего дела – свидетельство взаимного интереса и взаимного приятия членов семьи. К рисунку приступают охотно, не боятся, что у них что-то не получится. Чаще всего, учащиеся, отнесенные к этой группе, в качестве первого персонажа начинают изображать мать или отца, (то есть родителя, за которым признается активная и решающая роль в семье). Изучение символики рисунка показывает, что эти учащиеся часто используют богатую цветовую палитру и различные декоративные элементы: цветы, бабочки, узоры – символы реального или желаемого спокойствия и безмятежности в семье.

По результатам последующей беседы учащиеся охотно поясняют, кто изображен на рисунке, объясняют, чем занят каждый персонаж, поясняют композиционное решение рисунка, рассказывают различные истории, связанные с выбором сюжета. В большинстве случаев при выборе в предложенных гипотетических ситуациях в качестве наиболее привлекательного члена семьи оказывается мать. На втором месте – отец. Часто исключение из общего дела какого-либо члена семьи вызывает недоумение либо нежелание сделать выбор. Наиболее часто таким «исключенным членом семьи» оказываются братья (сестры) или бабушки (дедушки).

Ко второй группе «попустительский стиль» - отнесены учащиеся, по рисункам которых можно сделать вывод о наличии эгоцентрических тенденций и о воспитании в семье по типу «кумир семьи». С точки зрения ребенка в семье существует высокий уровень эмоциональных связей. Семья изображается в полном составе вокруг центрального персонажа – самого ребенка. Рисование начинается с самого себя, фигура выписывается особенно тщательно, с большим количеством декоративных элементов, по размерам больше остальных. Это служит свидетельством завышенной самооценки ребенка. Другие персонажи рисунка могут занимать различное положение на плоскости листа. Чаще всего, наиболее близким к фигуре рисующего оказывается изображение мамы, затем – отца.

В беседе по результатам выполнения методики «Кинетический рисунок семьи», эти учащиеся называют себя самыми счастливыми.

Выбор в гипотетической ситуации осуществляется легко, не задумываясь.

В числе «исключенных героев» часто оказывается отец, как человек, который требует от ребенка приложения усилий, как в учебе, так и в другой деятельности, в то время как для матери такой ребенок выступает «кумиром» вне зависимости от его реальных успехов.

К третьей группе «избирательно-отвергающий стиль» - отнесены учащиеся, по особенностям рисунков которых можно сделать вывод о наличии некоторого неблагополучия во внутрисемейных взаимоотношениях и негативном эмоциональном восприятии какого-либо из членов семьи. Они изображают свою семью в неполном составе. Отсутствие реально существующего члена семьи на рисунке свидетельствует об эмоциональном неприятии этого человека, стремлении ограничить его присутствие в жизни ребенка. Именно с этим человеком чаще всего возникают конфликты.

По особенностям взаимодействия членов семьи на рисунке учащихся, отнесенных к этой группе можно сделать вывод о среднем уровне эмоциональных связей в семье. На это указывают такие признаки, как разобщенность членов семьи на рисунке, большое расстояние между персонажами. Эти учащиеся рисуют себя в стороне от других, что свидетельствует о чувстве отчужденности. О наличии у ребенка чувства собственной незначительности в жизни семьи свидетельствует то, что его фигура изображается значительно меньше остальных. Анализ символики рисунка часто позволяет выделить знаковые изображения, которые рассматриваются как символы агрессивности (пистолеты, ножи, ножницы) или депрессивного состояния в момент рисования (звезды, дождь, льющаяся вода и др.). По цветовому решению рисунки учащихся этой группы можно разделить на несколько вариантов. В первом случае широко используется разнообразная палитра – наиболее эмоционально симпатичные персонажи изображаются яркими красками теплых тонов, негативно воспринимаемые персонажи – либо черно-белыми, либо красками холодных тонов. Во втором варианте используются только холодные тона. Третий вариант – черно-белый рисунок (когда используется карандаш) либо рисунок выполняется ученической ручкой (несмотря на наличие набора карандашей).

В ходе беседы по результатам рисования отказ рисовать негативно воспринимаемого члена семьи поясняется словами защитного характера типа: «На листе мало места», «У меня не получится» и т.д. Выбор в гипотетических ситуациях не составляет труда. «Исключенный герой» называется сразу, не задумываясь

К четвертой группе «отвергающий стиль» - отнесены учащиеся, по рисункам которых можно сделать вывод о низком уровне эмоциональных связей в семье, об отсутствии у ребенка чувства общности с семьей, наличии чувства отверженности и покинутости на фоне негативного эмоционального восприятия самого себя, сниженной самооценки. Признаками, свидетельствующими об этом, является отсутствие ребенка на рисунке, либо изображение только его самого (особенно, если фигурка маленького размера относительно плоскости листа). Часто изображаются машины и другая промышленная техника. На двух рисунках изображение семьи (за исключением отсутствия фигуры самого рисующего) почти напоминает рисунки учащихся, отнесенных к первой группе – члены семьи улыбаются, вместе играют, объединены в единую композицию, используется широкая цветовая палитра, декоративные элементы. В ходе изучения психолого-педагогической документации и бесед с родителями была получена информация, что в одном случае родители в течение года находятся в разводе, а во втором – отношения в семье близки к этому, однако существуют определенные возможности примирения. Беседы по результатам выполнения методики с этими двумя учащимися позволили сделать вывод о том, что эти учащиеся рисуют семью не такой, какая она существует на самом деле, а такой, какой они хотели бы ее видеть («родители помирятся и все будет хорошо, как прежде»). При выборе в гипотетической ситуации они называют обоих родителей в качестве «предпочитаемого героя». Другие учащиеся, отнесенные к четвертой группе, с трудом вовлекаются в процесс рисования, с неохотой поясняют рисунок, говорят, что не умеют рисовать, отказываются от выбора в гипотетической ситуации: «Я устал», «Надоело» и т.д.

Учащиеся, которые по результатам ДДЧ демонстрируют средний уровень психологической защищенности, в своих рисунках отражают средний уровень эмоциональных связей в семье.

Учащиеся, которые по результатам ДДЧ демонстрируют низкий уровень психологической защищенности и ярко выраженную враждебность к окружающим, в своих рисунках отражают низкий уровень эмоциональных связей в семье.

Таким образом, характеристика поведения умственно отсталого подростка исходя из результатов проективных рисуночных тестов, отражает, прежде всего, невысокий уровень социально-психологической защищенности и низкую социальную компетентность, что свидетельствует о нарушении социальной адаптации.

Литература

  1. Бажукова О.А. Коррекция дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007 - 24с.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - Спб.: Питер, 2002. – 528 с.

  3. Маховер К. Проективный рисунок человека. – М.: Смысл, 2000. – 154 с.

  4. Омарова П.О., Салахбекова А.Н. Роль семьи в социализации личности ребенка с отклонениями в развитии // Вопросы гуманитарных наук. – №4 – М.: Спутник+, 2005

  5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с

 

 

 

Просмотров работы: 2269