СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

Маллаев Д.М. 1, Гаджиева Д.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦПявляется одной из актуальных в теории и практике специальной психологии и педагогики. В то же время вопрос об интеграции в жизнь ребенка с детским церебраль­ным параличом практически не ставится. Вопрос совместной работы семьи и школы в психолого-педагогическом аспекте данной категории детей практически не рассматривался в отечествен­ной литературе. Именно поэтому дети с ДЦП в большей степени остаются изолиро­ванными от общества.

В связи с этим, проблема исследования совместной работы семьи и школы в психолого-педагогическом сопровождении детей с ДЦП актуальна в рамках специального (дефектологического) образования и в условиях развития инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой школе с нормой.

Изучение данной проблемы дает возможность выявить особенности развития детей с церебральным параличом и их семьи; определить направления и содержание комплексной коррекционной работы детей с церебральным параличом; определить содержание психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с церебральным параличом

Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 2006 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2012 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Одна из основных причин инвалидности у детей принадлежит заболеваниям нервной системы, а в группе этих заболеваний максимальное количество приходится на инвалидность, обусловленную детским церебральным параличом.

Распространенность ДЦП в регионах страны составляла в 2001-2010 годах от 5 до 9 человек на 1000 новорожденных (К.А. Семенова, 2010), в 2010 от 6 до 13 человек на 1000 новорожденных (М.В.Головач,2010) в зависимости от региона. В последние 10-15 лет наметилась тенденция к росту этих показателей, что связано как с улучшением диагностики и учета таких детей, так и с интенсивной реанимацией новорожденных с признаками тяжелой церебральной патологии.

Дети с тяжелыми двигательными нарушениями, вследствие ДЦП, имеющие статус инвалида, нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только для лечения, но и для успешной социальной адаптации, полноценного развития, обучения, получения образования. Данные права провозглашены Конвенцией о правах ребёнка, закреплены Конституцией РФ.

Этиологии, патогенезу, клинике и лечению детского церебрального паралича посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов. В специальных исследованиях (E.Cardwell, 1973; Р.Д. Бабенкова, 1986; Э.С. Калижнюк, 1987; M.Michael, 1988; М.В. Ипполитова, 1989; Е.М. Мастюкова, 1997; Е.Ф. Архипова, 1998; Н.В.Симонова, 1999; И.Ю. Левченко, 2000;О.Г.Приходько,А.А.Гусейнова 2001 и др.) отмечается, что нарушения, вызванные детским церебральным параличом, изменяют процесс познания детьми окружающего мира, овладения знаниями, двигательными умениями и навыками; приводят к патологическим изменениям личности. К сожалению, до настоящего времени учеными не разработаны программы дифференцированного обучения детей с ДЦП с учётом степени тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений.

Дети с ограниченными возможностями, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной.

Проблемы семьи «особого» ребенка рассматривались в работах А.Н. Смирновой (1967), Г. Дейвида, М. Линдера (1978), Б.В. Зейгарник (1979, 1980), И.И. Мамайчук (1989), В.В.Ткачевой (1999), Д.М.Маллаев(1999),Е.М. Мастюковой, (2001), Л.М. Шипицыной (2002), Г. Фюр (2003) и других. По мнению авторов, родители детей данной категории испытывают огромные психологические трудности в связи с воздействием длительной травмирующей психику ситуации, явившейся результатом рождения в семье ребенка с проблемами развития. В таком состоянии родители часто оказываются не готовыми к оказанию помощи своему ребенку.

Ведущей проблемой семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, является ее социальная адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями жизнедеятельности, в которых оказалась семья после рождения «особого» ребенка. Родителям необходима система знаний, формирующих у них технологии ухода, обучения, воспитания, общения с ребенком. У детей с тяжелыми формами ДЦП усвоение моделей поведения и усвоение социальных значений (ценностей, установок) происходит преимущественно в рамках родительско-детских отношений, в которых преобладает симбиоз.

Больной ребенок требует повышенного внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию. Тем не менее, включение родителей в коррекционно-образовательный процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями. В решении этой сложной задачи семье нужны помощники- специалисты :врачи,физиотерапевты, дефектологи,логопеды, педагоги и психологи.

Создание гибкой системы альтернативного образования предполагает организацию разнообразных форм воспитания и обучения в условиях дополнительного образования. На наш взгляд, именно дополнительное образование в сотрудничестве с учреждениями социальной реабилитации может взять на себя функции социально-педагогической коррекции, адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями, тем самым, социализируя семью в целом. Проведение комплексных социально-педагогических мероприятий с «особым» ребенком - процесс многоуровневый. Базовым уровнем этого процесса выступает работа с родителями совместно со специалистами.

Проблемы развития, воспитания, обучения и социальной адаптации детей с ДЦП и их родителей требуют дальнейшего изучения и поиска новых подходов к улучшению качества их жизни, интеграции в общество.

Таким образом, сделав теоретический анализ изучаемой проблемы нами было проведено исследование, в котором было обследовано 25 детей с ДЦП в возрасте от 10 до 15лет включительно (14 мальчиков, 11 девочек). По заключению ПМПК нормальный слух имели 56% детей, нормальное зрение - 40%. У 44% детей было выявлено снижение слуха, у 60% - нарушения зрения (из них близорукость – 28%, косоглазие – 8%, дальнозоркость – 12% и ограничение поля зрения – 12%). Нормальный интеллект имели – 76%, ЗПР – 24%. У 10 (40%) детей с ДЦП диагностирована спастическая диплегия, у 2 (8%) – двойная гемиплегия, у 4 (8%) – гиперкинетическая форма, у 3 (12%) – атонически-астатическая, у 2 (8%) – гемипаретическая, у 4 (16%)– смешанная форма (спастико-гиперкинетическая – 12%, спастико-атактическая – 4%).

В ходе обследования использовались следующие методы:

  • Изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных)

  • Наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации)

  • Беседа с родителями и ребенком

  • Обследование познавательной деятельности

  • Анкетирование родителей

У детей экспериментальной группы были выявлены нарушения эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности. Значительно снижена работоспособность и обучаемость. По степени тяжести двигательных нарушений преобладают средняя и тяжелая степень, большинство подростков передвигаются на коляске и либо не обслуживают себя полностью, либо обслуживают частично. Так же было выявлено, что у подростков из экспериментальной группы были нарушены все стороны речи: импрессивная и экспрессивная речь, лексический и грамматический строй, связная речь и звукопроизношение.

Основной целью комплексной реабилитации являлось оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации. Важным условием комплексного воздействия было согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

Коррекционная работа включала в себя три блока:

Первый блок – медицинский, который определяет врач-невропатолог. Назначаются медикаментозные средства, ЛФК, общий массаж, физиотерапия, рефлексотерапия и пр.

Второй блок – психолого-педагогический. Направлен на развитие сенсорных функций: слуховое восприятие, зрительное восприятие. Кроме развития сенсорных функций психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок – логопедическая работа. Здесь работа должна вестись по следующим направлениям - коррекция дыхания, коррекция просодической стороны речи, коррекция звукопроизношения, работа над моторикой кистей и пальцев рук.

Родители являлись равноправными участниками образовательного процесса, поэтому в ходе психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи мы оказывали психологическую поддержку родителям, привлекали родителей к коррекционно-педагогической работе, вырабатывали у родителей адекватную позицию по отношению к ребенку и успешности обучения, обучали эффективным способам взаимодействия.

В целом по исследованию можно сделать следующие выводы:

  • У детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом, отмечаются различные отклонения в двигательном, в психическом и в речевом развитии, ведущим речевым нарушением является дизартрия разной степени тяжести, характеризующейся разными клиническими проявлениями.

Для повышения эффективности логопедической работы необходимо проводить работу по следующим направлениям:

  • развитие понимания обращенной речи

  • развитие экспрессивной речи

  • улучшение произносительной стороны речи

  • формирование и развитие фразовой речи

  • развитие связной речи

  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

  • Для проведения комплексной реабилитации дошкольников с ДЦП необходимо создавать следующие условия:

  • раннее выявление недостатков речевого развития

  • учет результатов диагностики речевого и психомоторного развития

  • индивидуальный и дифференцированный подход к организации комплексной реабилитации с учетом выявленных особенностей развития детей дошкольного возраста;

  • планирование и организация комплексной реабилитации с учетом особенностей развития речи и движений дошкольников с ДЦП с соблюдением двигательного режима;

  • тесное взаимодействие педагогического и медицинского персонала, а также родителей.

 

 

 

Просмотров работы: 2038