КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Маллаев Д.М. 1, Газиева З.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост младших школьников, страдающих задержкой психического развития (интеллектуальной недостаточностью). По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из острых. В последнее время отмечается значительный рост числа учащихся младших школьников, страдающих задержкой психического развития. Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья таких детей. Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны мед. персонала, психологов, педагогов и т.д.

В исследованиях отечественных дефектологов (В.И.Лубовский, 1979; Л.В. Кузнецовой, 1981; З.И.Калмыкова, 1986; У.В.Ульенкова, 1986; И.И. Мамайчук и др.) было отмечено, что в личностной сфере детей с задержкой психического развития присутствуют инфантильные черты характера, проявляющиеся в преобладании игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость и уход от ответственности, неадекватная самооценка, слабо сформированная саморегуляции. [1] Детям трудно управлять своим поведением, вести себя в соответствии с требованиями ситуации, намеренно регулировать различные психические процессы и состояния.

Проявления детской агрессии беспокоят родителей, воспитателей, учителей, что вызывает научно-практический интерес у педагогов, исследователей. Само понятие «агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема [2]. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах [6].

Психологическая феноменология агрессивного поведения личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) исходит из того, что их деятельность характеризуется неустойчивостью и недифференцированностью самооценки, невозможностью реального прогноза собственной деятельности, неадекватностью целеполагания, неопределенностью представлений о будущем и др. [7]. Разрыв между внутренним и внешним делает для такой личности невозможной сознательную переработку своего состояния и символическое реагирование конфликта, а это приводит к разрядке напряжения в импульсивных действиях, психосоматических симптомах или к стремлению физически изменить сложившуюся картину мира субъекта. Личностная особенность индивидов с названными формами поведения может выступать в виде психологического «симптомокомплекса», проявляющегося на различных уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом, что способно порождать угрозы или препятствия реализации профессиональной деятельности в рамках интерактивного пространства систем субъектов образования типа «ученик - учитель / ученик - ученик» [4].

Таким образом, мы построили свое исследование на изучение проблемы коррекции агрессивного поведения детей с ЗПР. В связи с тем, что проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР недостаточно изучена мы выбрали именно этот возрастной период.

Мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР повышен уровень агрессии, и преобладает механизм враждебности, недоверия и осторожности. Поэтому процесс коррекции агрессивности в поведении младших школьников с ЗПР возможен на путях реализации системы методов и приемов коррекционно-психологической работы, направленной как на самого ребенка, так и на его микро- и макросоциальное окружение. [3]

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:наблюдение, беседа, методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; методы коррекционного воздействия: методов коррекции агрессивного поведения: игротерапию, арттерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки). Исследование проводилось на базе МОУ Лицей №5 г. Махачкала.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что причиной детского непослушания является несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно». Это заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления [5].

Таким образом, результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Важность разработки диагностических и коррекционных методик применительно к агрессивному поведению детей обусловлена недостатком и содержательной неоднозначностью имеющихся средств диагностики агрессивности именно в младшем школьном возрасте с ЗПР.

2. Решение задачи диагностики агрессивности в младшем школьном возрасте ЗПР с может быть успешным при дополнении тестовых средств диагностики изучением социальной ситуации развития ребенка, анализом его поведения в значимой для него деятельности. В данной работе решению этой задачи способствует использование наблюдения за поведением ребенка в ходе соревновательной игры.

3. Проведенный теоретический анализ показал, что на формирование и развитие агрессивности у ребенка может оказывать целый ряд неблагоприятных факторов как биологического, так и социального происхождения. Психологическими корнями проявления агрессивности в поведении ребенка являются особенности его темперамента, проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности, неумении сдерживать себя. Однако одна из главных причин агрессивного поведения дошкольника кроется в неблагополучных отношениях ребенка с окружающим его миром: родителями, педагогами, детским коллективом. Проявление агрессивности в поведении дошкольника, таким образом, является следствием:

1) неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;

2) низким социальным статусом ребенка в группе;

3) неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, в обусловленный как трудностями операционного характера (например, неразвитость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения);

4) неудовлетворенностью потребности в признании.

Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения.

4. Проведенное эмпирическое исследование показало открытый характер агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР, возникающий как реакция психологической защиты в трудных ситуациях. У некоторых детей агрессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет место неблагоприятная социальная ситуация развития; нарушение детско-родительских отношений (завышенная требовательность; жестокость в обращении с ребенком; противоречивое воспитание, обусловленное воспитательской неуверенностью родителей или противоречивыми отношениями между взрослыми членами семьи), взаимоотношений со сверстниками.

Литература:

  1. Бажукова О.А. Социально-дезадаптивное поведение как предмет психолого-педагогического исследования // Актуальные проблемы специального образования. Вып.4. – Махачкала: ДГПУ, 2005. - С. 149 – 153

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.1.: М.: Педагогика, 1983. - 483 с.

  4. Даргевичене Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Авторефер. дис. … канд. псих. наук. - М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971- 16 с.

  5. Калмыкова З.И. Влияние различных условий обучения на мышление школьников отстающих в учении // Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). - М.: Педагогика, 1986. - с. 65-81

  6. Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности ребенка с задержкой психического развития к школе // Изучение личности аномального ребенка. - М., 1977. - с. 58-59

  7. Тригер Р.Д. Суждения младших школьников с задержкой психического развития и дружбе // Изучение личности аномального ребенка. - М., 1997. - с. 118-119

 

 

 

Просмотров работы: 4267