Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.
Эмпирическое исследование осуществлялось по двум методикам: методика «индекс групповой сплоченности Сишора» и методика изучения групповой сплоченности (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева). Выборка состояла из студентов 5 курса факультета психологии и педагогики.
По методике Сишора для студентов характерен уровень групповой сплоченности как удовлетворительный. Определились её общие ценности, интересы, направленность. Группа постоянно взаимодействует друг с другом как в учебное, так и внеучебное время.
По методике ЦОЕ С (коэффициент, характеризующий степень ЦОЕ - ценностно-ориентационного единства группы из 32 человек) равен 0,24. Это говорит о том, что данная группа недостаточно развита как коллектив. Члены данной группы отдают предпочтение таким качествам как трудолюбие, активность, ответственность, умение планировать работу, уверенность в себе.
Анализ корреляционных связей показывает, что на сплоченность данной группы влияют такие качества, как отзывчивость, активность, умение планировать работу, справедливость. Таким образом, на сплоченность коллектива влияют качества, относящиеся к стилю поведения и деятельности, качества, характеризующие учебно-организационные умения, отношение к товарищам.