ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ У СТУДЕНТОВ

Лавров А.А. 1
1Кубанский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воля – это сознательная целенаправленная деятельность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели.

Волевые действия предопределены условиями жизни и связаны с потребностями человека. В процессе волевого акта препятствия, возникающие на пути к цели, преодолеваются с помощью волевого усилия. А.С. Макаренко говорил, что воля, это не только когда ты чего-то хочешь и добиваешься, но и когда отказываешься от чего-то, когда это необходимо. Сильная воля помогает человеку выживать в сложной, экстремальной ситуации. Безволие может привести к гибели человека.

Источником волевого акта является неудовлетворенная биологическая или социальная потребность человека. В своем развитии волевой акт проходит ряд этапов. На первом этапе человек осознает неудовлетворенность своей потребности, не видит способа достижения целей. На втором этапе цель уже ясна, а средства ее достижения нет. Третий этап волевого действия состоит в определении и осознании путей, средств и способов достижения намеченной цели. Этапы, когда человек хочет, в волевом акте составляют период выбора цели и средств, при определении которых часто наблюдается борьба мотивов. Человек взвешивает все «за» и «против» той или иной цели и пути, ведущего к ее достижению, и останавливается на определенной цели и конкретном способе ее достижения. Этот окончательный выбор является результатом победы одних мотивов над другими. Если достижение желанной цели – сложный и отдаленный во времени процесс, то человек, приняв решение, намечает план действий по его реализации. Дальнейшее развитие волевого акта приводит к главному его этапу – исполнению принятого решения и завершается оценкой волевого действия. Реализация решения требует от человека проявления различных качеств сильной воли: решительности, целеустремленности, самообладания, настойчивости, дисциплинированности, смелости, мужества и благородства.

Решительность – это способность принимать обоснованные и твердые решения и быстро переходить к их осуществлению.

Целеустремленность – это направленность движения к цели. Волевое усилие, реализующее движение к цели, есть настойчивость, упорство – способность личности, во что бы то ни стало, невзирая ни на какие препятствия, достигать поставленной цели.

Такое волевое качество, как самообладание (или выдержка, выносливость, терпение) выражается в способности преодолевать внутренние препятствия, помогает человеку преодолевать чувство страха, болезнь, вредные привычки, усталость, ненужные в данный момент желания.

Признаком сильной воли человека является смелость – способность преодолевать препятствия с риском для жизни, физического благополучия или нравственного спокойствия. Смелость проявляется и в том, что человек, убежденный в правоте, открыто высказывает и отстаивает свою точку зрения в споре, даже если она и не совпадает с мнением большинства.

Воля воспитывается с самого раннего детства. Сначала ее помогают ребенку формировать родители. Потом, подрастая, юноша или девушка сами занимаются воспитанием своей воли.

Если говорить о студентах, то, судя по тому, как некоторые студенты учатся в течение семестра, с волей у них большие проблемы. Однако, опросы студентов показывают, что сами студенты так не считают. Они думают, что если захотят, то проявить волю смогут в любой момент.

Волю необходимо воспитывать. К сожалению, ее нельзя воспитать раз и навсегда. Это процесс регулярный.

Просмотров работы: 1313