СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Мухтярова Ф.Ф. 1, Ханина И.Б. 2
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, управление сестринской деятельностью, интерн
2ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

Данная работа посвящена изучению степени формирования синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования профессиональной деятельности медицинских сестер хирургического отделения ГКБ г. Москвы, рассмотрены изменения, происходящие с «выгорающим» специалистом с различных позиций, исследована профилактика синдрома эмоционального выгорания.Исследование, проведено путем анкетирования медицинских сестер хирургического отделения ГКБ по методике «Профессиональное выгорание» К. Маслач (адаптация Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой). Последующий анализ результатов исследования позволил разработать предложения по профилактике синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер.

Введение

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и часто возникающее явление.

По мнению В.В. Бойко проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента иначе им может грозить эмоциональное выгорание. При этом несущий бремя «груза общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, – мишенью для раздражения и агрессии. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы.

По мнению Л.И. Анциферовой эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Выгорание, с одной стороны, позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, но в то же время, может отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Поэтому, для данного исследования была поставлена цель исследовать особенности развития синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер хирургического отделения ГКБ.

Исследование проводилось в хирургическом отделении ГКБ. В исследовании приняли участие 12 человек, женщины в возрасте 25-65 лет, стаж работы которых варьирует от 5 до 45 лет.

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования была использована методика «Профессиональное выгорание» К. Маслач (адаптация Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой).

Методика включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений. Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Опросник имеет три шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). В соответствии с ключом подсчитываются баллы по трем субшкалам. Обследуемому предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Нужно оценить частоту появления того или иного чувства. Определяется количество баллов по каждой из субшкал: эмоциональное истощение, деперсонализация и редуцирование личных достижений. Интерпретация результатов производится на основании сравнения. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Респондентам было предложено по каждой позиции методики ответить на вопросы, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов надо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте их мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Результаты исследования

Анализ литературы по данной тематике позволяет сформулировать теоретическую позицию, согласно которой синдром эмоционального выгорания (СЭВ) развивается в процессе профессиональной деятельности в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения. Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

В результате анализа результатов исследования по синдрому эмоционального выгорания у медицинских сестер можно выделить следующие закономерности:

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности [1].

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены медицинские сестры, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей [1].

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены медицинские сестры, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места (к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста) [1].

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность [1].

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах [1].

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы [2].

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Сначала наблюдается приглушение эмоций, исчезают острота чувств и сладость переживаний. Потом начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиентах. Далее, во время общения, он начинает чувствовать неприязнь к ним. На первых порах легко сдерживает ее, но постепенно скрывать раздражение все труднее, и, наконец, озлобленность буквально выплескивается. Жертвой становится ни в чём не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности [3]. Причем «выгорающий» сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения. И в заключении — полное «выгорание» специалиста. Человек по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и ледяное сердце, весь мир ему безразличен. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. Синдром эмоционального выгорания очень часто сопряжён с психосоматическими расстройствами.

Эмоциональное выгорание может рассматриваться с точки зрения наличия трёх уровней и трёх стадий. У индивидуума, подверженного эмоциональному выгоранию первой стадии, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы появляются в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления или организации перерывов в работе. На второй стадии эмоционального выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны. Медсестра может чувствовать себя истощённой после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ей требуются дополнительные усилия. Признаки и симптомы третьей стадии эмоционального выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения [4].

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: выраженность уровня развития синдрома эмоционального выгорания возрастает по мере увеличения возраста и стажа работы медицинских сотрудников хирургического отделения.

Анализируя результаты исследования медицинских сестер хирургического отделения по методике «Профессиональное выгорание» К. Маслач (адаптация Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой) мы получили следующие результаты:

Респондент 1 – 25 лет, стаж 5 лет, имеет низкую степень выгорания – 4 балла;

Респондент 2 – 56 лет, стаж 36 лет, имеет крайне высокую степень выгорания – 11 баллов;

Респондент 3 – 36 лет, стаж 15 лет, имеет низкую степень выгорания – 4 балла;

Респондент 4 – 25 лет, стаж 5 лет, имеет низкую степень выгорания – 4 балла;

Респондент 5 – 40 лет, стаж 10 лет, имеет среднюю степень выгорания – 5 баллов;

Респондент 6 – 29 лет, стаж 9 лет, имеет низкую степень выгорания – 4 балла;

Респондент 7 – 30 лет, стаж 10 лет, имеет низкую степень выгорания – 4 балла;

Респондент 8 – 33 года, стаж 13 лет, имеет низкую степень выгорания – 4 балла;

Респондент 9 – 51 год, стаж 32 года, имеет крайне высокую степень выгорания – 11 баллов;

Респондент 10 – 42 года, стаж 22 года, имеет высокую степень выгорания – 8 балов;

Респондент 11 – 41 год, стаж 20 лет, имеет среднюю степень выгорания – 5 баллов;

Респондент 12 – 65 лет, стаж 45 лет, имеет крайне высокую степень выгорания – 11 баллов.

Таким образом, группа респондентов разбивается на 4 подгруппы:

Подгруппа №1 (3 человека) крайне высокая степень выгорания – респондент № 2 имеет 11 баллов, №9 – 11 баллов, № 12 – 11 баллов. Это свидетельствует о том, что у 25% опрошенных медсестер полностью сформирован синдром эмоционального выгорания. Для них характерно изменение, представляющее собой классические черты неврастении: повышенная утомляемость, снижение умственной работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта, раздражительность, повышенная конфликтность. Изменяется и поведение человека: меняется его отношение к работе, вплоть до отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. При общении с таким человеком возникает ощущение, что он находится как бы за стеклом.

Подгруппа №2 (1 человек) - высокая степень выгорания; респондент №10 – 8 баллов, это свидетельствует, что у 8% опрошенных медсестер сформирован синдром эмоционального выгорания. Для них характерен низкий уровень стрессоустойчивости, они отличаются эмоциональной неустойчивостью, эмоциональной напряженностью, имеющей тенденцию к нарастанию, неуверенностью, тенденцией к смене настроения.

Подгруппа №3 (2 человека) – средняя степень выгорания у респондентов №5 – 5 баллов и №11 – 5 баллов, это свидетельствует, что у 17% опрошенных сформируется синдром эмоционального выгорания. Для респондентов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания характерен низкий уровень стрессоустойчивости, самоуверенности, эмоциональной неустойчивости, демонстративности, поиск признания, желание произвести впечатление, склонность к перепадам настроения, повышенным беспокойством.

Подгруппа №4 (6 человек) – низкая степень выгорания (респондент №1, №3, №4, №6, №7, №8 – 4балла), это свидетельствует, что у 50% опрошенных медсестер не сформирован синдром эмоционального выгорания. Для них характерен высокий уровень стрессоустойчивости, присущи эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, целеустремленность, целенаправленность действий, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности.

Таким образом у респондентов 1, 3, 4, 6, 7, 8 - синдром эмоционального выгорания не сформирован, что свидетельствует о высоком уровне стрессоустойчивости, эмоциональной уравновешенности, уверенности в себе. Все респонденты имеют небольшой стаж работы и возраст: возраст от 25 до 36 лет (№1 - 25, №3 - 36, №4 - 25, №6 - 29, №7 - 30, №8 - 33 года) и имеют стаж работы от 5 до 15 лет (5, 15, 5, 9, 10, 13 лет соответственно).

У респондентов 2, 9, 10, 12 - синдром эмоционального выгорания сформирован. Все респонденты старше 42 лет (№2 - 56, №9 - 51, №10 - 42, №12 - 65 лет) и имеют стаж работы более 32 лет (36, 32, 42, 45 лет соответственно).

У респондентов 5, 11 - синдром эмоционального выгорания формируется, что может свидетельствовать о низком уровне стрессоустойчивости, эмоциональной неустойчивости, склонности к перепадам настроения. Оба респондента среднего возраста (40 и 41 год), имеют стаж работы 10 и 20 лет соответственно.

Обсуждение результатов исследования

Таким образом, для предотвращения синдрома эмоционального выгорания были даны следующие предложения:

  1. Для предупреждения и устранения профессионального стресса необходимы: хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации.

  2. Необходимо культивировать другие интересы, не связанные с профессиональной деятельностью, вносить разнообразие в свою работу.

  3. При первом подозрении СЭВ необходимо обратить внимание на улучшение условий труда медицинской сестры, личностные реакции и заболеваемость.

  4. Медицинским сестрам необходимо разделять частную жизнь и профессиональную, чтобы не распространять рабочие проблемы на семью.

  5. Медицинским сестрам необходимо поддерживать свое здоровье, соблюдать режим сна и питания; овладеть техникой медитации.

  6. Медицинским сестрам необходимо чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу. Им так же необходимо хобби, доставляющее удовольствие.

Эти рекомендации могут быть распространены на другие отделения городской клинической больницы, да и вообще все медицинские организации с последующим обязательным анализом, т.к. На наш взгляд необходимо продолжить исследования в связи с тем, что выборка не является репрезентативной и необходимо использовать и другие психологические методики.

Выводы

1. У сотрудников с более высоким стажем работы выражен синдром эмоционального выгорания по сравнению с группой сотрудников с более низким стажем. Что касается возраста, такой четкой зависимости не прослеживается. Следовательно, гипотеза подтвердилась частично. Данные обстоятельства могут быть связаны с тем, что выборка не является репрезентативной и необходимо использовать и другие психологические методики.

2. При разработке предложений по оптимизации должностных обязанностей медицинских сестер необходимо учесть результаты анкетирования, и в соответствии с этим необходимо обратить внимание на улучшение условий труда медицинской сестры: повысить техническую оснащённость рабочего места и оплату труда медицинских сестёр; уменьшить нормативное число пациентов на 1 медицинскую сестру и объём канцелярско-оформительской работы.

3. Необходимо поощрять экспериментирование и инновации в работе медицинских сестер.

4. Необходимо обучить медицинских сестер адекватной стратегии в стрессовых ситуациях.

Список используемых источников

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер. - 2005 — 336 с.

  2. Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? /С. Захаров// Интернет: http:// forums. rusmedserv. com/ show thread.php?t=8748

  3. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека /И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина. - 2004 – № 3. – С. 8–13.

  4. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии. - 1981 – 286 с.

Просмотров работы: 15405