Вредные производственные факторы –это неблагоприятные факторы трудового процесса или условий окружающей среды, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье и работоспособность человека. Длительное воздействие на человека вредного производственного фактора приводит к заболеванию.
В соответствии со стандартом "ГОСТ 12.1.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:
- физические;
- химические;
- биологические;
- психофизиологические.
Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие подгруппы: движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха кабины автопоезда; повышенная или пониженная температура кабины трактора; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; пониженная или повышенная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; отсутствие или недостаток искусственного света при погрузке; повышенная яркость света.
Психофизические опасные и вредные производственные факторы вызывают перегрузки, которые по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические.
Физические перегрузки подразделяются на статические, динамические, гиподинамические. Причинами нервно-психических перегрузок могут быть умственное перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.
Шум, являясь беспорядочным сочетанием звуков разной интенсивности и частоты, по природе возникновения может быть механическим, аэродинамическим и электромагнитным.
Шум, являясь общебиологическим раздражителем, не только действует на органы слуха человека, но и может вызывать расстройство сердечно-сосудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, а также способствовать возникновению гипертонической болезни. Кроме того, шум является одной из причин быстрого утомления работающих, что может привести к несчастному случаю.
Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств по ГОСТ Р 51616-2000 приведены в таблице 1.
Таблица 1
Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств:
Автотранспортное средство |
Допустимые уровни звука, дБА |
|
до 01.01.2014 |
после 01.01.2014 |
|
Автомобили категории N2, N3 (седельные тягачи, грузовые автомобили) |
82 |
81 |
Автомобили категории N2, N3 (при наличии спального места) |
80 |
78 |
Примечание Для автотранспортных средств повышенной проходимости категории M G по ГОСТ Р 52051 допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА. |
Допустимые уровни внешнего шума автотранспортных средств по ГОСТ Р 52231-2004 приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Допустимые уровни внешнего шума автотранспортных средств:
Автотранспортное средство |
Допустимые уровни звука, дБА |
Автомобили грузовые категории N2 |
98 |
Автомобили грузовые категории N3 |
100 |
Вибрация является распространенным и вредным фактором в дорожной индустрии. При строительстве дорог, мостов и ремонте дорожных одежд широко используются ручные механизированные инструменты ударного действия. Ручные пневматические молотки одновременно создают шум и вибрацию. Источниками шума являются выхлоп отработавшего сжатого воздуха, удары поршня молотка по хвостовику инструмента, соударение инструмента с обрабатываемым материалом, утечка сжатого воздуха в коммуникациях. Одновременно с шумом рабочие подвергаются действию вибрации. Интенсивная вибрация с широким диапазоном частот регистрируется на рукоятке молотка и на зубиле. Значительной вибрации подвергается левая рука рабочего (в пределах 150-215 см/с), удерживающая зубило. Правая рука, удерживающая рукоятку, подвергается вибрации 36 см/с. Вибрация, возникающая на рукоятке и зубиле, по интенсивности варьирует в довольно широких пределах, т. е. процесс работы нестабилен и зависит от многих составляющих: силы нажатия на рукоятку, давления сжатого воздуха, твердости обрабатываемого материала.
При работе с вибрирующим оборудованием рекомендуется делать 10-15-минутные перерывы после каждых 60 мин работы. Рекомендуется периодически использовать рабочих на других операциях, не связанных с действием вибрации.
Дорожно-строительные машины различных типов создают на рабочих местах водителей шум и вибрации с широким диапазоном уровней. Так, на катках Д-400А, Д-317 общий уровень шума достигает 114 дБ, асфальта укладчик типа Д-150Б создает шум до 116 дБ. Шум бульдозеров и скреперов превышает санитарные нормы на 17 дБ. На рабочем месте машиниста асфальта укладчика ДС-1 вибрация бывает выше предельно допустимого уровня на 3 дБ, на моторных катках Д-399, Д-260 и Д-404А, не снабженных вибраторами, в некоторых случаях также превышает допустимый уровень. На вибрационном катке Д-317 вибрация на рабочем месте превышает предельно допустимый уровень на 6 дБ. При этом следует учесть, что машинисты катков и асфальта укладчиков до 50 % рабочего времени находятся на сидении машины, которое подвергается наибольшей вибрации. Изложенное заставляет обратить внимание конструкторов-машиностроителей на совершенствование амортизационных элементов сидений и на необходимость учета других эргономических факторов.
Подводя итог, в связи с наличием большого количества опасных и вредных факторов большое значение приобретает профилактическая работа по оснащению технологического оборудования техническими средствами безопасности, организация работы в соответствии с правилами безопасности, соблюдение техники безопасности обслуживающим персоналом.
Список использованных источников:
Бакатин, Ю.П. Безопасность дорожных машин: учеб. пособие / Ю.П. Бака- тин, С.В. Стеблецкий; МАДИ. – М., 2009. – 66 с.
http://vibrona.ru/info/stat/factor/
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-186-truboprokat/123.htm