РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА.

Цыганок Т.В. 1, Сунгурова А.В. 2, Окунева Д.М. 1
1Северный арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова
2Северный арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, кафедра адаптивной физической культуры и физиологии спорта.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Коррекция психологического и функционального состояния спортсмена является неотъемлемой частью любого тренировочного процесса.

Многие спортсмены с годами тренировок и выступлений выбирают для себя различные способы саморегуляции, которые позволяют им справиться с предстартовым волнением.

Эти способы, в большинстве случаев, являются неэффективными, так как приносят лишь временное облегчение. В результате постоянного напряжения возникают нервные срывы, которые ведут к снижению физического, психологического и эмоционального тонуса, а так же нарушению сна и режима питания, которые в свою очередь ведут к снижению результативности выступлений.

Психологическая подготовка позволяет создать такое состояние, при котором происходит наибольшее использование физической и технической подготовленности.

Подготовка к соревнованию вызывает у спортсмена психо-эмоциональное напряжение. Переживание спортсменом предстоящего выступления, настройка на показ предельного на данный момент результата может приводить к тому, что эмоциональный компонент начинает занимать все более весомое место как регулятор поведения спортсмена.

Для достижения наилучших результатов следует применять различные приемы саморегуляции, такие как: музыкотерапия, арт-терапия.

Ключевые слова: саморегуляция, психологическая подготовка, психо-эмоциональное напряжение, разминка, дыхательные упражнения, массаж, музыкотерапия, психокоррекция, арт-терапия.

REGULATION PSYCHO-EMOTIONAL ATHLETE DURING COMPETITION PERIOD.

Okuneva D.M., Tcyganok T.V., Sungurova A.V.

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk .

Abstract: Correction of psychological and functional condition of an athlete is an integral part of any training process.

Many athletes through the years of training and performances choose different ways of self-regulation, which enable them to cope with pre-race jitters. These methods in most cases turn out not to be effective as they give only temporary relief. As a result of constant tension nervous breakdowns occur, which lead to a decrease in physical, psychological and emotional tone, as well as disrupted sleep patterns and eating disorders which in turn lead to a drop in performance.

Psychological preparation can create a state in which physical and technical competencies are being used to the maximum.

Preparing for the competition causes psycho-emotional tension in an athlete. The athlete’s pre-performance anxiety, focusing on peak performance at the time may lead to the fact that the emotional component is beginning to take a more important place as a regulator of an athlete’s behaviour.

For best results, different methods of self-regulation are necessary, such as music therapy, art therapy.

Keywords: self-regulation, psychological training, psycho-emotional tension, warm-up exercises, breathing exercises, massage, music therapy, psycho-correction, art therapy.

Коррекция психологического и функционального состояния спортсмена является неотъемлемой частью любого тренировочного процесса. Каждый тренер не раз замечал, что спортсмен, выступая на соревнованиях, допускает много ошибок и не делает даже половину тех элементов, которые прекрасно выполнял на тренировках. При этом наблюдается очень сильное волнение, переживание. Спортсмен становиться неуправляемым или наоборот, заторможенным. В некоторых случаях наблюдаются психосоматические реакции, такие как: тошнота, боль в животе, повышение температуры, жалобы на головную боль. В большинстве случаев многие из этих симптомов свидетельствуют о повышенной предстартовой тревожности, или предстартовом волнении спортсмена [5].

Многие спортсмены с годами тренировок и выступлений выбирают для себя различные способы саморегуляции, которые позволяют им справиться с предстартовым волнением. К сожалению, многие спортсмены часто сводят эти способы к игнорированию, вытесняя тревожные переживания или наоборот, находятся постоянно в напряжении, позволяя держать тревогу под контролем, что приводит к сильному истощению нервной системы и психики спортсмена. Эти способы, в большинстве случаев, являются неэффективными, так как приносят лишь временное облегчение. В результате постоянного напряжения возникают нервные срывы, которые ведут к снижению физического, психологического и эмоционального тонуса, а так же нарушению сна и режима питания, которые в свою очередь ведут к снижению результативности выступлений. В результате того что спортсмен не умеет управлять своим психоэмоциональным состоянием возникает «минус - старт». Это такой феномен, когда при отличной физической подготовленности спортсмен проваливает выступление [6].

Психологическая подготовка позволяет создать такое состояние, при котором происходит наибольшее использование физической и технической подготовленности, а так же помогает противостоять предсоревновательным и соревновательным факторам. У спортсменов, которые долгое время занимаются спортом, образуется система условно-рефлекторных связей, которая при известных условиях (мысль, разговор о предстоящей деятельности, привычная обстановка) активизируется независимо от воли и желания спортсмена, и подготавливает организм к предстоящей двигательной деятельности. Предрабочие сдвиги могут возникать задолго до этой деятельности, когда спортсмен в них еще не нуждается, поэтому условные рефлексы на рабочую обстановку или на представление о будущей деятельности «срабатывают вхолостую». Однако, возникая непосредственно перед соревнованием, они играют большую приспособительную роль. Чрезмерная мобилизация, желание спортсмена выиграть, не смотря ни на что, может привести к плохому результату, так как он рискует потерпеть неудачу в соревнованиях из-за потери контроля над собой.

Подготовка к соревнованию вызывает у спортсмена психо-эмоциональное напряжение. Переживание спортсменом предстоящего выступления, настройка на показ предельного на данный момент результата может приводить к тому, что эмоциональный компонент начинает занимать все более весомое место как регулятор поведения спортсмена. Вследствие этого эмоциональное возбуждение, которое обычно проявляется у спортсмена незадолго до соревнований и во время их, из-за стойкой и инерционной доминанты становится постоянным (устойчивым) состоянием. На этом фоне выполнение стандартной нагрузки и дает высокую реактивность, выражающуюся в том, что на прежнюю нагрузку организм реагирует более расточительно, большими вегетативными сдвигами.

Спортсмен может настраиваться на предстоящие соревнования несколько недель, но чем ближе будет наступать день старта, тем сильнее будет проявляться эмоциональный фон. Непосредственно перед принятием старта во многих видах спорта осуществляется настрой на максимальную мобилизацию скоростно-силовых возможностей. Такая мобилизация зависит от целевой установки, имеющейся у спортсмена. Установка на безусловное выполнение задачи и преодоление всех трудностей обеспечивает мобилизацию и успешное выступление в соревнованиях большинства

Для достижения наилучших результатов следует применять различные приемы, такие как:

  1. Разминка – комплекс физических и интеллектуальных упражнений и приемов, направленных на подготовку физических и психических функций организма к предстоящей напряженной работе. Она благоприятно влияет на формирование оптимального предстартового состояния. В разминку включают различные физические упражнения соответствующие индивидуальным особенностям спортсмена и предстартовому состоянию, в котором он находится. Данные упражнения помогают регулировать психические процессы спортсмена.

[3].

2. Дыхательные упражнения, которые направлены для улучшения предстартового состояния. Для уменьшения предстартового волнения спортсмен выполняет глубокий вдох и медленный выдох в спокойном темпе. При стартовой апатии выполняются частые вдохи и резкие выдохи в быстром темпе [1].

3. Массаж – является наиболее важным, но в то же время простым, доступным и вместе с тем эффективным средством снятия утомления, повышение работоспособности во всех видах спорта [4].

Разминочный массаж проводится с учетом состояния спортсмена. Активизирует обменные процессы в мышцах, улучшает кровообращение. Успокаивающий массаж применяется в случае предстартовой лихорадки. Снимает чрезмерное возбуждение нервной системы, нормализует деятельность внутренних органов перед соревнованиями. Возбуждающий массаж (тонизирующий) помогает вывести спортсмена из состояния предстартовой апатии. Данный массаж повышает возбудимость центральной нервной системы, снимает состояние вялости, несобранности, способствует интенсивной разминке и настрою на выступление[6].

4. Переключение тренером внимания спортсмена на объекты, которые не связанны с предстоящим стартом. Если тренер замечает у спортсмена признаки стартовой лихорадки, то ему необходимо: не давать смотреть старты соревнований других участников; отвести спортсмена подальше от места, где проходят соревнования и находится большое количество участников. Если же тренер наблюдает признаки стартовой апатии, то ему необходимо: прибавить спортсмену уверенности в своих силах, обеспечить просмотр стартов у других участников, проанализировать их ошибки. Так же необходимо поднять спортсмену настроение и вернуть волю к победе. Для того чтобы спортсмен показал наилучший спортивный результат ему необходимо находиться в хорошем психологическом настрое. Спортсмен во время соревнований постоянно подвергается высоким нервно-психическим нагрузкам и роль психологической подготовки в данный момент очень важна [2].

Выступление на крупных соревнованиях требует от спортсменов высокого психологического комфорта, а так же оптимизацию психического состояния и активизацию процесса восстановления. Данный эффект возможен после получения приятных впечатлений. Он может быть достигнут с помощью искусства, благодаря которому негативные эмоции могут перейти в положительные.

Арт-терапия, как метод психотерапии, использующий для психокоррекции художественные приемы творчества, наиболее эффективными из которых являются: рисование, лепка, музыка, фотография и многое [4]. Арт-терапия помогает спортсмену расширить кругозор и повысить уверенность в себе, включая в себя множество форм, методов, направлений и приемов. Каждый спортсмен перед предстоящими соревнованиями находится в определенном психологическом состоянии и для того чтобы оградить его от негативного влияния стресса подбираются разные картины, соответствующие состоянию спортсмена. Живопись благоприятно влияет на психику спортсмена, и помогают оптимизировать потенциальные возможности.

Музыкотерапию многие ученые считают естественной и наиболее древней формой эмоциональной коррекции состояния. Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Существует 2 формы музыкотерапии: пассивная и активная. Во время пассивной музыкотерапии прослушиваются произведения, которые соответствуют психологическому состоянию человека. Активная музыкотерапия отличается от пассивной тем, что люди непосредственно сами принимают участие. Они не просто слушают различные музыкальные произведения, но еще сами играют на музыкальных инструментах, хлопают в ладоши, поют. Цель данной терапии заключается в том, что человек должен испытать определенное эмоциональное переживание, благодаря которому происходит решение тех или иных проблем. Дополнительными средствами музыкотерапии могут быть гипноз, дыхательные упражнения, аутотренинг.

Физические упражнения хорошо сочетаются с музыкотерапией, так как от занятия спортсмен должен получать удовольствие, чтобы не возникло разрыва между психической и физической деятельностью. Для спортсменов музыка играет большую роль. Она помогает справиться с различными переживаниям, стрессами, заставляет отвлечься, заглушая различные шумы, создаваемые другими спортсменами. Музыка способствует положительному настрою на предстоящий старт. Она должна обладать высоким техническим качеством, и играть с определенной громкостью. Важно подбирать музыку, которая бы вызывала только положительные эмоции. Не рекомендуется выбирать резкую, громкую музыку, которая способствовала бы негативным мыслям и тревоге.

К выбранной музыкальной композиции есть ряд требований:

  • не должна быть слишком известной,

  • не должна нести в себе конкретного содержания.

  • данное произведение должно исполняться на не известном слушателю языке .

Спортсмены меньше устают и выполняют больший объем нагрузки во время прослушивания музыки на тренировке нежели на тренировках без музыкального сопровождения.

Установлено, что одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психоэмоциональное состояние спортсмена к соревнованию, которое формируется в процессе психологической подготовки. Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). В результате установлено, что постоянная психологическая нагрузка не только во время соревнований, но и при подготовке к ним, приводит к состоянию "психологического выгорания", которое приводит к резкому снижению физического и психологического ресурса и ухудшению спортивных результатов. Музыка же положительно влияет на общую мобилизацию спортсмена и направлена на активизацию и повышение внутренних возможностей организма и стрессоустойчивости, устранение психоэмоционального напряжения; оптимизацию психоэмоционального состояния, обретения уверенности в своих силах, преодоление страха, внутренней тревоги и других негативных состояний, а также преодоление психосоциальных проблем.

Список литературы

1.Бирюков A.A. Средства восстановления работоспособности спортсменов/А.А. Бирюков, К.А. Кафаров. М.: Физкультура и спорт, 1981.- 165 с.

2.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 456 с.

3.Буровых А.Н. Методика комплексного подхода к использованию средств восстановления спортивной работоспособности/А.Н. Буровых. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 44 с.

4.Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте/ В.Г Волков, М.: Физкультура и спорт, 1977. - 24 с.

5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. – 137 с.

6.Джульетта Алвин, Эриел Уорик Музыкальная терапия для детей с аутизмом.

Просмотров работы: 4271