Введение
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью. Также, под семьей понимается - социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно - воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др.
В словаре по семейному воспитанию под молодой семьей понимается супружеская пара с детьми или без них при продолжительности семейной жизни до пяти лет и возрасте супругов не старше 30 лет. [15]
Согласно Тырновой Н. А, молодая семья - это субъект воспроизводства населения и объект социальной политики. Это супруги активного репродуктивного возраста (до28 лет), которые проживают совместно не менее двух лет с момента фактического образования супружеского союза, с родственниками или без них, с детьми или же без них, с любыми ориентациями на детность. [14]
В процессе развития семейно-брачных отношений психологи выделяют периоды «спада в отношениях». Они характеризуются нарастанием чувства неудовлетворенности друг другом, у супругов обнаруживаются расхождения во взглядах, учащаются ссоры, возникает молчаливый протест, ощущение обманутых надежд и упреки. Подобные периоды носят название кризисных ситуаций в браке.
Семейный кризис можно определить как нарушение состояния семейной системы, резкий, крутой перелом в жизни супругов, их тяжелое переходное состояние, острое затруднение в решении проблем. В основе семейного кризиса лежат определенные закономерности развития внутрисемейных отношений.
Многие исследователи выделяют в качестве начального периода развития семьи первые год-два совместной жизни. На значимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи указывает тот факт, что, по разным источникам, за это время распадаются от 20% до 30% семей. Молодая семья является одной из самых незащищённых групп населения. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается именно молодая семья. Молодые люди не всегда могут справиться с кризисом отношений самостоятельно, и нечасто прибегают к помощи специалиста. Направленная работа специалиста по улучшению взаимопонимания супругов, снижению конфликтного фона помогает не только сохранить семью в период нормативных кризисов, но и выстраивать отношения в течение всего жизненного цикла.[12]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обращение к теме особенности проявления кризисов в молодой семье является чрезвычайно актуальным.
Объектом исследования нашей курсовой работы являются молодые семьи.
Предметом исследования – особенности проявления кризисов в молодой семье.
Целью нашего исследования является определение путей преодоления кризисов в молодой семье.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Раскрыть сущность молодой семьи как социального института.
Выявить особенности проявления кризисов в молодой семье.
Определить пути преодоления кризисов в молодой семье.
Разработать и апробировать программу опытно – экспериментального исследования особенностей проявления кризисов в молодой семье.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики:
Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина
Опросник Бека
Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину)
Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления кризисов в молодой семье.
1.1. Молодая семья как социальный институт.
Многочисленные проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым супругам в период становления семьи, привели к выделению молодой семьи среди других типов семейных союзов в отдельную группу. Кроме того, молодая семья отличается целым рядом психологических особенностей, которые не встречаются на последующих этапах семейной жизни.
Молодая семья находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института. Этим и определяется ее специфика.
По Ф.А. Мустаевой выделяется три типа молодой семьи:
Первый тип – традиционный. Согласно этому типу супруги ориентированы исключительно на семейные ценности, на двухдетную семью. Муж является лидером в семье. Лидерство в семье определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере ее деятельности. Как правило, супруги имеют общий и довольно ограниченный круг друзей. Досуговая деятельность в такой семье чаще закрытая.
Во втором типе супруги характеризуются ориентацией преимущественно на развитие своей личности. Имеют установку на малодетную семью. В такой семье наблюдается социально-ролевое равновесие. Супруги иногда используют помощь родителей. Семья может быть открытой и закрытой. Тип лидерства у такого типа семьи– демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
Третий тип – молодые супруги характеризуются ориентацией преимущественно на развлечения. В такой семье муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки у супругов: бездетная или малодетная семья. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим. [7]
Молодая семья как общность людей, которые связаны отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важные социальные функции. Основными функциями являются: генеративная (репродуктивная), психологическая (психотерапевтическая, рекреационная), первичной социализации детей, экономическая, хозяйственно-бытовая.
1.Генеративная (репродуктивная) функция заключается в необходимости продолжения человеческого рода. Это является не только биологической потребностью, но и имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было не малочисленнее, чем предыдущее. Именно молодые семьи вносят наибольший вклад в удовлетворение этой потребности. Для них генеративная функция является приоритетной.
В последние годы в России наблюдается тенденция увеличения доли семей, которые состоят из 2-3 человек. Почти треть семей не имеют несовершеннолетних детей. И это в лучшем случае те семьи, которые уже вырастили своих детей, а в худшем – те, которые их не имели, и обзаводиться детьми не собираются. Установка на бездетность, к большому сожалению, распространяется среди супругов детородного возраста, в первую очередь – в молодых семьях. Это вызвано рядом причин: 1. Растущими материально-экономическими трудностями. Ребенок превращается в «предмет социальной роскоши». 2. Нежеланием потенциальных родителей ограничивать свою свободу в образовании, работе, повышении квалификации, провождении свободного времени, реализации своих способностей. 3. Духовным и морально-нравственным кризисом, поразившим современное общество. В системе ценностей лежат: престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку. Именно по этой причине молодые семьи откладывают рождение первенца, а рождение второго, и тем более третьего ребенка, иногда не планируют вообще.
2. Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь заходит о психологических аспектах функционирования семьи, она представляется не столько как институт, сколько как малая группа с характерными для этого образования особенностями группового взаимодействия. Из этого следует, что в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых будет невозможно или чрезмерно затруднено вне семьи.
Для молодых семей психологическая функция семьи заключается в преобразовании влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимопривязанности и взаимного эмоционального комфорта. Семья становится для молодых людей пространством для реализации их чувств, а также является условием для формирования зрелой взаимной любви. Супруг и супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым составляет глубинный внутренний смысл семьи. [2]
Семья имеет способность одновременно обеспечивать своим членам чувство безопасности, принадлежности к группе, эмоциональные связи, возможность самоутверждения. Это значит, что семья, в конечном итоге, способна создать базу для развития высшего типа потребностей (по Маслоу) в самоактуализации и реализации творческого потенциала. Представляется, что реализация этого психотерапевтического аспекта психологической функции для молодых семей затруднительна. Это происходит в силу недостаточности жизненного опыта, терпения и «житейской мудрости», а также избыточных индивидуалистических установок. Молодой семье ещё только предстоит сформировать совместность как основу приоритетности: «мне хорошо только тогда, когда хорошо тебе».[13]
3. Функция первичной социализации ребенка является одной из важнейших функций молодой семьи. Будет недостаточно только родить ребенка. Необходимо воспитывать его и вводить в общество. Но на воспитание своих детей молодые родители затрачивают значительно мало времени.
4. Экономическая функция – это удовлетворение материальных потребностей семьи (кров, питание, одежда и т. д.). Очень важным показателем уровня благополучия молодой семьи является ее социально-экономическое состояние. Оно выступает наиболее существенным аспектом в жизни молодой семьи. [9]
На реализацию экономической функции семьи оказывают воздействие, во-первых, система социально-экономических потребностей, ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, во-вторых – субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.
Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует определенную сторону семейной экономики. Семья занимается решением различных проблем семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.
Для молодой семьи осуществление экономической функции является в значительной мере проблемным. Но не более проблематичным, чем для представителей старших поколений. В психологическом плане современные молодые люди уже достаточно хорошо ориентируются в рыночных экономических реалиях, в значительной степени ориентированы на создание собственного бизнеса, понимают необходимость материальной базы для создания семьи. [5]
5. Хозяйственно-бытоваяфункция семьи. Она отвечает за поддержание здоровья супругов и детей в семье, уход за престарелыми родственниками и младенцами, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники.
Реализация данной функции оказывает значительное влияние на психологический климат внутри дома, который включает источники и количество семейных доходов, распределение домашнего труда между родственниками и отношения между родителями и детьми. [19]
Согласно мнению Н. Акермана, молодая семья в своем развитии проходит три стадии:
Первая стадия – стадия монады. Она описана на примере американской семьи, когда одинокий молодой человек или девушка, финансово самостоятельные, живут отдельно от родительской семьи, самостоятельно реализуя свои потребности, вырабатывая некий опыт самостоятельной жизни, проверяя на своем опыте правила, усвоенные в родительской семье. Именно на этой стадии формируются осознанные и проверенные на практике правила собственного существования, которые очень важны для индивидуально-психического развития и для развития будущей семьи.
В российских семьях стадия монады является редкостью. Ее отсутствие связано исключительно с невозможностью приобретения отдельного жилья для молодых людей, которые финансово зависимы. Из этого следует, что молодые люди не имеют возможности «посмотреть со стороны» на все те семейные правила, существующие в их родительских семьях. В данной ситуации трудно выработать свой собственный взгляд на семейные установки.
Вторая стадия - диада – это поиск компромисса. Молодожены устанавливают правила своей совместной жизни, проходят период адаптации, привыкают к новым семейным ролям. Стадия диады является чрезвычайно трудной и важной для молодоженов. И от того, как и в какой обстановке будут выработаны правила совместного существования, будут ли эти правила действительно приняты супругами, или один из них будет доминировать, а другой просто подчинится навязанным ему правилам в силу более слабого характера или под влиянием каких-то других обстоятельств, зависит жизненный стиль развития семьи. То есть, будут ли там накапливаться проблемы или супруги с позиции сотрудничества будут решать проблемные ситуации на стадии их возникновения.
Со временем молодая семья, часто независимо от того, насколько успешно она справилась с решением проблемы диады, вступает в следующую стадию жизненного цикла – триаду. На этой стадии у молодоженов рождается ребенок. Это время серьезного кризиса для любой семьи. Супруги думают, что с появлением ребенка все станет лучше, ведь традиционно принято идеализировать материнство. Существует чуть ли не заговор молчания относительно того, насколько тяжелым оно в действительности является. [1]
1.2. особенности проявления кризисов в молодой семье.
Трудности у молодых супругов начинаются с самого начала их совместного пути: психологическая зависимость от родителей, попытки перевоспитать партнёра, эгоцентрические представления о семье, психологическая и материальная незрелость и многое другое. [4]
В основу семейного кризиса заложены определенные закономерности развития внутрисемейных отношений. Поэтому не следует искать причины создавшихся ситуаций только лишь в поведении кого-либо из членов семьи или брачных партнеров. Эти закономерности необходимо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение. В кризисной ситуации в первую очередь необходимо проявлять терпение, избегать опрометчивых решений и поступков.
Кризис в молодой семье является нормативным семейным кризисом. Под семейным кризисом понимается перестройка брачно-семейных отношений, когда супругам необходимо выработать новые стратегии поведения и формы реагирования на создавшуюся ситуацию. Одним из таких периодов является кризис молодой семьи.
Содержанием кризиса молодой семьи является адаптация супругов к брачно-семейным отношениям, рассматриваемая как процесс выработки устойчивых, присущих им форм реагирования на конфликтные ситуации, которые связаны с различными сторонами семейной жизни. У одних супружеских пар неумение разрешать конфликты накладывает отпечаток на все аспекты процесса взаимной адаптации; у других - только на отдельные его стороны. Это зависит от того, насколько схожи представления супругов о той или иной области семейной жизни.
Кризис в молодой семье является обязательным компонентом семейной жизни. Независимо от того, насколько счастливыми в браке являются супруги, всегда найдется повод для столкновения интересов и противостояния сторон. Но, несомненно, супружеские кризисы в успешных и неуспешных браках значительно отличаются друг от друга по ряду параметров: в успешных браках серьезные кризисы возникают намного реже, по длительности они менее продолжительны, зачастую приводят не просто к выяснению отношений, а к решению проблем. [20]
Кризис молодой семьи имеет следующую структуру:
1. Кризис первого года;
2. Кризис трех лет;
3. Кризис первой беременности;
4.Кризис первенца.
1. Кризис первого года, самый ранний, связан со вступлением в брак. Попытки молодоженов организовать и гармонизировать супружеские отношения таким образом, чтобы каждому было хорошо, приводит к противоречиям и частым конфликтам.
К моменту, когда два человека вступают в брак, они уже установили определенные способы обращения друг с другом. Но вступление в брак, требует отношений другого рода и может вызвать внезапные перемены поведения. Например, женщина, которая до брака прощала своему жениху все его недостатки, после - пытается их исправлять. Мужчина, который вполне терпимо относился к неспособности своей невесты проявлять свою привязанность, после вступления в брак может настаивать, чтобы она в значительной степени поменяла свое поведение.
После свадьбы многие пары не осознают, что им придется не только “получать”, но и “давать”. Когда муж и жена обнаруживают, что их партнер отличается от их ожиданий в период ухаживания, у них возникает разочарование. То, что они видят теперь - это черты характера, которые проявляются в партнере в повседневной жизни. Обычно эти черты являются неприятной неожиданностью, потому что они не проявляются во время ухаживания.
Кроме того, супруги обнаруживают, что сильно отличаются друг от друга. Им кажется, что у них что-то отнимается, а не добавляется, "Различия" выглядят плохо, так как они ведут к разногласиям. Разногласия напоминают им обоим, что другой человек существует сам по себе, в отдельности, а не только как продолжение партнера. Различия, ведущие к разногласиям, воспринимаются как оскорбления и как доказательства того, что тебя не любят.
Если супруги не доверяют друг другу, то некоторые аспекты совместной жизни представляют для них особую угрозу, так как в этих аспектах проверяется их способность учесть индивидуальные особенности друг друга. Больше всего это касается следующих аспектов: денег, еды, секса, отдыха, работы, воспитания детей, взаимоотношений с родственниками.
Когда отношения между супругами начинают понижать их самооценку, каждый из них чувствует себя плохо и пытается защитить сам себя. Супруги начинают искать поддержки в на работе, с детьми, с другими сексуальными партнерами. Если их общение становится безжизненным и повторяющимся, то, в конечном итоге, им становится скучно друг с другом. Это может привести к равнодушию. Равнодушие - это одна из главных причин развода. [21]
2. Кризис трех лет
В этот период совместной жизни, супруги точно определяются, смогут они жить дальше вместе или нет. Значительная часть разводов приходиться именно на этот период брака.
К трем годам совместного проживания супруги уже не питают друг к другу иллюзии. Они видят истинное лицо своего партнера.
Действительность может сильно разочаровать, когда супруги начинают понимать, что рядом находится не такой человек, о котором они всегда мечтали.
Как правило, в этот кризисный период пропадает романтизм в отношениях и появляется сплошная рутина. Мужчины в это время делают карьеру, а женщины уже созрели до материнства. Но мужчина пытается отсрочить этот момент, находя различные отговорки.[22]
3. Кризис первой беременности. На субъективном уровне он может сопровождаться негативным, в эмоциональном плане, состоянием женщины. Женщина становится раздражительной, эмоционально неустойчивой, особо чувствительной к стрессогенным факторам. Она часто ощущает себя одинокой. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается просто не замечать, как изменилась её жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытать депрессию и разочарование. Это вызвано тем, что, с одной стороны, она боится предстоящих изменений, а с другой - хочет стать матерью и иметь ребёнка. Такая двойственность чувств говорит о внутренней работе женщины над принятием новой роли. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. [8]
4.Кризис первенца. Рождения первенца - следующий этап семейной эволюции. Смена привычных ролей здесь существенная. В семье уже не двое, а трое, и с интересами малыша приходится считаться. Женщина становится не только женой, но и мамой, а мужчина - и мужем, и отцом. Если супругам удается именно так структурировать отношения, проблемы вряд ли возникнут. Но если же для женщины обязанности жены отойдут на второй план, и выполнять она будет лишь материнские, то, естественно, супруг обидится. А когда жена предпочтет обиду не замечать, кризис станет неизбежен. Действительно, если супругам удается совмещать в себе эти роли, то быстрее и безболезненней разрешаются проблемные ситуации любого рода. Безусловно, малыш требует огромного внимания, но и супружеские отношения заслуживают его не в меньшей степени.
Муж может воспринимать ребенка как соперника, который уменьшает интерес жены к нему. Жена может воспринимать ребенка как соперника, отвлекающего внимание мужа от нее. Женщина, которая берет на себя значительную долю раннего ухода за ребенком, может также воспринимать своего ребенка, как существо, отнимающее все ее время. Обоих супругов может напугать такая весомая ответственность, возлагаемая на них. Сделать детей счастливыми является теперь главной задачей. Дать детям то, чего никогда не удалось получить родителям, стало первой необходимостью. Рост, развитие и достижение ребенка является для родителей главным способом оценивать свою личную ценность. Отношение ребенка к родителям стало оказывать сильное влияние на их самооценку. [12]
Предстоящее рождение ребенка означает сближение двух семейств и создает бабушек и дедушек, тетей и дядей с обеих сторон. Когда рождается ребенок, пересматриваются даже простые обычаи, такие, как соглашения о визитах. Оба семейства могут рассориться из-за того, какое имя дать ребенку, как его воспитывать и обучать, какая семья будет влиять на его развитие, и т.д. Молодые супруги, удаленные от своих семей рождением ребенка, входят в дальнейшие осложнения с семейной системой. В качестве родителей они становятся теперь самостоятельнее и взрослее, меньше ощущают себя детьми. Но в то же время ребенок сильнее втягивает их в родственную среду, поскольку меняется характер их старых связей, и возникают новые.[21]
1.3. Пути преодоления кризисов в современной молодой семье.
Абсолютно каждая семейная пара проходит через кризис в отношениях. Кто-то благополучно может его разрешить и жить счастливо дальше, а кто-то не выдерживает и подает на развод.
Кризис в современной семье – это один из неотъемлемых моментов совместной жизни, который ставить отношения супругов под угрозу. Чтобы преодолеть этот период без потерь необходимо знать суть и причину кризиса.
1.Пути преодоления кризиса первого года совместной жизни.
Когда молодые супруги начинают совместную жизнь, им необходимо выработать ряд соглашений. Эти соглашения нужны для любой пары. Супруги должны договориться о способах обращения с родительскими семьями, со сверстниками. Им необходимо обсудить практические стороны их совместной жизни, все мелкие и крупные расхождения между ними как между двумя индивидами. Молодожены должны разрешить, явно или неявно, огромное количество вопросов, которые не всегда можно было предвидеть до брака: кто будет решать, где они будут жить; каково будет влияние жены на карьеру мужа; будет ли разрешено каждому из них судить о друзьях другого; будет ли жена работать, или останется дома; и сотни других вопросов - даже столь тривиальных на первый взгляд, как, например, кто и кому будет выбирать одежду. Их информация о браке и их реальный опыт - это два абсолютно разных вида знания. [10]
Супругам нужно научиться настаивать на своих желаниях. Выражать свои мысли, чувства и знания, не унижая, не разрушая другого, и не нападая на него, и, кроме того, прийти к подходящему для обоих конечному результату.
Если молодожены смогут выработать конструктивные отношения, то они смогут сказать: "Я думаю то, что я думаю, я чувствую то, что я чувствую, я знаю то, что я знаю. Я - это я, но я не виню тебя за то, что ты - это ты. Я ценю все, что ты можешь предложить мне. Давай посмотрим, какой самый реалистичный подход мы можем выработать вместе". Но если у супругов не получится, то они будут говорить: "Будь таким как я; ты должен стать одинаковым со мной. Ты плохой, если ты не согласен со мной. Реальность и различия между нами не имеют значения".
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что прямое и открытое общение между партнерами очень важно. Для такого общения требуется смелость, некоторые новые убеждения и немного практики такого общения. Оно стоит усилий супругов. Люди нуждаются в прямом, честном, открытом общении, которому они могут доверять. [3]
2. Пути преодоления кризиса трех лет.
Главное супругам понять одну вещь, что семья – это они вдвоем, а не по отдельности. Супруги должны быть вместе, единым целым. Поэтому все возникающие проблемы, конфликты и трудности должны решаться обоюдно. С годами сложилась стандартная схема, что муж – финансовый добытчик, а женщина – хранительница уюта, комфорта и домашнего очага. Если женщина хочет ребенка, но ее мужчина еще не готов к такому серьезному шагу, то не стоит на него давить. Нужно немного подождать, пока мужчина не созреет. И не надо покупать вещи для будущего малыша или постоянно показывать супругу фото малышей. Для более гармоничной жизни у партнеров должны быть общие интересы, которые они могли бы совместно реализовывать. [6]
3. Пути преодоления кризиса первой беременности и рождения первенца.
Оба супруга должны принимать активное участие в процессе беременности. Мужчина может делать своей жене массаж, гладить живот. Супруг не должен быть простым наблюдателем. Когда малыш родится, муж также должен помогать жене, ведь это их общий ребенок. Женщине нужно чаще оставлять ребенка с мужем вдвоем.
При этом всем, женщине необходимо не забывать следить и ухаживать за собой. Не обделять своего мужа вниманием и лаской. Пусть он чувствует себя нужным и желанным. [11]
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению особенностей проявления кризисов в молодой семье.
2.1. Организация, методы и методики исследования особенностей
Опытно-экспериментальная работа по определению особенностей проявления кризисов в молодой семье проводилась с семьями Синициных, Васильевых, Старухиных, Смирновых и Малашенко. Опытно-экспериментальная группа включает молодых людей в возрасте от 24 до 27 лет.
Целью нашего исследования было выявить особенности проявления кризисов в молодых семьях.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Подобрать комплекс методик, необходимый для диагностики особенностей проявления кризисов в молодых семьях.
2.Проанализировать и проинтерпретировать полученные в результате диагностики результаты.
Для достижения цели констатирующего эксперимента был разработан диагностический комплекс, включающий в себя:
Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина.
Опросник Бека.
Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину).
Для того чтобы выявить реактивную и личностную тревожность у испытуемых, мы использовали Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Данная методика предназначена для определения уровня тревожности испытуемого в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и уровня личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.
Для выявления наличия депрессии у испытуемых, нами использовался Опросник Бека. Данный опросник предназначен для определения уровня депрессии.
Для выявления наличия нервно-психического напряжения у испытуемых, была использована методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину). Данная методика предназначена для определения уровня нервно-психического напряжения.
2.2. Анализ результатов исследования.
Таблица 1. Результаты проведения Теста тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина внутри группы испытуемых.
№ п/п |
Фамилия, имя |
Уровень тревожности |
1. |
Синицина Марина |
29 баллов - низкий |
2. |
Синицин Виталий |
31 балл - умеренный |
3. |
Малашенко Евгения |
33 балла – умеренный |
4. |
Малашенко Станислав |
31балл - умеренный |
5. |
Смирнова Татьяна |
29 баллов - низкий |
6. |
Смирнов Иван |
34 балла – умеренный |
7. |
Старухина Лариса |
30 баллов – низкий |
8. |
Старухин Алексей |
31 балл - умеренный |
9. |
Васильева Ирина |
33 балла - умеренный |
10. |
Васильев Дмитрий |
32 балла - умеренный |
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что большая часть экспериментальной группы имеют умеренный уровень тревожности.
Таблица 2. Результаты проведения Опросника Бека внутри группы испытуемых.
№ п/п |
Фамилия, имя |
Степень депрессии |
1. |
Синицина Марина |
15 баллов - легкая |
2. |
Синицин Виталий |
17 баллов - умеренная |
3. |
Малашенко Евгения |
14 баллов – легкая |
4. |
Малашенко Станислав |
10 баллов - легкая |
5. |
Смирнова Татьяна |
14 баллов - легкая |
6. |
Смирнов Иван |
18 баллов - умеренная |
7. |
Старухина Лариса |
15 баллов - легкая |
8. |
Старухин Алексей |
10 баллов - легкая |
9. |
Васильева Ирина |
13 баллов - легкая |
10. |
Васильев Дмитрий |
16 баллов - умеренная |
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что большая часть экспериментальной группы имеют легкую степень депрессии.
Таблица 3. Результаты проведения Методики измерения выраженности состояние нервно-психического напряжения внутри группы испытуемых.
№ п/п |
Фамилия, имя |
Степень нервно-психического напряжения |
1. |
Синицина Марина |
45 баллов - слабая |
2. |
Синицин Виталий |
51 балл - умеренная |
3. |
Малашенко Евгения |
60 баллов – умеренная |
4. |
Малашенко Станислав |
63 балла - умеренная |
5. |
Смирнова Татьяна |
50 баллов - умеренная |
6. |
Смирнов Иван |
46 баллов - слабая |
7. |
Старухина Лариса |
60 баллов - умеренная |
8. |
Старухин Алексей |
44 балла - слабая |
9. |
Васильева Ирина |
63 балла - умеренная |
10. |
Васильев Дмитрий |
54 балла - умеренная |
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что большая часть экспериментальной группы имеют умеренную степень нервно-психического напряжения.
По результатам проведения опытно-экспериментальной работы по определению особенностей проявления кризисов в молодых семьях можно сделать вывод о том, что у экспериментальной группы явных признаков наличия кризисов не выявлено.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путем реализации поставленных задач. Теоретико-методологическое исследование особенностей проявления кризисов в молодой семье показало, под молодой семьей понимается супружеская пара с детьми или без них при продолжительности семейной жизни до пяти лет и возрасте супругов не старше 30 лет.
Согласно Тырновой Н. А, молодая семья - это субъект воспроизводства населения и объект социальной политики. Это супруги активного репродуктивного возраста (до28 лет), которые проживают совместно не менее двух лет с момента фактического образования супружеского союза, с родственниками или без них, с детьми или же без них, с любыми ориентациями на детность.
В процессе развития семейно-брачных отношений психологи выделяют периоды «спада в отношениях». Подобные периоды носят название кризисных ситуаций в браке.
Молодая семья является одной из самых незащищённых групп населения. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается именно молодая семья. Молодые люди не всегда могут справиться с кризисом отношений самостоятельно, и нечасто прибегают к помощи специалиста.
Кризис в молодой семье является нормативным семейным кризисом. Под семейным кризисом понимается перестройка брачно-семейных отношений, когда супругам необходимо выработать новые стратегии поведения и формы реагирования на создавшуюся ситуацию.
Кризис молодой семьи имеет следующую структуру:
1. Кризис первого года;
2. Кризис трех лет;
3. Кризис первой беременности;
4.Кризис первенца.
Абсолютно каждая семейная пара проходит через кризис в отношениях. Кто-то благополучно может его разрешить и жить счастливо дальше, а кто-то не выдерживает и подает на развод.
Кризис в современной семье – это один из неотъемлемых моментов совместной жизни, который ставить отношения супругов под угрозу. Чтобы преодолеть этот период без потерь необходимо знать суть и причину кризиса.
В ходе опытно-экспериментальная работы по определению особенностей проявления кризисов в молодой семье нами были проведены следующие методики: Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина,
Опросник Бека и Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину).
По результатам проведения Теста тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина можно сделать вывод о том, что большая часть экспериментальной группы имеют средний уровень тревожности.
После проведения Опросника Бека мы сделали вывод о том, что большая часть экспериментальной группы имеют легкую степень депрессии.
По результатам проведения Методики измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину) можно сделать вывод о том, что большая часть экспериментальной группы имеют умеренную степень нервно-психического напряжения.
По результатам проведения опытно-экспериментальной работы по определению особенностей проявления кризисов в молодых семьях можно сделать вывод о том, что у экспериментальной группы явных признаков наличия кризисов не выявлено.
Список литературы:
1.Акерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. СПб.: Питер, 2008. С. 96.
2. Здравомыслова О. М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Психология семьи / Под ред. Д.Я. Райгородского (Серия «Психология семейных отношений»): Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2008. С. 87.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2005. -320 с.
4. Короткий В.И. Основы семейной психопедагогики (курс лекций). - Архангельск., 2003. -178 с.
5. Маликов П.С., Александрова В.П., Акимова С.В. Основы тенденции изменения социально-экономического потенциала семьи // Мониторинг социально-экономического потенциала семьи. 2001. № 4. С. 5.
6. Мариченко М.А. Психологические особенности добрачных отношений // Семейная психология и семейная терапия. -2007. - №2.-С. 12-18.
7. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2009. – С. 47-48.
8. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / Л.Г. Жедунова, И.А. Можаровская, Н.Н. Посысоева [и др.]. - М., 2004. - 328 c.
9. Плотников А.Д. Семья в Российской Федерации.
10. Птичкина Е.Л. Психологические аспекты супружеских измен // Семейная психология и семейная терапия. -2008. - №1. - С. 24-37.
11. Райш К. Пара в кризисе: психоаналитическая терапия пар // Семейная психология и семейная терапия. -2007. - №3. - C. 48-65.
12. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006. 176 с.
13. Савельева О.О. Семья в современном обществе // История и обществознание в школе. 2006. № 7. С. 6.
14. Тырнова Н. А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития: дис. канд. социол. наук. М., 2008.
15. Целуйко В. М. Быть вместе нельзя расставаться: Как спасти отношения.
Дополнительная литература:
16. http://psyvision.ru/help/sotsiologiya/47-sociology/510-sociology5
17. http://lemur59.ru/node/1436
18. http://bjd-online.ru/osobennosti-molodoj-semi/
19.http://psiholog-onlajn.ru/stati-psixologa/funkcii-semi-i-ix-voploshhenie-v-realnoj-zhizni-chem-semya-xorosha
20.http://www.idealfamily.ru/publ/idealnaja_semja/psikhologija_otnoshenij/krizis_pervogo_goda_braka/23-1-0-66
21. http://psyvision.ru/help/sotsiologiya/47-sociology/510-sociology
22. http://ossbe.com/community/3425/posts/36396/