ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Димитров А.В. 1, Ходзинская А.В. 1, Ильина Ю.В. 1
1ТГАМЭУП
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мировой опыт государственного регулирования малого бизнеса (далее МБ) свидетельствует о том, что в странах с развитой экономикой поддержка МБ осуществляется специальными органами с законодательно закрепленными задачами, правами и ответственностью.

В Европе большое внимание уделяют развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса. В Англии работает широкая сеть по оказанию (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации. Там представлены следующие институты:

  • службы мелких фирм;

  • местные агентства;

  • центры труда, помогающие безработным организовать бизнес;

  • инициативные группы по содействию развития бизнеса.[4].

Основные примеры государственного регулирования и поддержки МБ в отдельных странах мира представлены в таблице:

Таблица – Государственное регулирование и поддержка МБ в отдельных странах мира

Страна

Органы регулирования и поддержки

Отдельные меры поддержки и развития МБ

А

1

2

Европейский Союз

Бюро по сближению компаний;

Центры предпринимательства и ноу-хау

Предоставление предпринимателям комплекса услуг (подготовка кадров, маркетинг, передача технологий)

Великобритания

Министерство по малому бизнесу

Службы мелких фирм;

Местные агентства;

Центры труда;

Инициативные группы по содействию развития МБ

Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;

налоговые льготы;

оказание консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;

помощь безработным в организации своего бизнеса;

регулирование и формирование позитивного отношения общества к сектору МБ

Германия

Отдел малого и среднего бизнеса Министерства экономики

Предоставление льготных кредитов,франчайзинга,субподрядов;

налоговые льготы;

поддержка микропредприятий, реализуемая специальными органами по развитию фирм данной категории

Голландия

Отдел малого и среднего бизнеса Министерства экономики

Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;

налоговые льготы

Франция

Отдел малого и среднего бизнеса Министерства Промышленности

предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;

налоговые льготы

Испания

Региональные фирмы по разработке и реализации планов развития

Региональные фирмы по разработке и реализации планов развития,

Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;

налоговые льготы;

разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона

США

Комитеты в Палате представителей и Сенате;

Структурные подразделения по поддержке МБ в федеральных министерствах;

Администрация по делам МБ

Координация действий государственных органов и общественных организаций по регулированию МБ;

предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;

создание центров развития МБ

Япония

Правление по малому и среднему предпринимательству и региональные службы при Министерстве внешней торговли и промышленности; Инвестиционные корпорации малого бизнеса;

Ассоциация по гарантированию займов;

Комиссия по справедливым сделкам

Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов

Южная Корея

Государственные органы исполнительной власти;

Индивидуальный банк Кореи; Гражданский национальный банк; Корейский кредитный гарантийный фонд; Корейский технологический кредитный фонд;

Корейская внешнеторговая ассоциация малого бизнеса; Корейская торговая корпорация, Корейская международная торговая корпорация малого бизнеса

Предоставление гарантий по всем кредитам малых предприятий;

осуществление поддержки внедрения новых технологий на малых предприятиях;

поддержка микропредприятий, реализуемая специальными органами по развитию фирм данной категории;

предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;

стимулирование экспорта продукции малых предприятий: исследование рынка, обеспечение предпринимателей информацией, помощь при выходе на мировой рынок, работа по вопросам снижения налогов, таможенных тарифов и ставок льготных кредитов

В целом осуществление реформ, направленных на развитие малого предпринимательства, было характерно для промышленной и экономической политики большого количества стран мира в последнее десятилетие. Так в 2005–2006 годах, по данным Всемирного банка, было проведено 213 реформ в 112 странах мира. Основными направлениями изменений стали: упрощение регулирования предпринимательской деятельности, усиление защиты прав собственности, облегчение налогового бремени, упрощение доступа к кредитным ресурсам и снижение издержек, связанных с импортно-экспортными операциями. [2].

Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством.

Экономистами были сделаны обстоятельные и аргументированные выводы о существовании нескольких системных проблем в реализации экономической политики государства в отношении малого бизнеса, среди которых выделяются следующие 3:

- правовые механизмы поддержки малого предпринимательства, существующие в настоящее время, не представляют собой четко продуманного плана действий. В настоящее время в России нет стратегии развития МБ, хотя на государственном уровне постоянно декларируется большая значимость малого предпринимательства для экономического и социального развития России. У нас отсутствуют такие направления законодательного регулирования МБ, как закон о кредитных союзах МБ, или о гарантийных фондах малого предпринимательства. Нет должной правовой базы у венчурного кредитования, франчайзинга, бизнес-инкубаторов и т.д;

- для субъектов малого предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к кредитным ресурсам и постоянные проблемы с пополнением оборотного капитала, целесообразна если не полная отмена авансовой системы уплаты налогов, то ее смягчение. Оптимально, чтобы расчеты с бюджетом происходили по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, ибо риски ведения предпринимательской деятельности не должны увеличиваться еще и тем, что часть неполученных доходов заранее перечисляется государству;

- при этом следует учитывать не только особенности МБ, связанные с его отраслевой структурой, которая отличается сосредоточенностью большей части малых предприятий в сфере услуг, но и специфику функционирования бизнеса в России в целом. К числу наибольших проблем, объективно стоящих перед экономикой страны в силу особенностей ее развития, экономико-географического положения, следует отнести высокий уровень затрат на энергетическое, амортизационное и транспортное обеспечение деятельности предприятий.

Мобилизация финансовых ресурсов для малых предприятий может быть произведена за счет крупных инвесторов, к которым относятся банки и крупные финансово-промышленные группы. Одним из источников привлечения финансовых ресурсов, необходимых для создания конкурентоспособных малых предприятий, может стать поддержка таких механизмов взаимодействия крупного и МБ, как франчайзинговые соглашения и субподрядные договора, кредитование крупными частными инвесторами малого предпринимательства. 1

В условиях создания благоприятных условий для экспортно-ориентированных отраслей потенциал МБ может быть реализован не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Основным рыночным инструментом в этой сфере должно стать кредитование экспорта. Государство через банковскую систему и систему гарантий стимулирует посредством льготных кредитов под подписанные контракты развитие экспорта малого предпринимательства. Кроме того, одной из составляющих системы содействия и поддержки малых предприятий-экспортеров должно стать страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхование экспортных операций по освоению зарубежных рынков.

В 2013 году решением Правительства Российской Федерации на поддержку МБ было направлено более 18 миллиардов рублей. Средства, выделенные из бюджета государства, были направлены на выдачу субсидий МБ, в том числе на субсидирование фермерских хозяйств. На период 2014-2015 г.г. планируется направить более двадцати миллиардов рублей на субсидирование МБ. В настоящее время в нашей стране действуют разные программы государственной поддержки МБ, такие как:

  1. Субсидирование;

  2. Бесплатное обучение (либо с частичной оплатой);

  3. Стажировки;

  4. Лизинг на льготной основе;

  5. Бизнес-инкубаторы (аренда офиса с низкой стоимостью арендной платы);

  6. Гранты;

  7. Возможность бесплатного участия в выставках.

Отдельно следует развивать такое направление поддержки малого предпринимательства, как усиление взаимодействия малых предприятий и представителей крупных компаний, в том числе за счет механизма субподряда, что позволит снизить риски вхождения в рынок для малых предприятий с одновременной минимизацией издержек крупных производителей. [5].

В заключении отметим, что поддержка и регулирование сферы малого предпринимательства за рубежом, в частности, в странах с развитой экономикой, осуществляется на высоком и качественно ином уровне, чем в России. В нашей стране отсутствует действенная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность и поддержку малого предпринимательства. Также нет четко определенной структуры органов и институтов, осуществляющих регулирование и поддержку МБ, что вполне развито в европейских странах. Исходя из чего можно сделать вывод, что в России малый бизнес находится только в начале своего пути, но все задатки для его успешного развития имеются.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Идеи малого бизнеса: кредитование малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа - [http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/2083-programma-podderzhki-malogo-biznesa-2013.html]

  2. Малый бизнес в 2014 году получит большую помощь от государства. Электронный журнал: БухВести.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа - [http://www.buhvesti.ru/buhvesti/112_malyy_biznes_v_2014_godu.htm]

  3. Проблемы поддержки малого бизнеса: Сетевое издание. [Электронный ресурс]. Режим доступа - [http://slovop.ru/733.html]

  4. Ослунд А. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. – 2005. - №12. – С. 71-76

  5. Центр бухгалтерской практики «Парус». Государственная поддержка малого бизнеса в 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа - [http://paruscbp.ru/novosti-zakonodatelstva/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-predprinimatelstva-v-2013-godu.html]

Просмотров работы: 7391