Мировой опыт государственного регулирования малого бизнеса (далее МБ) свидетельствует о том, что в странах с развитой экономикой поддержка МБ осуществляется специальными органами с законодательно закрепленными задачами, правами и ответственностью.
В Европе большое внимание уделяют развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса. В Англии работает широкая сеть по оказанию (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации. Там представлены следующие институты:
службы мелких фирм;
местные агентства;
центры труда, помогающие безработным организовать бизнес;
инициативные группы по содействию развития бизнеса.[4].
Основные примеры государственного регулирования и поддержки МБ в отдельных странах мира представлены в таблице:
Таблица – Государственное регулирование и поддержка МБ в отдельных странах мира
Страна |
Органы регулирования и поддержки |
Отдельные меры поддержки и развития МБ |
А |
1 |
2 |
Европейский Союз |
Бюро по сближению компаний; Центры предпринимательства и ноу-хау |
Предоставление предпринимателям комплекса услуг (подготовка кадров, маркетинг, передача технологий) |
Великобритания |
Министерство по малому бизнесу Службы мелких фирм; Местные агентства; Центры труда; Инициативные группы по содействию развития МБ |
Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов; налоговые льготы; оказание консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации; помощь безработным в организации своего бизнеса; регулирование и формирование позитивного отношения общества к сектору МБ |
Германия |
Отдел малого и среднего бизнеса Министерства экономики |
Предоставление льготных кредитов,франчайзинга,субподрядов; налоговые льготы; поддержка микропредприятий, реализуемая специальными органами по развитию фирм данной категории |
Голландия |
Отдел малого и среднего бизнеса Министерства экономики |
Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов; налоговые льготы |
Франция |
Отдел малого и среднего бизнеса Министерства Промышленности |
предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов; налоговые льготы |
Испания |
Региональные фирмы по разработке и реализации планов развития |
Региональные фирмы по разработке и реализации планов развития, Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов; налоговые льготы; разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона |
США |
Комитеты в Палате представителей и Сенате; Структурные подразделения по поддержке МБ в федеральных министерствах; Администрация по делам МБ |
Координация действий государственных органов и общественных организаций по регулированию МБ; предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов; создание центров развития МБ |
Япония |
Правление по малому и среднему предпринимательству и региональные службы при Министерстве внешней торговли и промышленности; Инвестиционные корпорации малого бизнеса; Ассоциация по гарантированию займов; Комиссия по справедливым сделкам |
Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов |
Южная Корея |
Государственные органы исполнительной власти; Индивидуальный банк Кореи; Гражданский национальный банк; Корейский кредитный гарантийный фонд; Корейский технологический кредитный фонд; Корейская внешнеторговая ассоциация малого бизнеса; Корейская торговая корпорация, Корейская международная торговая корпорация малого бизнеса |
Предоставление гарантий по всем кредитам малых предприятий; осуществление поддержки внедрения новых технологий на малых предприятиях; поддержка микропредприятий, реализуемая специальными органами по развитию фирм данной категории; предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов; стимулирование экспорта продукции малых предприятий: исследование рынка, обеспечение предпринимателей информацией, помощь при выходе на мировой рынок, работа по вопросам снижения налогов, таможенных тарифов и ставок льготных кредитов |
В целом осуществление реформ, направленных на развитие малого предпринимательства, было характерно для промышленной и экономической политики большого количества стран мира в последнее десятилетие. Так в 2005–2006 годах, по данным Всемирного банка, было проведено 213 реформ в 112 странах мира. Основными направлениями изменений стали: упрощение регулирования предпринимательской деятельности, усиление защиты прав собственности, облегчение налогового бремени, упрощение доступа к кредитным ресурсам и снижение издержек, связанных с импортно-экспортными операциями. [2].
Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством.
Экономистами были сделаны обстоятельные и аргументированные выводы о существовании нескольких системных проблем в реализации экономической политики государства в отношении малого бизнеса, среди которых выделяются следующие 3:
- правовые механизмы поддержки малого предпринимательства, существующие в настоящее время, не представляют собой четко продуманного плана действий. В настоящее время в России нет стратегии развития МБ, хотя на государственном уровне постоянно декларируется большая значимость малого предпринимательства для экономического и социального развития России. У нас отсутствуют такие направления законодательного регулирования МБ, как закон о кредитных союзах МБ, или о гарантийных фондах малого предпринимательства. Нет должной правовой базы у венчурного кредитования, франчайзинга, бизнес-инкубаторов и т.д;
- для субъектов малого предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к кредитным ресурсам и постоянные проблемы с пополнением оборотного капитала, целесообразна если не полная отмена авансовой системы уплаты налогов, то ее смягчение. Оптимально, чтобы расчеты с бюджетом происходили по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, ибо риски ведения предпринимательской деятельности не должны увеличиваться еще и тем, что часть неполученных доходов заранее перечисляется государству;
- при этом следует учитывать не только особенности МБ, связанные с его отраслевой структурой, которая отличается сосредоточенностью большей части малых предприятий в сфере услуг, но и специфику функционирования бизнеса в России в целом. К числу наибольших проблем, объективно стоящих перед экономикой страны в силу особенностей ее развития, экономико-географического положения, следует отнести высокий уровень затрат на энергетическое, амортизационное и транспортное обеспечение деятельности предприятий.
Мобилизация финансовых ресурсов для малых предприятий может быть произведена за счет крупных инвесторов, к которым относятся банки и крупные финансово-промышленные группы. Одним из источников привлечения финансовых ресурсов, необходимых для создания конкурентоспособных малых предприятий, может стать поддержка таких механизмов взаимодействия крупного и МБ, как франчайзинговые соглашения и субподрядные договора, кредитование крупными частными инвесторами малого предпринимательства. 1
В условиях создания благоприятных условий для экспортно-ориентированных отраслей потенциал МБ может быть реализован не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Основным рыночным инструментом в этой сфере должно стать кредитование экспорта. Государство через банковскую систему и систему гарантий стимулирует посредством льготных кредитов под подписанные контракты развитие экспорта малого предпринимательства. Кроме того, одной из составляющих системы содействия и поддержки малых предприятий-экспортеров должно стать страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхование экспортных операций по освоению зарубежных рынков.
В 2013 году решением Правительства Российской Федерации на поддержку МБ было направлено более 18 миллиардов рублей. Средства, выделенные из бюджета государства, были направлены на выдачу субсидий МБ, в том числе на субсидирование фермерских хозяйств. На период 2014-2015 г.г. планируется направить более двадцати миллиардов рублей на субсидирование МБ. В настоящее время в нашей стране действуют разные программы государственной поддержки МБ, такие как:
Субсидирование;
Бесплатное обучение (либо с частичной оплатой);
Стажировки;
Лизинг на льготной основе;
Бизнес-инкубаторы (аренда офиса с низкой стоимостью арендной платы);
Гранты;
Возможность бесплатного участия в выставках.
Отдельно следует развивать такое направление поддержки малого предпринимательства, как усиление взаимодействия малых предприятий и представителей крупных компаний, в том числе за счет механизма субподряда, что позволит снизить риски вхождения в рынок для малых предприятий с одновременной минимизацией издержек крупных производителей. [5].
В заключении отметим, что поддержка и регулирование сферы малого предпринимательства за рубежом, в частности, в странах с развитой экономикой, осуществляется на высоком и качественно ином уровне, чем в России. В нашей стране отсутствует действенная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность и поддержку малого предпринимательства. Также нет четко определенной структуры органов и институтов, осуществляющих регулирование и поддержку МБ, что вполне развито в европейских странах. Исходя из чего можно сделать вывод, что в России малый бизнес находится только в начале своего пути, но все задатки для его успешного развития имеются.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Идеи малого бизнеса: кредитование малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа - [http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/2083-programma-podderzhki-malogo-biznesa-2013.html]
Малый бизнес в 2014 году получит большую помощь от государства. Электронный журнал: БухВести.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа - [http://www.buhvesti.ru/buhvesti/112_malyy_biznes_v_2014_godu.htm]
Проблемы поддержки малого бизнеса: Сетевое издание. [Электронный ресурс]. Режим доступа - [http://slovop.ru/733.html]
Ослунд А. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. – 2005. - №12. – С. 71-76
Центр бухгалтерской практики «Парус». Государственная поддержка малого бизнеса в 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа - [http://paruscbp.ru/novosti-zakonodatelstva/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-predprinimatelstva-v-2013-godu.html]