ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ У ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ У ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменения сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, - все это связано с понятием «толерантность». Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия.

В настоящее время толерантность признается необходимым условием общественного единения людей различных взглядов, позиций, мнений, верований, культурных традиций, политических убеждений. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества [5].

Интерес к проблеме толерантности находит отражение в работах многих отечественных и зарубежных психологов А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Петрицкого, А.В. Зимбули, Ю.А. Ищенко, В.М. Золотухина, С.Ю. Головина, М. Уолцер, Г. Олпорт, В. Райх, К. Хорни и др.

Несмотря на неоспоримую актуальность темы, в психологии до сих пор не было сформировано единого мнения о феномене толерантности. Настоящая работа посвящена рассмотрению толерантности, как черты личности.

Согласно позиции отечественных и зарубежных психологов, именно юношеский период является наиболее оптимальным и сензитивным для формирования толерантности как черты личности. Ведь в данном возрастном  периоде происходит активное взаимодействие с культурой, инкультурация, развитие рефлексии, эмпатии, познавательной мотивации, повышается потребность в коммуникации и социальной активности. Благодаря этому повышается интерес к собственной личности, самопознанию и самовоспитанию. Поэтому в юношеский период заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, духовность, толерантность [4;3].

В ходе эмпирического исследования ( 2013г. ) мы предположили, что существуют различия в проявлении толерантности в юношеском возрасте у воспитанников различных учреждений закрытого типа. В исследовании принимали участие воспитанники Губернаторского лицея-интерната для одаренных детей города Кемерово в количестве 30 человек (9 юношей, 21 девушка), 30 воспитанников детского дома № 2 города Кемерово (16 юношей, 14 девушек), 30 учащихся Городского классического лицея (11 юношей, 19 девушек). Губернаторский лицей-интернат и детский дом - это учреждения закрытого типа, рассматривались в качестве экспериментальных групп, а Городской классический лицей - это учреждение открытого типа, рассматривался в качестве контрольной группы.

В исследовании использовались следующие методы и методики:

1. Анализ литературы по проблеме

2. Изучение методик с целью дальнейшего построения исследования

3. Математические методы статистической обработки результатов: «Описательные статистики», «Т-критерий Стьюдента для независимых выборок», «Корреляционный анализ», «Двухфакторный дисперсионный анализ», «Кластерный анализ», «Регрессионный анализ», «Метод сопряженности».

Дадим краткую характеристику представленных учреждений. В настоящий момент в России учреждениями закрытого типа принято считать: 1) детские дома и школы-интернаты для детей, по тем или иным причинам лишенных родительского попечительства; 2) спецшколы и спецПТУ для трудновоспитуемых; 3) воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и следственные изоляторы (камерное содержание несовершеннолетних подследственных и несовершеннолетних осужденных с момента вынесения приговора суда до этапирования в воспитательно-трудовую колонию); 4) профессионально специализированные интернаты [2].

В учреждения закрытого типа воспитанники могут попасть по разным причинам и целям, следовательно, согласно данному признаку выделяют:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом, и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств, независимо от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.);

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп (примерами таких сообществ могут быть: а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму - осужденные в условиях различных исправительно- и воспитательно-трудовых учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний; б) закрытие группы, членство в которых официально, не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека -,воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот);

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп (примером могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места, и т. д., те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимаются как обязательное условие сохранения своей личностности);

4) добровольно-вынужденную, когда достижение какой-то значимой для людей цели связано с проживанием в закрытом учреждении, это также учреждения интернатного типа, профессионально-специализированные учебные в определенном смысле элитарного характера - интернаты для особо одаренных детей и подростков, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т. п.) [2].

В данной работе рассмотрению подверглись следующие учреждения закрытого типа: Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей (добровольно-вынужденная изоляция по ранее описанной классификации) и «Детский дом № 2» города Кемерово (принудительная изоляция по ранее описанной классификации).

Детский дом № 2 г. Кемерово - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей - это нетиповое общеобразовательное учреждение для учащихся 8-11 классов. МБНОУ «Городской классический лицей» города Кемерово - это общеобразовательное учреждение инновационного типа, реализующее высококачественную подготовку обучающихся 8-11 классов в рамках профильного обучения. По итогам 2009-2012 годов - лучшее общеобразовательное учреждение Кемеровской области.

Совершенно справедливо считать данные учреждения разными. Они имеют разную специфику, направленность, разные цели развития личности, но во многом их объединяет тот факт, что воспитанники  учреждений постоянно находятся в закрытом пространстве. Справедливости ради, необходимо отметить, что у ребят, конечно, бывают выезды домой, походы на прогулку и экскурсии, но ребята вновь возвращаются в данные учреждения, ночуют там, питаются, выполняют домашние задания. Они прибывают в ограниченном социуме, общаются большее время с определенным кругом людей, и конечно, данное обстоятельство скорее всего оказывает влияние на развитие личности.

В данных учреждениях работают психологи, которые активно отслеживают психологические изменения личности, эмоциональные состояния воспитанников, принимают участие в разрешении межличностных конфликтов. Так как ребята большую часть времени проводят вместе, у них возникают конфликты и разногласия на различные темы. В данных случаях можно говорить о наличии толерантности, эмпатии, умении сдержать свои эмоциональные проявления, доброте, отзывчивости, способности простить своего друга.

Конечно, не стоит забывать, что в данных учреждениях проживают совершенно разные дети, часто в детском доме - дети, лишенные заботы, родительской любви, ласки, в  лицее интернате - дети, имеющие родителей, их заботу,  любовь,  внимание. В детский дом попадают ребята не по собственной воле, а в силу сложившихся обстоятельств. А в Губернаторский лицей - интернат для одаренных детей, напротив, дети стремятся поступить, обучаться в данном учреждении престижно, а его успешное окончание дает гарантию поступления в лучшие ВУЗы страны. Таким образом, можно предположить, что воспитанники данных учреждений отличаются уровнем интеллекта, мотивацией, ценностными ориентациями; также можно с уверенностью сказать, что у них во много разные взгляды на жизнь. Согласно анкетированию и опросу педагогов-психологов и воспитателей, мы пришли к выводу, что часто ребята из детских домов не имеют поддержки от близких, поэтому, на стороне, на улице, в сомнительных компаниях, они достаточно агрессивны. А ребята из лицея - интерната имеют поддержку в лице своих родителей и близких, они более спокойные, эмоционально стабильные. Исходя из полученной информации, можно предположить, что уровень толерантности как черты личности в детском доме несколько другой, чем в лицее-интернате для одаренных детей.

Анализ результатов эмпирического исследования.

В исследовании приняли участие 90 человек:

1. 30 человек - воспитанники Губернаторского лицея-интерната.

2. 30 человек - воспитанники Детского дома № 2.

3. 30 человек - ученики Городского Классического Лицея. Данная группа являлась контрольной.

С помощью Т-критерия Стъюдента для независимых выборок выявлены различия  3х групп по ряду показателей: по методике Кеттела, уровню эмпатии, толерантности как черты личности, уровню толерантности, терпимости. В результате использования процедуры корреляционного анализа при 5 % уровне значимости для всех испытуемых (Лицей-интернат, детский дом, ГК лицей) была выявлена связь толерантности как черты личности и следующих показателей: коэффициент корреляции между толерантностью как чертой личности и показателем В («интеллект») имеет средне положительную связь (r=0,31), показателем I («жесткость-мягкость») имеет средне положительную связь (r=0,32), с уровнем эмпатии  имеет средне положительную связь (r=0,37) и с уровнем терпимости имеет средне положительную связь (r=0,22) (см. таблицу 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1

Значимые коэффициенты корреляции толерантности как черты личности и показателей (для всех испытуемых)

Показатели

Толерантность как черта личности

B

r = 0,31

I

r = 0,32

Уровень эмпатии

r = 0,37

Терпимость

r = 0,22

 

Следовательно, чем выше уровень таких показателей, как: интеллект, независимость, уровень эмпатии, терпимость, тем выше толерантность как черта личности.

Таким образом, были получены результаты, констатирующие различия корреляций между каждой из 3-х групп, в каждой группе были выявлены корреляции толерантности как черты личности и некоторых показателей. Стоит отметить, что данные показатели во всех 3-х группах являлись разными. Сходных показателей выявлено не было.

 С помощью Двухфакторного Дисперсионного Анализа оценивалось влияние факторов пола, и места проживания (под местом проживания в данной работе мы понимаем то или иное учреждение закрытого типа) на толерантность как черту личности (см. Рисунок 1)

Дисперсионный анализ показал, что на толерантность как черту личности влияют и место проживания и пол. Так самые низкие показатели толерантности как черты личности зафиксированы у юношей, проживающих в детском доме. А самый высокий показатель толерантности как черты личности среди мужчин,  у юношей, проживающих в губернаторском лицее-интернате. Самые высокие показатели у девушек, обучающихся с ГК лицее. Самые низкие показатели толерантности  среди девушек, зафиксированы детском доме. В целом, у юношей из всех 3х групп, показатели ниже, чем у девушек. Следовательно, учреждения закрытого типа влияют на формирование толерантности как черты личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Влияние места проживания и пола на толерантность как черту личности

 

С помощью Двухфакторного Дисперсионного Анализа оценивалось также влияние факторов пола, и места проживания на уровень эмпатии. Было определено, что на уровень эмпатии влияют и место проживания и пол. Так самые низкие показатели уровня эмпатии определены у юношей, проживающих в детском доме. А самый высокий среди у юношей, проживающих в губернаторском лицее-интернате. Самые высокие показатели у девушек, обучающихся в Городском Классическом лицее. Самые низкие показатели уровня эмпатии  среди девушек, зафиксированы детском доме. В целом, у юношей из 2-х групп (детский дом и лицей), показатели ниже, чем у девушек, а в 1-ой группе лицее-интернате напротив, у юношей уровень эмпатии выше, чем у девушек. В целом уровень эмпатии у девушек выше, самый высокий показатель эмпатии у девушек был зафиксирован в ГК лицее. Следовательно, учреждения закрытого типа влияют на уровень эмпатии. Так самые низкие показатели у воспитанников детского дома, далее показатели губернаторского лицея-интерната, и наивысшие показатели в ГК лицее.

С помощью Множественного Регрессионного Анализа была построена модель зависимости толерантности как черты личности от заданной группы факторов. В качестве метода был выбран метод с пошаговым включением. Основные результаты регрессионного анализа представлены в Таблице 7.

Коэффициент множественной корреляции равен 0,72, коэффициент детерминации равен 0, 53, таким образом можно утверждать, что изменчивость результативного признака может быть объяснена заданно группой факторов на (53 %). Адекватность модели проверяется по статистике Фишера p<0,00001(сто тысячной). Модель является адекватной.

Таблица 3

Модель зависимости толерантности как черты личности от заданной группы факторов

Показатели

B

 Уровень значимости p

Св.член

17,70471

p = 0,000849

B(X1)

0,92736

p = 0,000939

Уровень эмпатии(X2)

0,32135

p = 0,074603

A(X3)

0,42479

p = 0,042859

Q4(X4)

0,57606

p = 0,013101

F(X5)

0,38343

p = 0,053277

C(X6)

0,49611

p = 0,028132

Q(X7)

-0,48602

p = 0,031171

Q2(X8)

0,29705

p = 0,106803

H(X9)

0,32016

p = 0,163258

I(X10)

0,18047

p = 0,310582

 

Далее была составлена регрессионная модель. С помощью данной модели можно спрогнозировать, рассчитать значение толерантности как черты личности испытуемых по измеренным у них значениям факторов.

Y=17,7+0,92*X1+3,32*Х2+0,42*Х3+0,57*Х4+0,38*Х5+0,49*Х6-0,48*Х7+0,29*Х8+0,32*Х9+0,18*Х10

В полученную регрессионную модель были поставлены пробные значения, для двух испытуемых. Для первого испытуемого были поставлены высокие значения, показателей, влияющих на толерантность как черту личности, а для второго испытуемого - значения показателей занижены. Таким образом, мы получили, что если увеличивать показатели, входящие в толерантность как черту личности, то и значение показателя толерантности будет возрастать. Следовательно, использую данную модель, нам удастся контролировать толерантность как черту личности, влияя на ее проявления. В таблице 8 представлены результаты оценки для 2-х испытуемых (см. Таблица 8).

Следовательно, исходя из данной модели, мы пришли к выводу, что толерантность как черта личности состоит из совокупности черт, так же толерантность как черта личности может проявляться через данные черты личности.

Таблица 4

Регрессионная модель для толерантности как черты личности

( для двух испытуемых)

Показатели

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Свободный член

17,7

17,7

B(X1) (интеллект)

7

2

Уровень эмпатии (X2)

32

10

A(X3) (отзывчивость  тчужденность)

10

6

Q4(X4) (напряженность - расслабленность)

9

5

F(X5) (рассудительность - беспечность)

12

4

C(X6) (эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость)

11

3

Q(X7) (тревожность- спокойствие)

2

8

Q2(X8) (самодостаточность-конформизм)

12

5

H(X9) (смелость-робость)

13

4

I(X10) (мягкость-жесткость)

8

2

Толерантность как черта личности

157,78

60,35

 

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что толерантность как черта личности, состоит из совокупности черт, следовательно проявляется чрез представленные черты личности. После того, как мы выявили из каких черт состоит толерантность как черта личности, мы можем говорить о ее проявлениях.

С помощью метода сопряженности были выделены 3 наиболее часто выбираемые черты толерантной личности, по мнению респондентов 3-х групп. Воспитанники губернаторского лицея-интерната считают, что толерантная личность должна обладать данными чертами : терпение (36,6 %), доброжелательность (30 %) и умение не осуждать других (30 %). Воспитанники детского дома считают, что толерантная личность должна обладать данными чертами: терпимость к различиям (60 %), расположенность к другим (36,6 %), терпение (30 %). Ученики Городского классического лицея считают, что толерантная личность должна обладать данными чертами: терпимость к различиям (46 %),  гуманизм (40 %) и способность к сопереживанию, эмпатии (40 %).

Представление о чертах толерантной личности в каждом из рассмотренных учреждений различны, но есть и сходства, тех, например, воспитанники лицея-интерната и детского дома, считают, что одной из важных черт толерантной личности является терпение. Воспитанники детского дома и Городского классического лицея считают, что одной из важных черт толерантной личности является терпимость к различиям. В целом можно заключить, что сформированность представлений о чертах толерантной личности у каждой группы индивидуальное.

Таким образом, гипотеза о существовании различий в особенностях проявления толерантности в юношеском возрасте у воспитанников учреждений закрытого типа подтвердилась. Существуют значимые отличия уровня толерантности, уровня эмпатии, терпимости у воспитанников лицея-интерната, детского дома, и учащихся Городского классического лицея. Было выяснено, что пол и место проживания влияют на толерантность как черту личности. Притом наибольшее влияние на толерантность как черту личности, снижая уровень, оказывает проживание в детском доме. Так же было выяснено, что пол и место проживания влияют на уровень эмпатии. Притом наибольшее влияние на уровень эмпатии, снижая уровень, оказывает проживание в детском доме. Выделены следующие особенности проявления толерантности в юношеском возрасте у воспитанников учреждений закрытого типа:

В детском доме проявления толерантности слабо выражены, скорее речь идет о проявлениях интолерантности, которая выражается через данные показатели: узкий спектр интеллектуальных интересов, низкий уровень эмпатии, обособленность, конфликтность, упрямство, подозрительность, эмоциональная сухость, тревожность,, невыдержанность, конформизм, черствость, грубые высказывания и передразнивания.

В Губернаторском лицее-интернате проявления толерантности выражаются через данные показатели: высокий уровень интеллекта, быстрое обучении, высокий уровень эмпатии , доброта, легкость в общении, адаптивность, открытость, доверчивость,  импульсивность , ранимость, эмоциональная неустойчивость, боязнь высказать свое мнение, ранимость, независимость от мнения группы, самостоятельность.

Таким образом, стало наглядным, что проявления толерантности в учреждениях закрытого типа различны.

 


Список литературы

 

1. Асмолов, А. Г., Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов., Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М., 2001. -      С. 8-18.

2. Кондратьев, М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений [Электронный ресурс] / М. Ю. Кондратьев. - URL:  http://lib.convdocs.org/docs/index-48588.html?page=5.

3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.

4. Мухина, В. С., Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина.  -  М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.

5. Яницкий, М. С. Ценностное измерение массового сознания / М. С. Яницкий // Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - 237 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров работы: 3610