МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Обыденкова В.К. 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье раскрываются особенности межличностного восприятия как социально-психологического феномена в контексте киберсоциализации человека в интернет-среде, описываются его основные механизмы и содержательные составляющие. Дается сравнительный анализ межличностного восприятия в реальной среде и в киберпространстве, затрагивается вопрос динамики межличностного восприятия при изменении пространства общения.

Ключевые слова: интернет-среда, киберсоциализация, восприятие (перцепция), межличностное восприятие (межличностная перцепция), механизмы межличностного восприятия (аттракция, идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция, стереотипизация), динамичная информация, статичная информация.

В современном мире Интернет стал доступен практически каждому. Его можно определить как глобальную электронно-информационную систему, которая существует на основе объединения компьютеров по всему миру. Если во второй половине XX века компьютерные сети носили исключительно информационную функцию, представляя собой средство хранения и передачи данных преимущественно научного и делового типа, то Интернет конца XX – начале XXI века превращается в социальное явление, одно из самых распространенных средств общения людей в стремительно развивающемся обществе. Он становится новым своеобразным «жизненным пространством» со своими «обитателями» и особенностями коммуникативного процесса1. В Интернете человек может получать опыт взаимодействия с агентами социализации, участия в сообществах людей, деятельности, в т.ч. получения, создания, обработки и передачи информации. Тем самым Интернет наравне с реальным пространством может влиять на жизненный путь человека, особенности его поведения как в реальной, так и в виртуальной среде. С целью описания феноменов социализации человека в интернет-пространстве В.А. Плешаковым введено в научный оборот понятие киберсоциализации. Под киберсоциализациейчеловека понимают «процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности»2.

Подобные изменения затрагивают весь психосоциальный пласт человека: особую трансформацию претерпевают психические процессы и, как следствие, их участие в социальной жизни индивида. Основой ориентировки человека в окружающем мире является ощущение. Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.3 Комплекс ощущений в свою очередь является основанием человеческого восприятия (или перцепции, от лат. perceptio), которое в психологии понимается как отражение предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств в виде целостных чувственных образов.4 В интернет-среде особая роль отводится зрительному каналу восприятия, остальные задействованы в значительно меньшей степени. Поэтому мы вправе полагать, что интернет-пространство оказывает существенное влияние на процессы восприятия, в особенности межличностного восприятия (восприятия внешних признаков человека, соотнесения их с его личностными характеристиками и интерпретации на этой основе его поступков).5 Основные свойства межличностного восприятия как частного случая восприятия реализуются в процессе интернет-взаимодействия, но имеют ряд особенностей. Так, мы можем наблюдать выражение предметности восприятия за счет наличия опорных данных для причисления воспринимаемого человека к определенной категории людей (например, пол, возраст, сведения об учебных заведениях и работе на странице в социальной сети Интернета). Целостность образа воспринятого субъекта создается в ходенепосредственного восприятия; анализ отдельных свойств личности, внешних элементов происходит уже на уровне мышления или бессознательного соотнесения с имеющимся опытом. В киберпространстве работает несколько иной механизм: целостность достигается благодаря интеграции отдельно воспринятых элементов страницы пользователя социальной сети, однако после формирования его образа возможен анализ его отдельных свойств.Данный процесс ускоряется при вступлении с воспринимаемым в диалог и обусловливает такие свойства восприятия как структурность и константность. Для межличностной перцепции в контексте киберсоциализации характерна также осмысленность, поскольку воспринимающий имеет соответствующие реакции и отношение к презентуемой пользователем информации и к нему самому. Апперцепция проявляется в субъективности восприятия одного человека другим в социальных сетях интернет-среды, которая основана как на его реальном, так и виртуальном опыте общения.Сходное проявление основных свойств восприятия является подтверждением сходства общения и познания другого человека в рамках интернет-среды и ситуации реального взаимодействия. Однако следует учитывать и различия межличностного восприятия в реальной и виртуальной среде. Одним из основных различий межличностной перцепции в реальности и киберреальности является отсутствие ситуации «здесь-и-сейчас», т.е. одновременной интеракции. Так, взаимодействие в реальности предполагает то, что информация, передаваемая коммуникатором, поступает к реципиенту в то же время. Это по своей большей части двусторонний процесс, в котором оба субъекта общения проявляют активность за счет коммуникации, непосредственного восприятия и смены ролей. Межличностное восприятие в киберпространстве не всегда предполагает наличие общения, диалога в данный момент времени. Оно осуществляется во многом за счет просмотра воспринимающим страницы воспринимаемого, на которой отражена информация о последнем. Это позволяет составить впечатление о нем. В этом случае воспринимающий занимает более активную позицию в процессе взаимодействия. Наличие диалога восстанавливает стандартную схему общения. Тем не менее, практически полное отсутствие невербальной информации обедняет эмоциональную составляющую общения, что затрудняет перцепцию.

Еще раз отметим, что в интернет-пространстве очевиден рост значимости зрительной информации, в т.ч. текстовой по сравнению с ситуацией общения в реальности. Информация, сообщенная обладателем страницы социальной сети в киберпространстве, обладает статичными свойствами и приобретает динамичные только после восприятия ее или ее элементов другим пользователем социальных сетей. Динамичная информация о человеке в киберпространстве – переписка, комментарии, поведение в сети. Она развивается за счет субъективного восприятия статичной информации конкретным человеком. Статичная – то, что априори находится на странице пользователя в социальной сети и не зависит напрямую от взаимодействия с другими (например, изображения, заметки, файлы).

В 2012 году нами было проведено исследование межличностной перцепции, опосредованной киберпространством, в котором был раскрыт ряд особенностей интернет-общения6. Суть эксперимента заключалась в том, что три группы испытуемых давали характеристику незнакомому им человеку по ряду критериев, затрагивающих основные сферы его личности, социальной жизни и поведения (эмоциональную, когнитивную, речевую и поведенческую стороны; самосознание и личностные качества, особенности отношения к окружающему миру (в т.ч. интроверсию и экстраверсию) и другим людям, ценности и морально-нравственные устои, деятельностный аспект, интересы, а также первое впечатление респондентов о нем и представление о возможных взаимоотношениях с ним). Первая группа испытуемых познакомилась с наблюдаемым субъектом в реальной среде, вторая изучала его страницу в социальной сети, а третья составила о нем представление в ходе непосредственного общения, после чего получила возможность ознакомиться с его страницей в социальной сети. Суждения испытуемых записывались ими согласно вопроснику, в котором были отражены основные критерии оценки. Контент-анализ полученных материалов позволил сделать выводы, во-первых, касательно различий межличностного восприятия в реальной и интернет-среде (данные первой и второй групп), во-вторых, отследить динамику развития первого впечатления о субъекте (данные третьей группы).

Так, первое впечатление о человеке в рамках межличностной перцепции, сформированное в реальной среде, в киберпространстве претерпевает изменения в 83% случаев (при этом из них в 33,5% случаев мы наблюдали улучшение впечатления о человеке, в 50% - стремление к нейтральному восприятию, в 16,5% - ухудшение мнения). Существенна трансформация и в других динамических характеристиках (изменяющихся во времени и зависящих от обоих субъектов восприятия): представлениях о потенциальных взаимоотношениях с ним (67% изменений, из них в 75% - улучшение, в 25% - стремление к нейтральности или отсутствию каких-либо отношений), его эмоциональной стороне (67% ответов расширились или углубились), проявлениях особенностей психологического типа (67% испытуемых уточнили или поменяли свои суждения). Следует сделать особое уточнение, что психологический тип является сам по себе статичной характеристикой, однако его внешние (поведенческие, эмоциональные) проявления динамичны, поэтому мы относим данный аспект к динамичным характеристикам. Относительно статичные характеристики (личностные качества (16,5% изменений суждений), базовое отношение индивида к окружающим (33%), умственное развитие и мышление (33%)) в киберпространстве воспринимаются в сравнительно большей зависимости от ситуации взаимодействия в реальности. И в этом случае велико действие эффекта первичности. В общем плане первое впечатление о субъекте в реальной среде трансформируется в социальной сети интернет-среды в сторону нейтрализации эмоционального отношения и обобщения полученной информации. Это происходит за счет того, что представление о субъекте в реальной среде наиболее полно и разнообразно, а в киберпространстве при восприятии того же субъекта происходит процесс обобщения, который приводит к количественному уменьшению деталей воспринятого образа. Отсутствие непосредственного контакта и невербальной информации не позволяет развивать созданное при первом контакте эмоциональное отношение (с любым знаком), что и приводит к нейтральному восприятию.

Наибольшей точности достигает восприятие в киберпространстве психологического типа собеседника и картины его взаимоотношений с окружающими. Это обусловлено тем, что насыщенность страниц социальных сетей различной информацией и публичными диалогами является своего рода проекцией более широкого плана социальной жизни индивида и его психологических особенностей. К примеру, в социальной сети можно без труда отследить направленность человека на внешний мир (признак экстраверсии) или на собственный, внутренний (признак интроверсии). Детальность и высокая структурированность информации о человеке в интернет-среде повышает точность представлений воспринимающего о нем, однако в большей степени в когнитивном плане. Характер и уровень мышления пользователя Интернета отслеживается с затруднениями, восприятию доступна статичная фактическая информация и лишь изредка можно обнаружить полноценное развитие его мысли. Гипотетически это возможно, если воспринимаемый является автором регулярных заметок и участником дискуссий, ведет блог. Это справедливо и для восприятия его ценностных ориентаций. Аффективный компонент присутствует в формировании представления об эмоциональной жизни индивида: его изображения и фотографии презентируют ее в статике.

Также стоит обратить внимание на немаловажный аспект межличностного восприятия – его механизмы (идентификация, эмпатии, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция, стереотипизация). Идентификация является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком в процессе межличностной перцепции. В онтогенезе личности овладение идентификацией как способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстрариоризационная идентификация), как способностью приписывать себе особенности, склонности и чувства других, а также переживать их как свои (интериоризационная идентификация), ведет к формированию механизмов социального поведения, к установлению отношений с другим человеком на положительных эмоциональных началах.7 Эмпатия - это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Рефлексия близка к понятию эмпатии, однако имеет более индивидуалистический оттенок: «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».8 Аттракция - особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент9 положительного оттенка. Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижение гипотез о его эмоциях, мотивах, намерениях, качествах личности. Как правило, этот механизм выражается в приписывании воспринимаемому причин того или иного поведения. Стереотипизация - восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.

Данные механизмы межличностного восприятия проявляются как в реальной среде, так и в киберпространстве, однако последнее влияет на интенсивность этого проявления.

На основании полученных по результатам эксперимента данных (Рис.1), можно заключить, что аттракция (t на графике) и эмпатия (em) более выражены (почти в два раза) при восприятии человека в реальности. Это объясняется тем, что данные механизмы предусматривают аффективную и интерактивную, в т.ч. активную невербальную составляющие общения. В киберпространстве их выраженность значительно снижается за счет физической непредставленности собеседников, поэтому аттракция и эмпатия реализуются за счет компенсации первичного целостного эмоционального восприятия интеграцией отдельных впечатлений, основанных на восприятии графической информации. Рефлексия (r) также имеет большую выраженность в реальной среде, т.к. в ее основе лежит также взаимодействие, в ходе которого возможно прояснить отношение воспринимаемого к воспринимающему, особенности его перцепции. Статичная информация, представленная в социальной сети интернет-среды, лишь отчасти располагает такими возможностями, в основном благодаря переводу ее в динамичную при восприятии субъектом. Информация, получаемая от человека в реальной среде, изначально имеет динамический характер, что позволяет с большей легкостью реализовывать механизм рефлексии.

Действие механизма идентификации (id) в киберпространстве крайне незначительно, однако в реальной среде имеет высокую интенсивность проявления. Идентификация в виртуальной среде возможна при наличии большей интеракции и формировании воспринимающим образа субъекта на протяжении более длительного времени. Это значит, что для реализации этого механизма необходима значительная доля динамичной информации. В реальной среде даже в ситуации формирования первого впечатления такой процесс упрощается за счет изначально динамического характера получаемой информации.

Напротив, каузальная атрибуция (ka) в киберреальности проявляется почти в два раза чаще, чем в реальности. Этот механизм позволяет восполнять пробелы в знаниях о субъекте, которые в большей степени имеют место в интернет-среде за счет трансформации свойства целостности при изменении пространства восприятия. Механизм стереотипизации (s) имеет в своей основе представления о существовании определенных категорий людей, которым априори свойственны соответствующие характерные особенности. Интернет-среда и, в частности, социальные сети наиболее полно отражают принадлежность людей к категориям (наличие в анкете разделов «возраст», «учебное заведение», «место работы», «основная деятельность» и др.), поэтому процесс стереотипизации в киберпространстве не уступает реальному, и изменения интенсивности его проявления при восприятии субъекта посредством Интернета незначительны.

Интересен также сравнительный анализ межличностного восприятия в условиях киберпространства при наличии и отсутствии опыта взаимодействия субъектов в реальной среде. Ряд характеристик воспринимаемой личности наилучшим образом раскрывается при первичной перцепции в киберпространстве: представления об эмоциональной стороне субъекта, базовом отношении к людям, личностных качествах, самопрезентации, письменной речи, интересах, деятельности, морально-нравственной сфере. Это объясняется отсутствием стремления к обобщению при наличии знаний, полученных в реальной среде; а также активностью воспринимающего и концентрацией на изучении информации на странице пользователя социальной сети интернет-среды. В обратном случае появляется тенденция к созданию целостного образа воспринятого. При вторичной перцепции (с имеющимся опытом общения в реальной среде) более выраженными по сравнению с первичной являются оценочные характеристики воспринимаемого. Наиболее интенсивное действие аттракции, рефлексии, каузальной атрибуции и эмпатии наблюдается при первичном восприятии человека в киберпространстве (Рис.2). Идентификация находится на низком уровне в связи с отсутствием физической представленности воспринимаемого субъекта, в случае наличия предыдущего опыта реального общения ее значение возрастает. При вторичном восприятии субъекта работа остальных перечисленных механизмов снижается по сравнению с первичным восприятием в киберпространстве.

Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод: в интернет-среде преобладает работа механизмов, зависящих преимущественно от воспринимающего субъекта, в реальном пространстве - от процесса и результата активной интеракции. Снижение эмоциональной составляющей общения и, как следствие, возможностей познания другого человека компенсируется более интенсивным действием каузальной атрибуции, которая помогает создать привычный человеческому восприятию целостный образ. В реальной же среде в наиболее полной мере реализуется потенциал эмоционального и невербального общения.

Общим заключением нашего исследования является тот факт, что межличностная перцепция в контексте интернет-среды имеет потенциал к:

  • формированию в большинстве случаев нейтрального отношения к воспринимаемому человеку,

  • более эффективному и точному изучению взаимоотношений воспринимаемого человека с другими людьми,

  • сравнительному увеличению деталей личности и ее жизнедеятельности,

  • развитию более точных и обоснованных представлений о психологическом типе воспринимаемого (интроверсии/экстраверсии),

  • более эффективному восприятию статичной и фактической информации,

  • созданию представления об эмоциональной стороне, поведении и речи человека (в статике).

В реальном же общении на первый план выступают такие аспекты как:

  • создание целостного образа воспринимаемого,

  • расширение гаммы положительных, отрицательных и нейтральных представлений о человеке,

  • представление об эмоциональной стороне, поведении и речи человека (в динамике),

  • более точное и эффективное восприятие особенностей умственного развития и мышления субъекта,

  • расширенное представление о ценностях и морально-нравственных установках воспринимаемого.

Результаты сравнительного анализа содержательных характеристик межличностного восприятия в реальной среде и киберпространстве занесены нами в таблицу (Таблица 1):

Таблица 1. Различия в межличностной перцепции с учетом пространства восприятия

Параметры анализа различий в межличностном восприятии

Реальное

пространство

Киберпространство социальных сетей

Отношение к воспринимаемому

расширение гаммы представлений

нейтральное

Образ воспринимаемого

целостный

детальный

Характер воспринимаемой информации

динамичный

статичный

Представления об эмоциональной стороне, поведении, речи воспринимаемого

динамичные

возможны в статике

Представления об умственном развитии и мышлении воспринимаемого

расширены

затруднены

Представления о ценностях и морально-нравственных установках воспринимаемого

расширенные

стереотипные

Представления о взаимоотношениях воспринимаемого с другими людьми

ситуативные

направленные, более точные

Что касается работы механизмов межличностной перцепции, в социальных сетях интернет-среды преобладает действие каузальной атрибуции. В реальном пространстве более выражено действие механизмов, зависящих от процесса и результата активной интеракции и, соответственно, непосредственно динамичной информации (аттракция, эмпатия, рефлексия, идентификация). Стереотипизация в силу своих особенностей проявляется одинаково в том и другом пространстве межличностного общения. Кроме того, справедливо заметить, что максимальная интенсивность проявления механизмов межличностной перцепции приходится на период формирования первого впечатления о партнере по общению.

На основе данных о межличностной перцепции в контексте киберсоциализации человека можно сформулировать рекомендации для повышения культуры самопрезентации пользователя Интернета (в частности, социальных сетей), что в положительном ключе повлияет на эффективность и точность восприятия его другими людьми.

  1. Создание разнообразия и качественное увеличение статичной информации. Например, размещение фотографий различной тематики. Предпочтительной является представление пользователя в своем круге общения, отражение его интересов и деятельности.

  2. Избегание перегруженности страницы малосодержательной и малозначимой информацией.

  3. Изменение информации в сторону ее приближенности к реальности. Например, в качестве аватара рекомендуется использовать фотографию, не обработанную в графических редакторах, отражающую: а) положительное настроение человека, б) его типичное состояние, окружение и внешний вид. Текстовый статус, подчеркивающий позитивное восприятие окружающего мира, повышает качество восприятия его другим пользователем.

  4. Избегание размещения в сети негативных сообщений.

  5. Интенсификация эмоциональной стороны личности в сети (учитывая п.2 и п.4). Она может включать в себя презентацию эмоциональных состояний, отношений посредством текстовых заметок или описание собственных чувств и эмоций в общении с конкретным пользователем социальной сети интернет-среды.

  6. Для избегания негативного влияния стереотипизации на восприятие пользователя другими возможно исключение сведений, относящих его к какой-либо категории людей. Например, не по возрасту умственно развитый юноша может избежать необоснованного и преждевременного суждения о своих способностях, не предоставляя информацию о своем паспортном возрасте на странице социальной сети.

  7. Снижение влияния каузальной атрибуции на восприятие другими людьми возможно за счет восполнения (добавления новой, вплоть до внешне противоречащей информации) аспектов или пробелов самопрезентации в социальной сети интернет-среды, которые подвергаются действию данного механизма. Пример: фотографии пожилого преподавателя, занимающегося спортом.

  8. Многократность взаимодействия с одним и тем же субъектом в социальной сети.

  9. Фильтрация информации на странице социальной сети с учетом категорий ее посетителей, ценностное разграничение понятий «друзья» в сети и реальности.

  10. Использование в социальной сети интернет-среды письменной речи, наиболее приближенной к письменной речи в реальной среде.

В заключении мы отмечаем, что проведенное нами исследование имеет теоретическую значимость для современной психолого-педагогической науки: оно привело к появлению данных об особенностях и трансформации межличностной перцепции посредством интернет-среды и дополнению существующих знаний об этом феномене. Межличностное восприятие в интернет-среде имеет отличия от межличностного восприятия в реальном пространстве. При этом межличностное восприятие в киберпространстве оказывает преобразующее влияние на сложившиеся в реальной среде представления о воспринимаемом субъекте. Мы обнаружили изменение восприятия динамических характеристик и сохранение восприятия статичных характеристик личности при переходе ситуации взаимодействия из реальной среды в виртуальную, а также то, что первое впечатление о субъекте в реальной среде трансформируется в социальной сети интернет-среды в сторону нейтрализации эмоционального отношения и обобщения полученной информации. В ситуациях отсутствия опыта общения с воспринимаемым субъектом при вступлении в пространство социальной сети интернет-среды прослеживается более эффективное восприятие статичной (в т.ч. фактической) информации, чем в реальной среде. Увеличивается количество деталей и особенностей воспринятой личности. Отношения воспринимаемого субъекта с другими пользователями также воспринимаются более развернуто и детально. Тем не менее, эмоциональное отношение к нему воспринимающего субъекта сглаживается, приближаясь к нейтральному. В реальном пространстве, наоборот, первое впечатление стремится в большей степени к целостности, чем к детальности, однако расширяется гамма эмоциональных представлений о воспринимаемом человеке. На первый план выступает восприятие динамичной информации. Механизмы межличностной перцепции имеют место как в реальной, так и в виртуальной среде, и мы объяснили интенсивность их проявления наличием ситуации первого впечатления, малостью эмоциональной составляющей общения и информации динамичного характера в интернет-среде.

С практической точки зрения исследование ценно наличием данных, которые позволят пользователю Интернета управлять самопрезентацией с целью повысить точность и эффективность его восприятия другими людьми. Перечисленные нами рекомендации имеют не только персональную значимость, но и социальную, общекультурную, отвечая требованиям динамично развивающегося Интернета как нового пространства жизнедеятельности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

  2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 1987. - 175 с.

  3. Горбунова М.Ю. Социальная психология. - М.: Владос, 2006. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/marina_yurevna_gorbunova/socialnaya_psihologiya

  4. Кон И.С. Социологическая психология. - Воронеж: МОДЭК, 1999. - 560 с.

  5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М: «Академия», 1997. - 496 с.

  6. Обыденкова В.К. Межличностное восприятие в контексте киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Сборник докладов VII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: ООДТП «Исследователь», 2012. – С. 309 – 313.

  7. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» - 2010. - Т. 16. - № 2.

  8. Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 25. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2006.

  9. Философская Энциклопедия. В 5 т. / Под редакцией Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия. 1960—1970. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

1 Плешаков В. А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 25. – М., 2006. – С. 23-25

2 Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» — 2010. — Т. 16. — № 2. — С. 15—18

3 Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – С. 117

4 Философская Энциклопедия. В 5 т. / Под редакцией Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия. 1960—1970 [Электронный ресурс] - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

5Горбунова М. Ю. Социальная психология. - М.: Владос, 2006. [Электронный ресурс] - http://fictionbook.ru/author/marina_yurevna_gorbunova/socialnaya_psihologiya

6 Обыденкова В.К. Межличностное восприятие в контексте киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Сборник докладов VII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: ООДТП «Исследователь», 2012. – С. 309 – 313

7 Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: «Академия», 1997. – С. 85

8 Кон И. С. Социологическая психология. – Воронеж: МОДЭК, 1999. – С. 348

9 Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987. – С. 83

Просмотров работы: 3639