АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОГО АУДИТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОГО АУДИТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Операционный аудит — это проверка любой части процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Иногда его называют еще аудитом результатов или управленческим аудитом. Проверка не ограничивается бухгалтерским учетом и включает также изучение организационной структуры, методов производства, инвестиционной и маркетинговой политики, целевых программ и др. Так, при проверке экономии и эффективности оценивается целесообразность приобретения, сохранность и использование предприятием своих ресурсов (штат работников, имущество). По результатам аудита администрации выдаются рекомендации по совершенствованию операций.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» существуют отдельные категории хозяйствующих субъектов, для которых проведение общего аудита, предполагающего независимую проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, является обязательным. Несмотря на то, что общий аудит в любом случае проводится на основе выборок, проверке подлежат все участки бухгалтерского учета организации.

Цель операционного аудита - представление рекомендаций по эффективному использованию ресурсов предприятия и способов их реализации. Операционный аудит основан на разработке специальных критериев независимого анализа, которые требует руководство предприятия. Объектами операционного аудита являются отдельные стороны хозяйственной деятельности:

  • аудит налоговых расчетов (оптимизация налоговых расчетов);

  • аудит капитальных вложений (рекомендации по управлению и организации капитальных вложений);

  • аудит должной добросовестности (проверка заемщиков при кредитовании банком и т.д.);

  • аудит использования имущества (рекомендации по эффективности и целесообразности использования);

  • аудит связанных сторон (рекомендации по контролю и ценообразованию финансовых операций связанных сторон);

  • аудит изменения тарифов (проверка экономической обоснованности изменений).

Операционный аудит проводится как проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. Результатом аудита является передача управленческому персоналу рекомендаций по совершенствованию деятельности. Особенности операционного аудита

Целесообразность операционного аудита на предприятии будет иметь смыл, только тогда:

  • когда попадают (или предполагают, что могут попасть) в конфликтую ситуацию с органами власти (напр. Налоговой инспекцией), с профсоюзами, работниками, потребителями, своими партнерами и пр.;

  • когда ищут совета по расширению предприятия, внедрения достижений науки, возможностей улучшения ассортимента или сокращения затрат;

  • когда сталкиваются с проблемами безопасности имущества предприятия или коммерческих тайн;

  • когда желают усовершенствовать управленческий учет, улучшить финансовые показатели предприятия или узнать правила определения границ безопасного займа;

  • когда заинтересуются применением методов "наиболее слабого звена" или "точки перелома" на практике;

  • когда желали бы поднять производительность труда, оптимизировать трудовые и другие ресурсы, их использование;

  • когда возникает потребность получить различные юридические консультации (в том числе по вопросам европейского законодательства) или решить проблемы задолженностей;

  • когда следует сравнить услуги, предоставляемые финансовыми учреждениями, или вести с этими учреждениями переговоры о предоставлении таких услуг;

  • когда возникает потребность учредить филиал, представительство компании, дочернее предприятие (напр. в свободной экономической зоне) или приобрести (присоединить) конкурирующую компанию.

  • когда возникают сомнения в положениях заключаемого договора, или когда есть намерение расторгнуть ранее заключенный договор.

Для предприятий подтверждение отчетности независимым аудиторским заключением, позволит занять более выгодную позицию на рыке упростит взаимоотношения с налоговыми органами, таможней, банками, государственными учреждениями, а рекомендации аудиторов по результатам проверки помогут Вам вести свой бизнес более безопасно и эффективно, оптимизировать учет и налогообложение. Для инвесторов проведение независимой аудиторской проверки позволит минимизировать риски инвестирования, получить объективную информацию для принятия решений об осуществлении инвестиций – приобретение акций, долей, создание совместных предприятий.

Технология проведения операционного аудита

Процедуры проверки, включаемые в программу аудита, зависят от организационной структуры проверяемого субъекта, видов его деятельности (розничная торговля; оптовая торговля; наличие внешнеэкономической деятельности — экспорт / импорт) и других факторов (например, среднее количество обрабатываемых за месяц документов, количество персонала, в т. ч. бухгалтерского, степень автоматизации учета, наличие контрольных процедур по получению и созданию документов и т. д.).

Процесс проведения аудита торговой организации можно разделить на четыре полных этапа.

1. Работа по изучению учредительных и организационных документов предприятий.

На данном этапе проверяется наличие и соответствие законодательству учредительных документов организации, решения о назначении исполнительного органа. Изучаются договоры аренды торговых площадей (с точки зрения правомерности ведения предприятием торговой деятельности на занимаемых площадях); действующие разрешения на право торговли (если таковые требуются), сертификаты и иная разрешительная документация.

2. Оценка системы внутреннего контроля предприятия.

Согласно федеральному Правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.

Система внутреннего контроля включает:

  1. систему бухгалтерского учета

  2. контрольную среду

  3. отдельные средства контроля

На данном этапе проводятся:

  • оценка оптимальности организационной структуры предприятия для целей организации бухгалтерского и налогового учета,

  • проверка наличия организованной и функционирующей системы бухгалтерского учета и сохранности документов;

  • проверка наличия и применения процедур, необходимых для совершения хозяйственных операций и контроля за их совершением,

  • проверка соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности предприятия.

Для оценки внутреннего контроля аудиторы, как правило, исследуют также документы, запрашиваемые у предприятия: приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность товарно — материальных ценностей (ТМЦ); договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность ТМЦ; график документооборота; утвержденный приказом руководителя организации приказ о назначении лиц, имеющих право подписи финансовых и прочих документов.

На основе анализа представленных документов и по результатам проведенных контрольных процедур, делаются выводы о соответствии или несоответствии системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности предприятия.

3. Аудит хозяйственной деятельности организации.

Третий этап является основным и наиболее объемным при проведении аудита торговой организации. Условно он подразделяется на подэтапы, в ходе проведения, которых изучаются и оцениваются порядок оформления первичной документации, правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, соответствие проводимых операций действующему законодательству, правильность расчета налоговых обязательств перед бюджетом.

Прежде чем приступить к проверке, аудитор изучает и анализирует учетную политику торговой организации и ее соответствие действующему законодательству в области бухгалтерского учета и налогообложения. В дальнейшем, при проведении аудита проверяется, соблюдает ли бухгалтерия предприятия на практике методы и способы ведения учета, изложенные в учетной политике.

Затем, продолжая аудиторскую проверку, аудитор проводит:

3.1. Аудит основных производственных фондов предприятия.

В процессе проверки рассматриваются вопросы правильности формирования первоначальной стоимости основных средств, порядка отражения на счетах бухгалтерского учета основных средств, соответствия оформления первичных учетных документов по их поступлению и выбытию требованиям нормативных актов, ведения налогового учета основных средств.

Для этого изучаются первичные документы, в т. ч. договоры на приобретение имущества, регистры бухгалтерского учета, а также материалов инвентаризации, проводится опрос материально-ответственных лиц.

Задача аудитора — выявить нарушения, оценить их последствия и дать рекомендации по исправлению ошибок.

3.2. Аудит материально-производственных запасов предприятия (товаров).

Основное внимание при проверке учета товарно-материальных ценностей уделяется вопросам формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов (и, прежде всего, товаров), порядку документального оформления их оприходования и выбытия при реализации, а также в иных случаях.

Аудиторами проверяются и исследуются:

  • доказательства наличия товарных запасов на складах предприятия (в отдельных случаях аудиторы могут участвовать при проведении инвентаризации товаров),

  • оформление первичных документов на приход и расход товаров,

  • организация бухгалтерского и складского учета,

  • формирование себестоимости приобретаемых товаров, в т. ч. в рамках импортных контрактов,

  • организация и контроль списания товаров при продаже, методы оценки товаров при реализации.

3.3. Аудит формирования расходов на продажу предприятия.

Задача аудита на данном подэтапе проверки — выявить все нарушения, проблемные и спорные места в учете расходов и дать обоснованные рекомендацию по признанию затрат в бухгалтерском и налоговом учете.

3.3.1. АУДИТ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ В РАЗРЕЗЕ СТАТЕЙ ЗАТРАТ. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.

Прежде всего, объектами аудита являются оправдательные документы, которые согласно п. 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Также наличие правильно оформленных первичных документов важно и с точки зрения подтверждения квалификации затрат как налоговых, руководствуясь статьей 252 НК РФ.

Аудиторы проверяют:

  • соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне;

  • наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;

  • правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;

  • наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

  • правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;

  • правильность отражения документов в учетных регистрах.

В ходе проведения аудита изучаются и исследуются документы, подтверждающие осуществление торговой организацией расходов, а также оценивается их экономическая обоснованность и целесообразность по следующим направлениям:

  • материальные расходы: учет расходов на организацию торговли и содержание складского хозяйства;

  • расходы на оплату труда: наличие трудовых контрактов и (или) коллективного договора с работниками, правомерность и обоснованность начисления премий и других вознаграждений по результатам работы, компенсаций; оформление документов по расчету и выплате заработной платы;

  • прочие расходы: аренда производственных, офисных и складских помещений, расходы на услуги связи, расходы на обучение работников и т. п.

3.3.2. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ.

Ведение организацией торговой деятельности, безусловно, приводит и к определенной специфике расходов, свойственной этой отрасли.

Так, в составе расходов большинства торговых компаний существенно место занимают:

  • транспортные расходы, осуществляемые в процессе приобретения и реализации товаров.

Аудиторы с особой тщательностью изучают и оценивают документы, подтверждающие такие расходы, а также проверяют правомерность «транспортной» составляющей в продажной цене товара в зависимости от базисных условий поставки в договорах с поставщиками или покупателями;

  • расходы на предторговую подготовку товара;

  • расходы на рекламу, маркетинговые исследования и продвижение товаров.

Прежде всего, изучаются документы, подтверждающие связь расходов с торговой деятельностью предприятия, текущий характер расходов, полноту документов (наличие актов на оказанные услуги, отчетов по маркетинговым исследованиям, образцов рекламной продукции).

3.4. Аудит взаимоотношений и расчетов с заказчиками и покупателями товаров.

Как правило, аудиторская проверка на данном подэтапе идет по двум направлениям:

3.4.1. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ:

  • производится анализ договоров (условия и базис поставки, условия оплаты), в т. ч. внешнеэкономических контрактов,

  • проверяется наличие и соответствие учетным данным актов сверок с покупателями; — особое внимание уделяется проведению расчетов путем взаимозачетов, расчетов ценными бумагами, проведением факторинговых операций, погашению обязательств иными способами (прощение долга, новация), т. к. именно при отражении в учете таких операций выявляется наибольшее количество ошибок и нарушений в бухгалтерском и налоговом учете;

  • изучается документальное оформление операций по отгрузке товаров;

  • осуществляется выборочная проверка своевременности, правильности и обоснованности учета доходов от реализации.

3.4.2. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ:

  • изучается организация работы с наличными денежными средствами: применение контрольно-кассовой техники, оформление документов, ведение кассовых операций;

  • проверяется своевременность признания выручки, а также расчетов с покупателями при возврате товаров;

  • документальное оформление передачи товаров в отделы розничных продаж.

3.5. Аудит и анализ расчетов предприятия с поставщиками и контрагентами: наличие договоров, обоснованность и своевременность платежей.

Проверка по счетам расчетов, возникших в результате осуществления предприятием хозяйственной деятельности, должна осуществляться по следующим направлениям:

  • наличие и правильность оформления договоров и других документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей, выполнению работ (услуг);

  • правильность и полнота оплаты полученных материальных ценностей, документально подтвержденный факт их поступления.

Необходимо выяснить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Кроме того, аудитор обязан установить:

  • не пропущены ли сроки исковой давности по задолженностям;

  • принимались ли меры, и какие, для погашения задолженности;

  • составлялись ли акты выверки взаиморасчетов с контрагентами;

  • наличие графиков погашения задолженности и писем (актов, уведомлений), в которых дебиторы признают свою задолженность;

  • велась ли претензионно-исковая работа;

  • осуществлялся ли контроль исполнения договорных обязательств.

Проверке также подлежит неистребованная кредиторская задолженность.

3.6. Проверке формирования прибыли предприятия и ее использования, а также налогообложению финансовых результатов деятельности предприятий.

В ходе проверки изучается и анализируется:

  • динамика прироста прибыли (в сравнении с предыдущими финансовыми годами); — направления расходования прибыли (выплата дивидендов, рефинансирование развития производства: строительство новых объектов, приобретение производственных фондов);

  • обоснованность и правомерность формирования фондов.

3.7. Аудит расчетов предприятия с бюджетом в части прочих налоговых обязательств (налог на добавленную стоимость, налог на имущество, единый социальный налог и другие).

В ходе аудита осуществляется проверка правильности формирования налоговой базы по налогам и правильность заполнения налоговых деклараций.

Как правило, по результатам аудиторских проверок предприятия вносят коррективы в данные бухгалтерского и налогового учета, производят перерасчеты налогов и представляют уточненные налоговые декларации в контролирующие органы, что позволяет им в дальнейшем избежать финансовых санкций при налоговых проверках.

Напомним, что вносить исправления нужно до того, как налоговая инспекция обнаружит ошибки или назначит проверку. Кроме того, доначисленный налог и пени также придется уплатить самостоятельно до подачи исправленной декларации. В этом случае предприятие в соответствии со статьей 81 НК РФ освобождается от ответственности.

4. Подготовка отчета по результатам проведенного аудита.

На четвертом, заключительном, этапе обрабатываются полученные аудитором доказательства нарушений и ошибок, оценивается их влияние на налоговые обязательства компании и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При проведении обязательного аудита результаты аудиторской проверки оформляются специальным аудиторским заключением. Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке.

Если же проводится инициативный аудит то, как правило, ограничиваются только таким отчетом, в котором подробно рассматриваются все выявленные ошибки, проводится их анализ, даются рекомендации по их исправлению.

Возможные проблемы при проведении операционного аудита

При любой проверке могут возникнуть ряд погрешностей, которые могут повлиять на результирующую аудита. Однако, если учитывать их сразу, при проведении аудита, шанс их возникновения практически нулевой.

Итак, разберем проблемы поэтапно. Возьмем наиболее острые проблемы, возникающие при аудиторской проверки торговых предприятий:

  • Этап 2. Оценка системы внутреннего контроля предприятия.

Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля торговой организации с целью выявления всех возможных недостатков.

  • 3.1 Аудит основных производственных фондов предприятия.

Несмотря на кажущуюся простоту подхода к учету основных средств, при проверке этого раздела обнаруживается множество ошибок.

Так, например: неверно формируется первоначальная стоимость основных средств для целей бухгалтерского и/или налогового учета; основные средства классифицируется не по тем амортизационным группам, к которым фактически относятся, что влечет за собой искажения в расчете налоговых амортизационных отчислений; ненадлежащим образом оформляются документы по учету и движению основных средств на предприятии; не составляются или составляются несвоевременно акты на ввод в эксплуатацию основных средств (обратим внимание, что согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденному Приказом Минфина РФ от 28.07.1998г. № 34н, первичные учетные документы должны быть составлены непосредственно в момент совершения операции или сразу же после её окончания, т. е. документы должны быть распечатаны (если они формируются с использованием вычислительной техники) и подписаны ответственными лицами в момент ввода в эксплуатацию основного средства, а не по окончании года, как это делается бухгалтериями организаций в большинстве случаев).

  • 3.2. Аудит материально-производственных запасов предприятия (товаров).

Следует отметить, что практика проведения аудиторских проверок торговых организаций показывает, что наиболее типичными и весьма распространенными ошибками и нарушениями являются: Использование неунифицированных форм документов на приход и расход товаров (применение накладных, не соответствующих формам ТОРГ-12 и 1-Т); неправильное формирование фактической стоимости товаров, приобретаемых по импортным контрактам; недостаточно конкретные условия договоров на поставки и продажи, которые бы определяли базис поставки и момент перехода прав собственности (что влияет на порядок признания выручки и списания или оприходования товаров на баланс организации); кроме того, при большой номенклатуре товаров возникают проблемы по правильному списанию стоимости покупных товаров в соответствии с принятой учетной политикой. В результате возможны существенные отклонения при расчете налога на прибыль.

  • 3.3. Аудит формирования расходов на продажу предприятия.

Немало проблем у бухгалтеров торговых предприятий вызывает правильность распределения и классификации затрат: на себестоимость товаров либо к расходам на продажу. Учитывая распространение в последнее время крупных торговых сетей, которые выдвигают особые требования к поставщикам товаров (в части возложения на них ряда расходов), часто встают вопросы о правомерности признания в налоговом учете торговых организаций таких расходов, как «взносы за право поставки товаров», или «взнос на открытие магазина», или «плата за введение в ассортимент новых позиций товаров», а также вопросы учета скидок, бонусов, вознаграждений за покупки товаров и т. п.

Принимая во внимание недостаточно четкие формулировки налогового законодательства в части перечня расходов, а также противоположные мнения официальных органов по этим вопросам, высказываемым в письмах и ответах на частные запросы, бухгалтеру зачастую сложно определиться с тем, как учитывать и расценивать подобные затраты.

Возникают проблемы с надлежащим оформлением тех или иных расходов на продажу товаров, например, расходов на хранение товаров, доработку или упаковку товаров, если эти услуги оказываются сторонними организациями.

  • 3.3.2. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ.

В зависимости от целей, которые преследует организация, состав маркетинговых расходов может быть разным. К ним можно отнести: расходы на исследование конъюнктуры рынка; сбор информации, связанной с реализацией товаров; предоставление различных видов скидок и т. д. Все эти цели, а также проводимые для их достижения мероприятия организации целесообразно оформлять одним организационно-распорядительным документом — «Положением о маркетинговой политике организации, разработка которого позволяет документально оформить и экономически обосновать маркетинговые расходы».

Организации не считают нужным принимать такой документ, что может сыграть отрицательную роль и привести к дополнительным объяснениям с налоговыми органами при проводимых ими проверках;

расходы на хранение и складирование товаров (прежде всего, сторонними организациями).

В учете таких расходов выявляется наибольшее количество нарушений в части составления и оформления документов, подтверждающих расходы. Как правило, не оформляются акты приемки-передачи товаров на хранение и обратно по унифицированным формам, в актах не указывается место и период хранения товаров.

  • 3.5. Аудит и анализ расчетов предприятия с поставщиками и контрагентами: наличие договоров, обоснованность и своевременность платежей.

Следует установить, не перекрывается ли в бухгалтерских балансах дебиторская задолженность кредиторской, путем отражения свернутого сальдо по счетам расчетов.

В ходе проведения аудита расчетов аудитору необходимо обратить внимание работников бухгалтерии на правильное и своевременное списание кредиторской и дебиторской задолженности, поскольку этот процесс представляет наибольшую сложность и может существенно занизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено налоговыми органами как неучет или сокрытие внереализационных доходов предприятия.

  • 3.7. Аудит расчетов предприятия с бюджетом в части прочих налоговых обязательств (налог на добавленную стоимость, налог на имущество, единый социальный налог и другие).

Наибольшее количество ошибок и нарушений выявляется при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Например: не начисление налога на авансовые платежи, которые поступили и были зачтены в счет оплаты за отгруженные товары в одном и том же налоговом периоде; не оформление счетов-фактур на авансы; несвоевременное принятие налога к вычету; предъявление НДС к вычету на основании счетов-фактур, оформленных с нарушениями требований статьи 169 НК РФ; отсутствие раздельного учета при реализации товаров, облагаемых НДС по разным ставкам.

Необходимо отметь, что аудиторская фирма несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в аудиторском заключении. Кроме того, аудиторские компании могут предусматривать ответственность и за отражение данных результатов проверок в отчете, что, как правило, оговаривается в договоре на проведение аудита.

Заключение

В условиях рынка изменяются экономические и организационные условия функционирования предприятий, что приводит к возникновению объективных факторов, ведущих к усложнению задач управления. Условием эффективного управления предприятиями является обеспечение органов управления предприятия уместной информацией для принятия оптимальных экономических решений. Система операционного аудита может выполнить эту задачу. Проблема эффективно функционирующего внутреннего контроля остается с научных позиций и в плане практической реализации не в полной мере осмысленной. Однако даже хорошо организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке эффективности. Этой цели служит операционный аудит.

Многие придерживаются мнения, что это контроль деятельности предприятия в интересах руководства предприятия. Другие отождествляют аудит с ревизией, основной целью которой является обеспечение сохранности имущества предприятия. Третьи рассматривают операционный аудит как элемент управленческого контроля, основной целью которого называют оказание помощи сотрудникам в эффективном выполнении их обязанностей. Наличие различных трактовок говорит, что процесс его становления не завершен.Качество операционного аудита оценивается наличием рекомендаций, а в качестве показателей качества можно использовать полноту внутреннего аудита, издержки по его проведению и эффективность. Экономическая эффективность характеризуется сравнением производственных результатов с ресурсами, применяемыми для достижения этих результатов.

На мой взгляд, исходным моментом для выявления результатов операционного аудита может служить уровень достижения поставленных целей и задач. Для этого следует использовать систему показателей, отражающих полноту, своевременность и оперативность выполнения работы, сравнимость результатов.

Просмотров работы: 2404