ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКИХ СЕМЬЯХ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКИХ СЕМЬЯХ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, - то я ничто... Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится..., все покрывает, всему верит.... (апостол Павел)

Настоящая работа посвящена острой,актуальной и интересной социальной проблеме: особенностям межличностных отношениях внутри мусульманских семей.На фоне политических и социально-экономических изменений, происходящих в России в последние десятилетия, наблюдается ухудшение физического, психического и репродуктивного здоровья, уменьшение доли детско-подросткового населения. Это диктует необходимость разработки и принятия целого комплекса мер, позволяющих приостановить развитие этих неблагоприятных тенденций. В связи с этим своевременными и социально значимыми представляются усилия, направленные на укрепление и гармонизацию семьи, выполняющей такие важные для отдельной личности и общества функции, как детородная, воспитательная, контролирующая, эмоциональная, духовная и др.

Семья – основная форма жизнедеятельности человека. Нормально функционирующая семья удовлетворяет важнейшие потребности в безопасности и защищенности, принятии и одобрении, росте и изменениях, что способствует развитию отдельных членов семьи и семьи в целом.

Семья является одним из основных социальных элементов, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья, являясь относительно самостоятельной ячейкой общества, играет важную роль и влияет на ее перспективное развитие.

В этом плане, важен учет особенностей тех ценностей: национальных, этнических, экономических, политических, исторических - на которых зиждется семья. Соответственно, хотелось бы рассмотреть особенности восточной семьи на примере узбекской и проанализировать их. Не секрет, что на Востоке семья исторически занимала важное место в ее социальном развитии. Эта традиция не потеряла свою значимость и сегодня. Например, Конституции Республики Узбекистан в статье 63 указано: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

Важно подчеркнуть и выделить особенные черты восточной семьи, ее мировоззренческие основы, которыми она отличается от западной. Во-первых, в восточной семье преобладает принципы и ценности общинности, в то время как на Западе - ценности индивидуализма. Это выражается в том, что процесс воспитания не ограничивается кругом семьи, он имеет своё продолжение во дворе среди соседей, в махалле, в широком кругу ближайшей общины. Мнение окружающих, оценка поведения личности имеют особую значимость. Решение многих личностных, семейных проблем имеет совместный, неформальный совещательный характер. В решении такого круга вопросов, как правило, обязательно участвуют помимо родителей родственники по материнской и отцовской линии, у каждого из которых своя роль и обязанности. Безусловно, семья является одной из таких первичных ячеек, где вырабатываются модели поведения и формы общения с людьми. «Восточная», «узбекская», «адыгейская» ,«национальная» и т.п. семья имеет в этом плане свои особенности. Почитание старших, авторитет главы семьи, внутрисемейное единение, уважительная субординация в общении, соблюдение семейных традиций и так далее, как правило, являются предопределяющими ценностями семьи. Эта атмосфера способствует интернизации социализирующимся поколением форм поведения и систем ценностей, принятых в семейном кругу.

Помимо этого, существует ряд семейных функций, которые также влияют на характер, особенности и ценности семьи. Значимой, следует подчеркнуть, является воспитательная функция семьи, которая также определённо отличает западную семью от восточной. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. В связи с этим следует выделить несколько важных аспектов воспитательной функции: передача взрослыми членами семьи детям накопленного обществом социального опыта, формирование у них социальной ответственности, гражданской позиции, умения быть гражданином и хозяином, а также обогащение их интеллекта и формирование совести, соблюдения этических норм, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья. Неотъемлемой чертой является ответственность детей перед родителями за их благосостояние и здоровье, особенно в преклонном возрасте. Однако это требование в реальной действительности имеет неформальный традиционный характер.

Забота о родителях в «мусульманской» семье, как правило, возлагается на сыновей. Родителям предоставляется выбор проживания с одним из них. В большинстве случаев выбор падает на младшего. Остальные же дети поддерживают родителей всеми возможными средствами. Такая традиция в семье поощряется и морально поддерживается окружением: родственниками, соседями, жителями махали. Нарушение же этих требований – безразличие, безответственность во внутрисемейных отношениях подвергается осуждению, ведёт к принижению социального статуса семьи и её членов.Но всегда ли эти традиции ,особенности помогают строить социальный институт-семью,в современном мире? Попробуем рассмотреть это социальное явление с точки зрения психоконсультирования семьи.

Объектом нашей работы является мусульманская семья,как микросоциальный иститут,со всеми его особенностями,традициями.

Предмет нашего исследования-межличностные отношения в таких семьях.Их специфика,особенности взаимоотношений между членами семьи.

Целью нашего исследования является нетолько изучение специфики отношений внутри мусульманской семьи,но и выявление возможных проблем и конфликтных ситуаций в ней и в дальнейшем предложить соответсвующие рекомендации.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

-подобрать и изучить необходимую педагогическую и социально-педагогическую ,психологическую литературу;

-изучить особенности семьи, как института общества;

-раскрыть особенности мусульманской семьи,традиционные типы ролей в семьях,между членами семьи;

-провести экспериментальные исследования по заданной теме;

-сделать выводы и составить к результатам методические рекомендации.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной проблемы. Современное общество- информатизированное, развивающееся, стремящееся к сотрудничеству, но для этого мы должны знать особенности друг друга,уважать особенности друг друга.

Данная работа состоит из трех основных частей:введения в данное исследование,первой главы,где раскрываются теоретические познания этого вопроса и второй,когда идет активная практическое исследование нашей проблемы,и разумеется,из заключения ,где мы подводим итоги.

Глава I

Теоретические основы и специфика межличностных взаимоотношениях в мусульманских семьях

1.1Общие положения о взаимоотношениях и типах семьи в целом.

Чтобы рассмотреть нашу проблему более объективно,для начала рассмотрим семью в целом.Вспомним общие понятия,особенности,иерархию членов семьи.

Итак, Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В терминах общей теории систем, семья не есть простая сумма своих членов. Она представляет собой динамичную многоуровневую и иерархически организованную структуру, состоящую из более простых компонентов (подсистем – супружеской, родительской, сиблинговой) и входящую в более широкое целое (метасистему – социальное окружение) на правах самостоятельного компонента При анализе семьи как единого целого исследуют нарушения внешних и внутренних границ между подсистемами, семейные мифы и истории, семейный стресс и копинг, семейную сплоченность и адаптацию.Исходя из этих понятий мы можем сделать вывод,что семья-сложный социальный институт,который несмотря на свою «компактность» является базовой подсистемой нашего социума,общества.Именно, семья,как бы это цинично не звучало,обеспечивает нас необходимыми ресурсами для развития:рабочая сила,население,дети(будующие поколения),духовные ценности.

Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом, что, действительно, правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья – не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак – без семьи.

Брак–это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т.д. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества, данного рода, то есть кровные родственники: братья с сестрами, родители со своими детьми и т.д. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом (от лат. promiscuis – смешанный, всеобщий).

Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина – каждой женщине. Такое явление обычно называют эндогамией, то есть браком внутри данной общности – «внутренним» браком. Но, строго говоря, это не совсем точно, потому что брака в современном понимании как общественного регулирования отношений между полами в то время фактически еще не существовало. Это была просто биогенная добрачная форма сожительства между мужчинами и женщинами.

Впоследствии, в связи с тем, что возникавшие довольно часто осложнения, конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода в определенные периоды. Нарушители этих запретов карались жесточайшим образом, и впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жестокое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя». Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступления в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в поистине случайные связи с женщинами другого рода, другой общности. Как видим, экзогамия, этот «первобытный адюльтер», была по существу первым бунтом человеческой природы, человеческого организма против попыток установления диктата социальности над ним.

Экзогамные отношения, по-видимому, сразу же обнаружили свои биологические преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены (оставаясь, правда, еще длительное время на правах исключения из правил – только в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные, будничные дни). Стабилизировались, закрепились обычаями связи экзогамные, и возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами – то, что мы называем ныне браком. Таким образом, первой формой брака фактически был групповой дуально-родовой брак. При нем все мужчины одного рода «имели право» на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Иными словами, любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода. Групповой брак существовал еще в конце каменного века. Стоит отметить, с течением времени и эволюции справедливости ради нужно сказать, что женщины тоже не оставались в долгу. Ф. Энгельс язвительно заметил, что хотя «мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое».

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус исоциальную роль.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

репродуктивную— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

воспитательную— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

экономическо-материальную— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

функцию социального контроля ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Функции семьи.. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Мы видим,что семья выполняет ряд функций,которые очень важны для общества в целом,каждого из нас.

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.

Рассмотрим важнейшие предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия.

Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.

Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20-24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1-4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию» окружающих и т.д.

Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.

Все эти факторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости и несовместимости. Психологическая несовместимость – это невозможность в критических ситуациях понять фуг друга. В браке каждый из супругов может выступать как «психо-травмирующий фактор», например, когда один из супругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость субъектов – явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость; личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

  • эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

  • сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

  • сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

  • сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

  • общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Таким образом,у семьи ,как особого социального института есть свои особенности и жизненный цикл семьи очень динамичен,подвижен.Но от того какая семья будет,счастливая или нет,зависит уже от членов семьи.

1.2.Особенности межличностных отношений в мусульманских семьях в современном мире

Вернемся к теме нашего исследования.Что такое мусульманская семья?Как сильно она отличается от типичной западной семьи?Особенности таких семей положительны?Попробуем ответить на эти вопросы.В восточной семье преобладает принципы и ценности общинности, в то время как на Западе - ценности индивидуализма. Это выражается в том, что процесс воспитания не ограничивается кругом семьи, он имеет своё продолжение во дворе среди соседей, в махалле, в широком кругу ближайшей общины. Мнение окружающих, оценка поведения личности имеют особую значимость. Решение многих личностных, семейных проблем имеет совместный, неформальный совещательный характер. В решении такого круга вопросов, как правило, обязательно участвуют помимо родителей родственники по материнской и отцовской линии, у каждого из которых своя роль и обязанности. Безусловно, семья является одной из таких первичных ячеек, где вырабатываются модели поведения и формы общения с людьми. «Восточная», «узбекская», «национальная», «мусульманская» семья имеет в этом плане свои особенности. Почитание старших, авторитет главы семьи, внутрисемейное единение, уважительная субординация в общении, соблюдение семейных традиций и так далее, как правило, являются предопределяющими ценностями семьи. Эта атмосфера способствует интернизации социализирующимся поколением форм поведения и систем ценностей, принятых в семейном кругу. Преимущество в том, что здесь максимально достигают гармонии между поколениями, что укрепляет родственные связи в семье, способствует благополучию.

Помимо этого, существует ряд семейных функций, которые также влияют на характер, особенности и ценности семьи. Значимой, следует подчеркнуть, является воспитательная функция семьи, которая также определённо отличает западную семью от восточной. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. В связи с этим следует выделить несколько важных аспектов воспитательной функции: передача взрослыми членами семьи детям накопленного обществом социального опыта, формирование у них социальной ответственности, гражданской позиции, умения быть гражданином и хозяином, а также обогащение их интеллекта и формирование совести, соблюдения этических норм, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья. Неотъемлемой чертой является ответственность детей перед родителями за их благосостояние и здоровье, особенно в преклонном возрасте. Это положение отражено и в Конституции страны: Статья 66(в некоторых мульманских странах). Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях. Однако это требование в реальной действительности имеет неформальный традиционный характер.

Забота о родителях в «восточной» семье, как правило, возлагается на сыновей. Родителям предоставляется выбор проживания с одним из них. В большинстве случаев выбор падает на младшего. Остальные же дети поддерживают родителей всеми возможными средствами. Такая традиция в семье поощряется и морально поддерживается окружением: родственниками, соседями, жителями махали. Нарушение же этих требований – безразличие, безответственность во внутрисемейных отношениях подвергается осуждению, ведёт к принижению социального статуса семьи и её членов.Напомним,что это считается непростительным грехом,поэтому ннесмотря на некоторую жесткость есть свои преимущества такого типа семьи-уважение ,почитание родителей,тех людей,без которых нас и не было бы.

Однако воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо, в первую очередь, самим быть на должном уровне.Опять же,в идеале необходимо самому совершенствоваться,чтобы что то требовать от других.

Во-вторых, ярким отличием восточной семьи является демографический прирост. Всем известно, что социально-демографическая обстановка на Западе вызывает большое опасение за его будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. На Востоке же прирост населения очень высок. Репродуктивная функция восточной семьи не вызывает никаких проблем. В частности, если обратиться к статистическим данным, то в 1995 году население того жеУзбекистана составляло 24 миллиона человек, сегодня же её численность достигла 28 миллионов. Такой прирост в определённой степени связан как с экономическим благосостоянием, так и социальной защищённостью семьи в обществе.

Исторически семья была непосредственно связана с махаллей. Махалляя или Махалла, также Гузар (араб. محلة maHálla — «перевалочная станция», «привал»; «лагерь»; «городской квартал», от حل Hálla «развязывать», «распутывать»; турецк. mahalle, узб. mahalla; уйг. مەھەللە/мәһәллә) — в исламских странах часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли́ — является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественая пятничная молитва — намаз. Являясь традиционной формой общественных отношений, махалля играет очень важную роль в жизни каждой узбекской семьи. Социально-экономические проблемы, возникающие в семьях, решаются именно посредством схода соседской общины, методом «хашара», который представляет собой вид взаимопомощи, совместной работы семей махалли.Такая форма социальной помощи,является хорошим оплотом для семьи ,чтобы пережить напасти.

На ориентиры и модели поведения личности значительное влияние оказывает и социальный статус семьи, поскольку он предопределяет тип социального окружения. Чем выше статус семьи, тем богаче ценностные ориентиры. По мере взросления личности наряду с силой семейных связей возрастает значение внешних референтных групп. Ими могут быть сообщество сверстников, школьный коллектив, а также первые неформальные и формальные организации. Важным моментом здесь является соответствие ориентиров этих референтных групп семейным ориентирам, тем самым упрочняется первичная социализация личности.Проще говоря,высокий статус в мусульманской семье требует от человека,уже с малых лет соответствующее поведение,так как он тем самым как бы представляет свой род.Возможно кому то это покажется излишне пафосным и показушным…но,с другой стороны,что плохого чтобы уважать и соблюдать традиции семьи?

Семья является уменьшенной копией целого общества – пульсирующим сердцем всех его систем. Представляемый вашему вниманию «МУСУЛЬМАНСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС» – составлен коллективом ученых из разных стран мира по инициативе Всемирного Исламского Комитета по правам женщины и ребенка при Всемирном Совете по призыву и помощи университета Аль-Азхар (Египет).В 164 статьях отражен всеобъемлющий образ Ислама по вопросам семьи и брака. Кодекс снабжен «Комментариями», разъясняющими сущность статей и раскрывающими смысл установлений Шариата. Документ основан на ясных доводах Священного Корана и Достоверной Сунны, общепринятом мнении ученых (иджма), а также суждений по аналогии (кияс). В нем раскрывается справедливость Ислама, легкость и умеренность всех его установлений в сфере семейной жизни. Книга восполняет возросшую потребность современной мусульманской общины в получении информации о нормах шариата, касающихся семьи.В Кодексе соблюден принцип поиска наиболее приемлемого и справедливого решения с учетом требований современной эпохи и возможного эффекта от применения положений Кодекса. Кодекс учитывает потребности семьи и ее нужды и содержит нормы и руководства, предназначенные для укрепления семьи и общества, построения и защиты в различных обстоятельствах жизни.В основе Кодекса лежит установление Всевышнего, ниспосланное нам в Священном Коране:− «… Но если б обратились с ней к Посланнику иль обладающим влиянием среди них – о ней узнали б те, кто может исследовать ее. И если бы не милость и милосердие Аллаха, то вы, за исключением немногих, последовали бы за сатаной» (Коран: 4, 83).

В идеале,все то ,что мы описывали о мусульманской семье по факту мало чем отличается от других,европейских ,может местами преувеличено.Но это здравый смысл,реальный правильный подход к семье.И мы мало чем отличаемся друг от друга,но тем не менее,люди все разные и семьи разные поэтому в практической части рассмотрим эти вопросы более объективно.

Глава II

Опытно-экспериментальная часть исследования выявления психологических особенностей взаимоотношений в мусульманских семьях

2.1Опытно-экспериментальная часть исследования выявления психологических особенностей в современной мусульманской семье.

Для чего мы все это рассматривали?К чему вся эта теория?Все эти компоненты из предыдущих параграфов составили нам базис для практической части исследования,где мы должны сами изучить психологические особенности семьи,члены которой-мусульмане.Что нам это даст?

-более полное представление о семьях других культур;

-пополнение теоретических и практических знаний об этом вопросе;

-возможность разработки психологического консультирования с мусульманскими семьями в большем объеме.

Для того,чтобы выявить особенности взаимоотношений между членов семьи в мусульманской семье необходимо провести сбор различной информации на заданную тему исследования.Для этого нам понадобиться ряд методик.Но чтобы работа была систематизированной,ее необходимо разбить на этапы:

I этап: был осуществлен теоретический анализ литературы по проблемеизучния теоретического аспекта нашего вопроса о взаимоотношениях в «восточной» семье.

II этап: основной,проведение практической части исследования с группой испытуемых,точнее нескольких молодых мусульманских семей.Проведена практическая работа с группой молодых людей,то есть проведены разные методики.

III этап:анализ полученных данных,выводы к полученным результатам и возможные методические рекомендации по решению ,возможно выявленных проблем.

Что такое мусульманская семья?Как сильно она отличается от типичной западной семьи?Особенности таких семей положительны?Попробуем ответить на эти вопросы.В восточной семье преобладает принципы и ценности общинности, в то время как на Западе - ценности индивидуализма. Это выражается в том, что процесс воспитания не ограничивается кругом семьи, он имеет своё продолжение во дворе среди соседей, в махалле, в широком кругу ближайшей общины. Мнение окружающих, оценка поведения личности имеют особую значимость. Решение многих личностных, семейных проблем имеет совместный, неформальный совещательный характер. , существует ряд семейных функций, которые также влияют на характер, особенности и ценности семьи. Значимой, следует подчеркнуть, является воспитательная функция семьи, которая также определённо отличает западную семью от восточной. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение.

Наша исследовательская деятельность проводилась в естественных условиях эксперимента. То есть мы осуществляли процесс наблюдения.Необходимо было изучить среду,отношения между людьми.Для нашего исследования мы пригласили 5 семей,ненамного отличающихся по возрасту,для участия в психологическом эксперименте.По просьбе участников,мы закодируем их личные данные и просто будем обозначать: семья-A,семья-B, ,семья-C,семья-D,семья-F.

Семья-A проживает в Турции,при этом жена-русская.Молодые люди в браке,есть дочь младшего школьного возраста.И хотя супруги разные, их брак можно считать вполне удачным.По нашим наблюдениям разные религии и принадлежность к другим национальностям вовсе не мешает супругам жить и развиваться счастливо,ребенок проводит счастливое и здоровое детство.

Семья-B проживает в Армавире,Краснодарском крае.Здесь мы пронаблюдали другую картину.Семья очень верующая и есть моменты неравноправия полов.Например,жене положено прислужничать мужу ,потому что она –женщина.И все.Конец дискуссии.Зато позволено ходить без платка и работать на любой работе-переводчиком и педагогом иностранных языков.То есть здесь мы уже прослеживаем отношения в семье дисгармоничные,холодные.

Семья-C,тоже из Армавира.Но это пара гораздо консервативнее.Наблюдение показало,что права жены ущемляются еще больше,чем в предыдущей семье.Жене нужно «скрывать свою красоту»,нужно сидеть дома и следить за хозяйством.Но мы отметим,что брак был заключен по любви ,по обоюдному согласию молодых людей.Что же теперь?В семье часто назревают конфликты,споры.Жена хочет развиваться,работать,стать более самостоятельной ,но ей нельзя,потому что так велел муж.

Семья-D переехала в Ставрополь на данный момент.Молодые люди совсем недавно поженились и строят свою семью вместе.У супругов похожие специальности-педагоги и это сплочает их интересы.Одна вера тоже способствует сплочению во взаимоотношениях.Но тем не менее это довольно современная семья и в целом ничем не отличается от других семей.

Семья-F.Тут наблюдается редкий «хеппи-энд».Молодых людей поженили родители и паре пришлось привыкать друг к другу,изучать привычки,характер.Это непросто.У каждого была своя жизнь,а теперь всего столько переменилось.Но,как ни странно ,они действительно хорошо живут вместе,строят отношения и поддерживают друг друга.А ожидание первенца еще более сделало их ответственными и любящими.

Исходя из особенностей религии,нам нужно было провести все максимально этично поэтому мы провели проективную методику «Моя семья».Данные приведены ниже в таблице,по 10-бальной шкале.

Что выявили

A

 

C

D

F

Агрессия

1

3

7

2

5

Тревожность

4

4

9

5

8

Удовлетворенность

9

2

2

8

7

Чувство защищенности

8

1

1

9

9

Эти данные помогли нам в подведении итогов нашего исследования.В теоретической части мы рассмотрели множество особенностей и традиций мусульманской семьи,главное в которой почитать старших,родителей.В идеале все должны друга уважать,но наше небольшое практическое исследование показало,что реалии жизни иногда показывают обратное.Но собственно наша задача была нетолько найти особенности ,но и предложить способы разрешения проблем если таковые есть.

2.2.Методические рекомендации и решения проблем по исследованию особенностей

Итак, Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В терминах общей теории систем, семья не есть простая сумма своих членов. Она представляет собой динамичную многоуровневую и иерархически организованную структуру, состоящую из более простых компонентов.

В восточной семье преобладает принципы и ценности общинности, в то время как на Западе - ценности индивидуализма. Это выражается в том, что процесс воспитания не ограничивается кругом семьи, он имеет своё продолжение во дворе среди соседей, в махалле, в широком кругу ближайшей общины. Мнение окружающих, оценка поведения личности имеют особую значимость. Решение многих личностных, семейных проблем имеет совместный, неформальный совещательный характер. В решении такого круга вопросов, как правило, обязательно участвуют помимо родителей родственники по материнской и отцовской линии, у каждого из которых своя роль и обязанности. Безусловно, семья является одной из таких первичных ячеек, где вырабатываются модели поведения и формы общения с людьми. «Восточная», «узбекская», «национальная», «мусульманская» семья имеет в этом плане свои особенности. Почитание старших, авторитет главы семьи, внутрисемейное единение, уважительная субординация в общении, соблюдение семейных традиций и так далее. Институт мусульманской семьи в настоящее время трансформируется, как и институт семьи в целом. Женщина-мусульманка в современном российском обществе довольно самостоятельна и рассчитывает на то, что её самостоятельность признает мужчина. Мужчина-мусульманин – её партнёр в браке, в определённой степени инфантилен, поскольку ждёт, что женщина ему уступит в споре и при этом возложит на свои плечи основной груз домашних дел и забот.в общении с неверующими. Очевидно, что религиозная составляющая является для них главной.

Модель же мусульманской семьи достаточно ясна - это семья традиционная, патриархальная, но чисто внешне. Внутри неё происходят те же «подвижки», что и в немусульманских семьях. Они верят в Аллаха, чтят его предписания, по мере сил и возможностей, и выставляют свои семейные нормы в качестве жизненных принципов представителей мусульманских семей одним из средств противостояния «российской бездуховности, аномии, падению нравов и деградации всех и всяческих авторитетов». Ислам становится той защитной силой, тем духовным орудием, благодаря которому наши современники сопротивляются уродующему личность воздействию западных норм и правил социального бытия.

Наше исследование показало,что мусульманская семья-такая же как ии остальные,но бывают случаи деспотизма,впрочем как и в других семьях.Разница в том ,что в Европе защищаются права каждого,но далеко не каждая мусульманка решится заявить о них.

Мы выяснили что конфликты ,проблемы есть и возникают во всех семьях.От разладов может спасти психологическое консультирование семьи специалиста-психолога.Но как он может помочь?Сама религия не позволяет особо распространятся о своих проблемах постороонним.Но если люди обратилисьь за помощью,значит они готовы ее принять ,готовы бороться за свое счатье.

Самый распространенный способ-консультирование.Что это? Семейное консультирование, так же как и семейная терапия, представляет собой процесс, в который непосредственно включена вся семья, и дети, и родители, а также психотерапевт. Когда речь идет о консультировании родителей (либо о консультировании семьи,супругов) подразумевается опосредованное воздействие на семью как на систему.

Этот процесс может быть направлен на выявление проблем, которые возникают в семье в связи с дезадаптивным поведением супругов,детей; на помощь супругам(родителям) в понимании и осмыслении этих трудностей, а также в поиске решений возникших проблем и в их реализации. Этот вид психологической помощи наиболее эффективен в тех случаях, когда речь идет о необходимости повышения психологической компетентности родителей,молодой пары, об отсутствии у родителей необходимых умений решения проблемных ситуаций, или о том, что у родителей нереалистичные или дисфункциональные ожидания относительно детей или друг друга.

То есть консультирование –это не есть совет супругам как себя вести,это психологическая помощь,направленная на то,чтобы каждый супруг сам осознал свои промахи и сам захотел изменить все к лучшему.В конце концов в конфликте виноваты оба как муж,так и жена в равной степени и только от них самих зависит смогут ли они преодолеть трудности,разногласия.

Так же мы предлагаем ряд психологических упражнений, которые помогут супругам лучше понять друг друга.

Предлагаем игру, которая поможет вам, если вы никак не можете договориться о том,как разрешить бытовой конфликт в семье, кто будет сегодня мыть посуду, резать лук или пойдет в магазин.

Игра состоит в том, что вы должны за 7 минут (можно играть и без ограничения времени) написать как можно больше предложений, начинающихся фразой: «я люблю тебя, потому что ты …» или просто написать как можно больше положительного о своей второй половине. Побеждает тот, кто больше насочиняет, но и второй супруг получается тоже выигрывает, так как ему достается больше комплиментов и признаний в любви)))

При всей внешней простоте, игра очень веселая. Она поможет вам перейти от конфликта к положительному отношению.

Игру можно модифицировать по своему усмотрению, придумывать предложения, которые начинались бы, например, так:

« у тебя самый теплый…»

« у тебя самый длинный…»

« у тебя самый большой…»

«ты больше всех знаешь про …»

« у тебя самый короткий…»

« у тебя самый зеленый…»

Это придаст игре юмористический характер.

Динамическая медитация может испльзоваться в разных направлениях семьи,главное-действовать сообща.

ДМ для социальной реализации каждого из супругов. Особенность этой ДМ в том, что усилия обоих супругов направляются на кого-то одного. Например, муж просит за себя. И жена просит за мужа. При этом каждый представляет, что социальная реализация положительно сказывается в целом на семейной жизни.

Детали визуализации успеха обсуждаются заранее, чтобы представления о нем у мужа и жены были одинаковыми. Ищите компромисс,будьте терпеливы и все получиться.

Заключение

В жизни каждого человека существует семья. С детства каждый из нас окружен заботливыми и добрыми родителями, а вырастая, ищет себе любящую и верную вторую половину; появляются дети.

Дом и семья является первейшим и важнейшим элементом человеческого общества. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. Тем самым закладывается начало нового человеческого рода, членов которого объединяют узы семейного родства. С течением времени родственные узы охватывают все большее число людей, вплоть до создания значительной человеческой общности. Наряду с этим, в рамках семьи происходит морально-нравственное воспитание ее членов и их подготовка к жизни в цивилизованном обществе на основе отношений любви, сочувствия, симпатии и взаимопомощи.

Семья, как ячейка общества, не только готовит людей к сохранению человеческой цивилизации и ее развитию, но и желает искрение и чистосердечно, чтобы ее преемниками были самые лучшие, самые праведные и порядочные люди. В этом плане неоспоримо то, что семья является источником обновления людей и основой человечества.

В жизни каждого человека существует семья. С детства каждый из нас окружен заботливыми и добрыми родителями, а вырастая, ищет себе любящую и верную вторую половину; появляются дети.

Дом и семья является первейшим и важнейшим элементом человеческого общества. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. Тем самым закладывается начало нового человеческого рода, членов которого объединяют узы семейного родства. С течением времени родственные узы охватывают все большее число людей, вплоть до создания значительной человеческой общности. Наряду с этим, в рамках семьи происходит морально-нравственное воспитание ее членов и их подготовка к жизни в цивилизованном обществе на основе отношений любви, сочувствия, симпатии и взаимопомощи.

Семья, как ячейка общества, не только готовит людей к сохранению человеческой цивилизации и ее развитию, но и желает искрение и чистосердечно, чтобы ее преемниками были самые лучшие, самые праведные и порядочные люди. В этом плане неоспоримо то, что семья является источником обновления людей и основой человечества.

В жизни каждого человека существует семья. С детства каждый из нас окружен заботливыми и добрыми родителями, а вырастая, ищет себе любящую и верную вторую половину; появляются дети.

Дом и семья является первейшим и важнейшим элементом человеческого общества. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. Тем самым закладывается начало нового человеческого рода, членов которого объединяют узы семейного родства. С течением времени родственные узы охватывают все большее число людей, вплоть до создания значительной человеческой общности. Наряду с этим, в рамках семьи происходит морально-нравственное воспитание ее членов и их подготовка к жизни в цивилизованном обществе на основе отношений любви, сочувствия, симпатии и взаимопомощи.

Таким образом,семья, как ячейка общества, не только готовит людей к сохранению человеческой цивилизации и ее развитию, но и желает искрение и чистосердечно, чтобы ее преемниками были самые лучшие, самые праведные и порядочные люди. В этом плане неоспоримо то, что семья является источником обновления людей и основой человечества.

Список литературы:

1. Алексеев М.Ю., Крылов К А. Особенности национального поведения.

– М., 2000.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь,

2004.

3. Ислам: Энциклопедический словарь. - М., Наука, 1991.

4. Он и она /Ш. Аляутдинов. – М.: Фонд «Мир образования», 2003.

5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное

пособие для студентов высших учебных заведений / Под. общ. ред. Н.Н.

Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

6. Психология семейных отношений с основами семейного

консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под

ред. Е.Г. Силяевой. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Религии мира, Энциклопедия, т.6. - М. 1996.

8. Сижажев А. Как живет идеальная мусульманская семья .

9.Джураева Н. А. Философия восточной семьи [Текст] / Н. А. Джураева // Молодой ученый. — 2012. — №2.

10.Никольская И.М «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

11.Редактор-составитель – Д. Я. Райгородский «Психология семьи.» (Серия «Психология семейных отношений»). ХРЕСТОМАТИЯ.. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002.

12.Посысоев Н. «Основы психологии семьи и семейного консультирования»

13.Коран: (4, 83).

Интернет –ресурсы:

http://www.gennadij.pavlenko.name/

http://psylist.net/family/

http://www.realisti.ru/

http://yourallah.ru/

http://islamuncovered.info/

http://constitutions.ru/

Просмотров работы: 7033