Изучению и анализу проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования ( А. Адлер, А. Бассу, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, З.Фрейд, К. Лоренц, М.Зильман, Э.Фромм).
А также проблемой агрессии и агрессивного поведения в отечественной психологии занимались такие ученые как: А.А. Реан, Ю.М. Антонян, Л.С. Выготский, Ю.Б. Можгинский, И.А. Кудрявцев, В.Г. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.
В данной статье мы будем рассматривать метод «песочная терапия», как профилактику агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Повышенная агрессивность детей в наше время является одной из наиболее остро стоящих проблем как перед педагогами и психологами, так и перед обществом в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, пугают нас и приводят к постоянным переживаниям и страхам за наше будущее.
Под агрессивностью понимается целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Каковы же причины проявления агрессии у подростков, школьников, детей дошкольного возраста. Да, уже в столь раннем возрасте, как дошкольный, ребёнок способен проявлять свою агрессию в различных формах поведения.
В детском саду часто можно встретить детей, с ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, ссорятся, толкаются, обзывают других ребят, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), но они создают достаточно напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитатель не знает как себя вести с такими детьми, поступают постоянные жалобы от родителей, тех детей, которых обидели.
В каких-то случаях агрессивность может проявляться, как симптом нервно-психического заболевания ребёнка, однако это встречается не столь часто, чтобы можно было говорить о биологической предопределенности агрессии у детей. [1; с.65] И это ни есть хорошо, это обязательно нужно предотвращать любыми эффективными способами воспитательной работы, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей, педагогов.
Каковы же факторы, вызывающие и влияющие на агрессивное поведение детей. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, особенности взаимодействия родителей с ребенком, отношения между папой и мамой, жизненной позиции, целей, установок родителей, примеры агрессивного поведения окружающих его людей, а так же примеры которые ребенок может наблюдать с телеэкрана, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). [5; с.25]
В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять необходимые и правильные меры по профилактике агрессивного поведения дошкольников. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств и эмоций. Задача воспитателей - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
Мы предлагаем один из методов профилактики агрессивности ребенка – песочная терапия.
Во все времена песок использовался для развлечения и развития ребенка, он действует на детей, как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и многое другое.
Не зря же почти на всех детских площадках есть песочницы. Там они могут играть, копать, лепить куличики, творить и создавать свой маленький мирок, в котором им становится уютно и комфортно. Игры с песком позволяют ребенку развить мелкую моторику, а так же песок массирует детские ладошки, где, как мы знаем находиться множество нервных окончаний.
Что же касается рисования песком на стекле, то этот вид искусства зародился на западе в 60 – х годах прошлого века, благодаря канадскому режиссёру - мультипликатору Кэролин Лиф. Она была первой, которая нарисовала песочный мультфильм, наложив на него музыку Прокофьева «Петя и волк», и тем самым положила начало песочной анимации. [2; с.37] Ну, а первыми преподавать рисование песком стали в США. В конце прошлого века именно на их территории стали открывать такие школы. Принцип "терапии песком" был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
В России решили не отставать и в 1995 году на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета открылись двухгодичные курсы для обучения психологов и психотерапевтов по программе «Юнгианской песочной терапии».
Что же такое песочная терапия – это одно из направлений в разделе арт-терапии. В данной терапии могут быть использованы разные виды песка. Это речной песок, морской песок, песок вулканического происхождения и др. Так же можно использовать различные фигурки животных, людей, для полного выражения картины. Всё зависит от желания и фантазии ребенка.
Данная терапия может использоваться при всех нарушениях в развитии ребенка, особых противопоказаний нет, кроме аллергии и кожных заболеваний.
Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором, творцом среды, где чувствует себя спокойно и защищенно, где у него есть собственное пространство.
Для снятия физического напряжения ребёнка можно использовать различные игры с песком, водой и глиной. [2; с.8]
Песок – это что-то не известное, таинственное, манящее нас своей загадочностью и ребенку, безусловно, любопытно, ему хочется его потрогать, поиграть с ним, понять и ощутить всю прелесть этого природного дара.
Как же лучше организовать для ребенка игру с песком, а точнее провести с ним песочную игротерапию.
Воспитатель предлагает ребенку поднос с песком, водой и множеством различных материалов для создания песочного мира (деревья, домики, фигурки животных, кукол). [2; с.13] На песке можно создавать различные увлекательные и причудливые картины. Ребенок может менять их, перестраивать, создавать такими, какой бы он хотел видеть свою жизнь. Рисуя на песке, малыш выплёскивает всю негативную энергию, забывая о плохом, о том, что его беспокоило и тревожило. Он наполняется теплыми, добрыми, светлыми чувствами, которыми хочет поделиться с окружающими, о которых хочет рассказать. И благодаря песочной терапии у него это получается.
С целью профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста нами был проведен метод песочной терапии в ДОУ, который проходил в 2 этапа.
1 этап. Просвещение родителей и педагогов.
-Знакомство с методом «песочная терапия» (рассказы о песке, о самом методе «песочная терапия», о его значимости в жизни ребёнка, демонстрация презентаций, знакомство с художественной литературой).
- «Попробуй сам» Применение этого метода на себе педагогами и родителями.
- Саморефлексия.
2 этап. Проведение непосредственно самого метода «песочная терапия» с детьми средней группы. (4-5 лет)
Каждому ребенку был предложен небольшой деревянный ящик с чистым просеянным песком и коллекция миниатюрных фигурок.
У детей не возникло вопросов, что с этим делать, они, словно отключились от реальности и погрузились в этот волшебный песочный мир, где каждый из них был творцом. Они с таким удовольствием создавали различные песочные фигуры и тут же заменяли их другими.
После всего с детьми была проведена беседа, откуда мы выявили, что ребятам очень понравилась такая игра, и они попросили проводить её чаще.
Правильное развитие ребенка в наших руках – в руках взрослых и мы обязаны помочь малышу преодолеть все трудности и невзгоды, встречающиеся на его пути.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Банщикова Т.Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 186 c.
2.Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
3.Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. - 182 c.
4.Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 193 c.
5.Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 197 c.
6.Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.