СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества, характеризующегося стремлением к преодолению кризиса в различных сферах жизни, становлением элементов гражданского общества, развитием национального самосознания, усложнением условий жизни, особую значимость приобретает процесс социальной адаптации личности школьника. Поэтому одной из основных функций школы становится создание оптимальных условий для формирования системы ценностей, норм, которые позволят личности в будущем эффективно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающим миром, станут основой ее противостояния негативным внешним влияниям, активного участия в социальной жизни и в процессе ее преобразования.

Одним из возрастных периодов, представляющих наибольший интерес в изучении процесса социальной адаптации, является младший школьный возраст. Именно на этом этапе развития происходит переход от преимущественно стихийного накопления элементарного опыта к относительно контролируемой социализации, к усвоению научных понятий, формированию единой системы представлений, знаний, умений, навыков, опыта общения. Источником социальной адаптации маленького человека выступает его внутренний индивидуальный и неповторимый духовный мир.

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Поэтому для лучшего понимания ее сущности мы обратились к анализу работ в области философии, социологии, психологии и педагогики. В философских и социологических исследованиях (В. Ю. Верещагин, И. Калайков, И. А. Милославова, К. В. Рубчевский, С. П. Татарова, Л. Л. Шпак, Г. И. Царегородцев и др.) социальная адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций (производственная, профессиональная, досуговая, бытовая, социокультурная, адаптация к коллективу и др.). Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, З. Фрейд). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и др.).

Изучение методической литературы в области теории и практики музыкального образования и воспитания показало, что проблема социальной адаптации, формирования ценностных ориентиров, духовного мира школьника средствами музыкального искусства остается не вполне решенной на сегодняшний день, а механизм воздействия данного феномена на социализацию ребенка освещен недостаточно полно. Исходя из этого мы выделили ряд условий, при которых социальная адаптация младших школьников средствами музыкального искусства может быть успешной:

– если между педагогом и учащимися устанавливаются субъект-субъектные отношения;

– если организовано эмоционально насыщенное общение с музыкальным искусством на основе сотрудничества, совместного художественного творчества педагога и учащихся;

– если учитываются социокультурные особенности среды жизнедеятельности детей;

– если обеспечивается соответствующая подготовка учителей к реализации возможностей музыкального искусства;

– если в музыкально-образовательный процесс учащихся будут включены уроки, содержащие произведения музыкального искусства, профессионально исполненные (в записи хоровых коллективов, или учителем);

– если в музыкально-педагогическом процессе созданы условия для самореализации творческой индивидуальности и раскрытия духовного потенциала учащихся.

Положительные возможности для реализации этих условий создает процесс изучения и освоения музыкального искусства. Музыка, по нашему мнению, является важной частью процесса социального воспитания, так как позволяет эффективно воздействовать на эмоциональную сферу и чувства ребенка, на его внутренний мир. Процесс социального воспитания (и социальной адаптации) средствами музыки должен ориентироваться на следующие принципы:

• учет специфики ученической среды;

• учёт индивидуальных интересов и предпочтений детей в музыке;

• создание условий для музыкального самовыражения школьников;

• вовлечение ребят в социально-ценную музыкальную деятельность,

• приоритет личностно-ориентированного подхода в воспитании;

• направленность организуемой музыкальной деятельности на формирование и удовлетворение музыкальных потребностей детей;

• творческий характер музыкальной деятельности, способный оказывать нравственно-эстетическое влияние, повышать уровень музыкальной культуры учащихся;

• целенаправленное вовлечение младших школьников в активную музыкальную и социально-полезную деятельность не только в рамках ученического социума, но и на городском и региональном уровне.

В заключение скажем, что музыкальное искусство оказывает позитивное воздействие на духовную и эмоциональную сферу человека, приводя ее в гармонию с окружающим миром. Сущность и специфика музыкального искусства заключается в положительном воздействии на процессы формирования системы ценностей, духовного и нравственного потенциала личности младших школьников, а в целом на социальную адаптацию личности.

Просмотров работы: 1521