ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время актуальными становятся такие образовательные стратегии, которые позволяют максимально актуализировать коммуникативно-творческий потенциал индивида, способствующий раскрытию его духовного мира, реализации собственных ценностно-смысловых ориентиров во взаимосоотнесении с общечеловеческими (О. С. Анисимов, З. И. Равкин, Д. Н. Разеев, М. Роберт и др.). Таким образом, инновационные образовательные стратегии должны охватить, помимо реализации когнитивно-деятельностного компонента образования, также и личностное развитие субъекта учебного процесса, обеспечив его гармоничное пребывание в мире культуры, достижение сущностного единства личности и социокультурного пространства. Названное является условием выхода субъекта на уровень диалога культур и мировоззрений.

Еще одним аспектом, детерминирующим становление современного образовательного пространства, является соответствующая тому или иному этапу развития человечества целостная картина мира, сложившаяся в определенном обществе и сознании конкретного индивида и проявляющаяся в особенностях отношения человека к миру (во всем его многообразии), представлений о нем и ракурса его видения (И. С. Кон). Сегодняшнее понимание мира отличается тем, что знания о нем не являются существующими локально только в рамках конкретной науки; многосторонность и холизматичность взгляда, сочетающего в себе и научные, и идеальные представления о мире, стали неотъемлемыми свойствами современного человеческого сознания. В сложившихся условиях перед образованием стоит задача формирования у подрастающего поколения целостного взгляда на мир.

Решение охарактеризованной проблемы заключается не только и не столько в популярном сегодня увеличении объема знаний, их реструктуризации или разработке соответствующего новым требованиям комплекса умений и навыков. Необходимо уже с начальных ступеней любого образования воспитывать у учащихся способность к постоянному духовному и интеллектуальному контакту с миром, к его непрекращающемуся открытому познанию.

Помимо общегуманитарных и общепедагогических стратегий развития образования специфика музыкального искусства также накладывает свой отпечаток на характеристические черты педагогической деятельности. Перед музыкальным образованием различного уровня и профильной направленности встает задача воспитания у будущего специалиста готовности к довольно тонкой работе по восприятию музыки с интенсивным погружением в ее материально-духовную сферу. В свете вышесказанного фундамент музыкального образования любого уровня и профессиональной направленности должны составить знание музыкальной культуры в целом как одного из проявлений творящего человеческого духа и овладение методом интерпретации музыки.

Интерпретация в современной педагогической науке трактуется как арсенал возможных теорий, схем, приемов, необходимых для ценностно ориентированной деятельности и гражданской активности, для реализации мировоззренческих ценностей [2, с. 73]. Она позволяет ввести в музыкальное обучение всеобъемлющие социокультурные и нравственно-этические критерии. Представляя собой акт творчества, интерпретация выступает важным атрибутом реализации в образовании вектора формирования свободной личности, воспитания у нее потребности в самореализации в обществе.

Все сказанное позволяет говорить об интерпретации как важном средстве преодоления обнажившегося в современном образовании противоречия «…между учебной информацией, выступающей и частью культуры, – и средствами ее освоения, развития личности, не позволяющими обучающемуся «вернуться» в культуру обогащенным интеллектуально, духовно и практически, чтобы оказаться причиной развития самой культуры…» [2, с. 86]. Интерпретация задействует личностное ядро учащегося, актуализируя такое важное для современного человека качество, как выработка субъектом (под воздействием существующего в обществе мировоззрения, установок, нравов) собственной линии поведения, соответствующей внутренней установке – оставаться верным себе и своим принципам. Можно сказать, что интерпретация – это учебная деятельность, имеющая своим содержательным центром творящую личность.

При интерпретации развитие творческого мышления учащегося-музыканта, самостоятельно рождающего идеи, концепты и использующего их в осуществляемых познавательных процессах, становится важнейшим фактором эффективности его профессионального становления. Последнее связано с тем, что интерпретация сама по себе представляет собой коммуникативно-творческий акт. Он способствует достижению основных целей инновационного обучения, которые охарактеризованы И. В. Воловик:

1) воспитание способности к предвидению, предвосхищению событий, ориентации человека на сознательный выбор альтернатив, учета вариативности и неопределенности будущего;

2) формирование готовности к «соучастию», принятию решений на всех уровнях и заинтересованности в их реализации [2, с. 33].

В результате благодаря интерпретации охватываются не только общие цели воспитания и развития, но, прежде всего, актуализируются специфические аспекты профессиональной деятельности музыканта, особенности социокультурных норм его жизнедеятельности как специалиста.

Литература:

  1. Анисимов, О. С. Стратегия и стратегическое мышление : (Акмеологическая версия) / Анисимов О. С. ; Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. – М. : Агро-вестник, 1999. – 605 с.

  2. Воловик, И. В. Социокультурные аспекты реформирования российского образования в контексте европейской интеграции : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11, 24.00.01 / И. В. Воловик ; Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. – М., 2007. – 161 с.

  3. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. Кон. – М. : Прогресс, 1990. – 367 с.

  4. Равкин, 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) / 3. И. Равкин // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 87–90.

  5. Разеев, Д. Н. Идеалы образовательных стратегий в герменевтической перспективе // Коммуникация и образование : сборник статей. – СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – С. 33–49.

  6. Роберт, М. Новое стратегическое мышление / М. Роберт. – М. : Поколение, 2006 – 314 с.

Просмотров работы: 1054