РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МОРДОВСКОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНЫХ И ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. В. КОШЕЛЕВОЙ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МОРДОВСКОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНЫХ И ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. В. КОШЕЛЕВОЙ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие интереса младших школьников к мордовскому музыкальному искусству является одной из важных задач современных школ нашей республики. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством этого процесса, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков учащимся. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения, способствует формированию личности ребенка. По мнению Л. С. Выготского: «Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями».

Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир, а духовному человеку открыт доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности. Духовность помогает человеку определить приоритеты и ценности жизни.

Особое значение проблема интереса приобретает в области мордовского музыкального искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил. Задача учителя – развивать этот интерес учащихся и повышать его уровень.

В республике Мордовия в настоящее время утвердилась позиция, согласно которой развитие мордовского музыкального искусства должно служить могучим средством эстетического, нравственного и художественного развития школьников.

Актуальность и значимость мордовской музыки в школе в настоящее время обусловлена рядом причин. Мордовская музыка – народная и профессиональная, это духовный мир человека, отражающий его представления об окружающем мире, обществе, природе, человеческом общении. Богатейшая песенная культура мордовского народа является важнейшим средством формирования голосового аппарата детей, речевой и певческой культуры, исполнительских и творческих навыков, развития музыкального слуха.

В наше время дети слушают музыку разных жанров. Но не может не тревожить то, что дети довольно плохо знакомы с мордовской музыкой, а порой совсем ее не воспринимают. А ведь мордовская музыка – фольклор, по словам Н. В. Кошелевой – это лучшее, что испытано временем, именно в нем сохраняются культурные традиции и духовное наследие мордовского народа. «Мордовский музыкальный фольклор – богатый, для меня он основа творчества, а для его носителей просто жизнь с буднями и праздниками».

Обеспечение благоприятной атмосферы на уроке для формирования и развития музыкальных интересов зависит от личности музыкального педагога. Именно учитель создает условия, которые вдохновляют ученика или разрушают его уверенность в себе, поощряют или подавляют потребности, развивают или игнорируют способности и творческое начало.

Как показывает реальная практика проведения музыкальных занятий с младшими школьниками, нередко преобладает пассивное слушание детьми учителя музыки и формализованное, поверхностное восприятие произведений мордовского музыкального искусства. В связи с этим учебную и творческую деятельность учащихся на занятиях и дома нужно организовать так, чтобы преобладали заранее запланированные учителем творческие действия школьников.

Анализ современных программ по предмету «Музыка» позволяет заключить, что они располагают широкими возможностями в плане включения произведений Н. В. Кошелевой в содержание уроков музыки. По рекомендациям самого композитора для этих целей можно использовать сборник детских песен «Сембодонга мазыняй» («Самая красивая»), который содержит веселые, поучительные, характерные произведения на мокшанском, эрзянском и русском языках.

Для решения проблемы развития интереса у младших школьников к мордовскому музыкальному искусству в ходе освоения творчества Н. В. Кошелевой, необходимо:

– развивать у учащихся способности образно-эмоционального постижения произведений Н. В. Кошелевой, умение вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий, заложенных в произведениях композитора;

– осуществлять целенаправленное педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о мордовском музыкальном искусстве в его духовных связях с жизнью, как необходимой базы для полноценного восприятия произведений Н. В. Кошелевой;

– способствовать осуществлению учащимися художественного осознания мира через их собственную творческую деятельность в ходе освоения творчества Н. В. Кошелевой.

Развитие интереса у младших школьников к творчествуН. В. Кошелевой в условиях деятельности педагога должно строиться с учетом следующих принципов:

– выявление многообразных связей произведений Н. В. Кошелевой с духовной жизнью мордовского народа;

– признание музыкального творчества Н. В. Кошелевой в его различных проявлениях как важнейшего средства развития интереса у младших школьников к мордовскому музыкальному искусству;

– направленность на овладение учащимися различными видами музыкальной деятельности;

Музыкальное образование и воспитание учащихся сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований. В начальной школе закладываются основы музыкального образования, поэтому в настоящее время вырос интерес к проблеме музыкального развития детей в среде педагогов, что обусловлено стремлением найти новые эффективные механизмы взаимодействия с личностью учащегося для достижения эффективных результатов в процессе музыкального образования.

Особое место в учебном процессе занимает развитие интереса младших школьников к мордовскому музыкальному искусству. Знакомя детей с мордовскими народными песнями о природе, с песнями композиторов Мордовии (в частности Н. В. Кошелевой) о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Знакомство учащихся с биографией мордовских композиторов, исполнителей позволяют понять им, что все известные наши земляки неустанно трудились и трудятся на благо нашей республики, стремятся к ее процветанию. Показывая взаимосвязь русского, мордовского музыкального искусства, искусства народов, населяющих республику, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур. Демонстрируя близость мордовской музыкальной культуры культуре народов финно-угорской группы, педагог должен отметить значимость мордовского музыкального искусства в аспекте мировой культуры.

Литература

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Прометей, 2003. – 247 с.

  2. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика,1997. – 129 с.

  3. Галкина, И. А. Композитор Н. Кошелева / И. А. Галкина. – Саранск: Красный Октябрь,1996. – 29 с.

  4. Карпушина, Л. П. К вопросу о цели и задачах музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства в школах Мордовии / Л. П. Карпушина // Язык. Музыка. Культура. – Материалы XXXII Евсевьевских чтений МордГПИ им. М. Е. Евсевьева– Саранск, 1997.– С.35-39.

  5. Кошелева, Н. В. Рождается мелодия во мне / Н. В. Кошелева. – Саранск : Издательский дом «Книга», 2007. – 136 с.

Просмотров работы: 1419