ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неотъемлемой частью социализации личности и общего музыкального образования и воспитания, осуществляемого как на уроках, так и во внеурочное время является приобщение, познание, присвоение школьниками ценностей музыкальной культуры конкретного социума (И. С. Кобозева). В центре культурно-просветительской деятельности учителя стоит прежде всего внимание к человеку, обогащению его духовного мира, культуры, формированию целостного и активного мировоззрения.

Внеурочная работа является важным звеном в системе музыкального образования и воспитания школы, так как она решает задачи формирования основ эстетической культуры личности. Будучи включенной в систему музыкального образования и воспитания, внеурочная работа выступает как относительно самостоятельное ее звено [4, с. 45].

Ю. Алиев отмечает, что во внеурочных занятиях существуют такие стабильные формы, как хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, музыкальные классы, студии, разнообразные клубные объединения учащихся, создаваемые в соответствии с их музыкальными интересами, а также музыкальные театры и т.д. Все эти формы отличает достаточно устойчивый контингент занимающихся в них детей, которые сами или с помощью родителей выбрали длясебя наиболее привлекательный вид музыкальной деятельности [2, с.57].

Важнейшим компонентом просветительской деятельности является процесс передачи знаний широкому кругу людей. Следовательно, коммуникативные знания, умения и навыки - есть неотъемлемый компонент личности, направленной на взаимосвязь с другими субъектами. Коммуникативные знания, умения и способы деятельности являются по своей сути комплексными, т.е. предполагают наличие знаний из различных областей конкретной науки, индивидуально осмысленных человеком-просветителем, как багаж, необходимый для эффективной передачи знаний.

В музыкально-педагогическом процессе коммуникативно-просветительские навыки необходимы и учителю, и учащимся. Именно в этом случае осуществляется полноценный процесс духовного контакта, создается атмосфера совместного художественного поиска. Это, в конечном итоге, способствует осознанию учащимся своей личностной значимости как носителя, хранителя и передатчика музыкально-эстетической информации. По словам Л. Л. Мельниковой, в процессе выступлений они ощущают востребованность своей работы в обществе, возможность влиять на окружающих и приобщать их к музыкальной культуре. Выступление в качестве солиста или участника ансамбля, хора, оркестра, ведущего концерт, даёт возможность каждому ученику внести свой вклад в дело музыкального просветительства и проявить свои способности [7, с.4].

Особенно это важно для учащихся подросткового возраста с их стремлением к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. По мнению психологов, основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, и т.д. [3].

Учеными-исследователями доказано, что в процессе концертно-просветительской деятельности, предусматривающей различные формы, происходит активное формирование профессионально-коммуникативных умений и навыков, в числе которых можно выделить: эстрадную выдержку, контакт с аудиторией, артистизм, владение речевыми навыками, вербальную память [1, 6, 7].

Л. Мельникова выделяет ряд знаний, умений и навыков, особо значимых для осуществления музыкально-просветительской деятельности.Среди основных:

- подбор и дидактическая переработка теоретического материала;

- овладение речевыми навыками;

- решение организационных вопросов, связанных с проведением концерта;

- освещение в прессе событий концертной жизни школы;

- овладение элементами менеджмента и маркетинга в культурно-просветительской деятельности [7, с.12].

В. Крюкова к навыкам музыковедческой работы у старшеклассников относит:

- написание музыковедческих аннотаций, статей в школьной или местной печати, тематических рефератов,

- навыки ораторского искусства,

- исследовательские возможности,

- навыки редакторской практики,

- библиографические ориентиры [5, с.74].

На основании взглядов вышеперечисленных авторов, мы выделили комплекс основных музыкально-просветительских навыков:

- навык подбора и дидактической переработки теоретического материала;

- навык составления сценария и программы концерта;

- навыки ораторского искусства;

- навык контакта с аудиторией;

- навык решения организационных вопросов, связанных с проведением концерта.

Рассматривая различные формы внеклассной работы в качестве площадки для музыкально-просветительской деятельности школьников-подростков важно использовать следующие методы для формирования просветительских навыков: личное наблюдение музыкально-культурных явлений и объектов действительности; восприятие и анализ произведений искусства; разучивание и пение песен; игры; инсценирование и иллюстрирование; творческая музыкальная деятельность (исполнение музыкальных произведений на инструменте, создание рисунков к тем или иным музыкальным произведениям, сочинение и импровизация на заданную музыкальную тему); анализ своих работ.

Таким образом, внеурочная деятельность учителя музыки по формированию навыков просветительской работы у школьников-подростков способствует осознанию учащимся своей личностной значимости как носителя, хранителя и передатчика музыкально-эстетической информации, позволяет на основе непосредственной творчески-практической, созидательной общекультурной деятельности ввести воспитанников в мир музыкальной культуры, помогая стать полноправными ее членами.

Литература

1. Авдеева, А. А. Авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников-подростков на уроках музыки : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. А. Авдеева. – М., 1999.- 20 c.

2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000.- 336 с.

3. Двойнина, Г. Б. Методы обучения музыке в современной школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 29 мая. http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

4. Кобозева, И. С. Организационно-методические основы музыкально-просветительской деятельности учителя (с содержанием национально-регионального компонента): учебное пособие / И. С. Кобозева, И. В. Жданов, С. В. Егорова, М. А. Белкина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2004. – 116 с.

5. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. Крюкова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.

6. Ломакина, Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков : автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. С. Ломакина. – М., 2006. – 22 с.

7. Мельникова, Л. Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02. / Л. Л. Мельникова.- М., 2005. - 21 с.

Просмотров работы: 2068