САМОПОЗНАНИЕ МУЗЫКАНТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

САМОПОЗНАНИЕ МУЗЫКАНТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нарастающие с последней трети XX века тенденции гуманистической педагогики выразились в понимании личности как изначально открытого, проективного (самоактуализирующегося) существа, по природе своей стремящегося к реализации собственного креативного начала позитивного характера [2]. В соответствии с этим, одним из ведущих приоритетов современного образования стало саморазвитие личности индивида, осуществляемое в свободных формах деятельности. Данные психологической и педагогической антропологии, опирающейся на идеи других гуманитарных наук (Б. М. Бим-Бад, В. И. Гинецинский, В. И. Максакова, В. И. Слободчиков и др.), свидетельствуют о представлении обучающегося как полноценной и целостной личности. Как указывает Е. А. Плеханов, развивающий в своих исследованиях теорию феноменологической педагогики, «в свете структуралистского принципа «от логики тождества к логике различия» акцент переносится с универсальных, всеобщих характеристик личности на ее специфические, индивидуально неповторимые особенности, на черты самобытности и уникальности» [6].

В таком контексте ключевыми для учебной деятельности субъекта становятся процессы рефлексии, самопознания и самоопределения; особую ценность при этом приобретают не буквально «отраженные» знания, а личностно преломленные, переведенные на его собственный язык, индивидуальный понятийный аппарат. Тогда, являясь субъектом образовательного процесса, вступающим в равноправное, целенаправленное педагогическое взаимодействие, учащийся выступает совместно с преподавателем сотрудником по культуре, созидателем общественно и личностно значимых ценностей, начинает понимать уникальность своего внутреннего мира как неотъемлемого элемента социокультурной реальности.

В музыкально-образовательном процессе навык постоянного внутреннего самонаблюдения, самосозерцания, в чем-то сходный с медитативными практиками, обладает собственной спецификой формирования в учебно-педагогическом процессе. Воспитание этого навыка позволит будущему музыканту-профессионалу обучению за материально-рациональные рамки, научит широкому художественному видению артефактов музыкального искусства. Указанный навык предполагает наличие таких положительных психических качеств личности, как воля, самостоятельность, сосредоточенность и направленность внимания, творческая свобода. Все они входят в комплекс качеств личности, утверждаемых культурологией образования. Так, Н. Б. Крылова пишет о необходимости «развивать всю сферу сознания как мироощущения и мироотношения в единстве с его самоощущением и самоотношением, что возможно на основе самостоятельного анализа артефактов, текстов культуры, на основе постоянного прислушивания к себе, стремления найти свое отношение и свой интерес» [4, с. 181].

Сказанное выше делает очевидной важность овладения учащимся-музыкантом навыками музыкального созерцания, сочетающимися с навыками наблюдения и самонаблюдения, волевого самоконтроля при слушательском погружении в аудиальную ткань музыкального произведения. В результате этого музыка станет не только объектом познания, но и средством самопознания, что позволит личности выявлять собственное отношение к себе и миру, что и является признаком концептуального мышления. Актуализирующиеся при этом процессы рефлексии, самопознания и самоопределения придают индивидуально неповторимый характер творческому труду музыканта.

Литература:

  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология : Курс лекций / Б. М. Бим-Бад. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 204 с.

  2. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования / О. Ф. Больнов. – СПб. : Лань, 1999. – 222 с.

  3. Гинецинский, В. И. Антропогогика индивидуализации / В. И. Гинецинский. – СПб : С.-Петербург. ун-т, 2005. – 107 с.

  4. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2000. – 272 с.

  5. Максакова, В. И. Педагогическая антропология / В. И. Максакова. – М. : Академия, 2001. – 208 с.

  6. Плеханов, Е. А. Приоритеты и ценности современного образования / Е. А. Плеханов // Открытая русская электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oreLrsLru/nettext/russian/plehanov/prioity.htm. – Загл. с экрана.

  7. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

Просмотров работы: 1041