РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬ-НОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬ-НОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст – период интенсивного становления личности, этап формирования фундаментальных психологических новообразований. Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.Именно в это время закладываются основы музыкальной культуры ребенка. Вопросы развития музыкальной культуры детей исследовались в работах многих исследователей. Д. Б. Кабалевский призывал воспитывать в учащихся культуру как часть их духовной культуры. В его концепции музыкальная культура и музыкальная деятельность образуют процессуальное тождество. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма, итог проявления музыкальной культуры человека. Такой же точки зрения придерживается и Р. А. Тельчарова, которая, анализируя музыкальную культуру личности, ее особенности творческого характера, связь с музыкальной деятельностью определяет музыкальную культуру личности через комплекс таких проявлений как «способности, установки, знания, умения, навыки, творчество» [3, с.9]. Сегодня данная категория трактуется исследователями как степень освоения музыкальной культуры общества во всем ее разнообразии [1, с. 5].

Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Систематическое использование на занятиях разновидностей народного творчествапозволит развивать у детей музыкальную культуру и музыкально-творческие способности через такие виды деятельности, как:

- знакомство и исполнение произведений фольклора, способного привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней;

- интонирование простейших попевок и музицирование простых произведений, что даст возможность подготовить детей к исполнению более сложных мелодий и произведений песенного репертуара;

- участие детей в театрализованных представлениях и праздниках, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества - именно здесь дети смогут применить свои умения и навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения и музицирования на музыкальных инструментах, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Развитие музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в результате музыкального воспитания и обучения, и осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Они воздействуют на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности [2, с. 111].

Соответсвующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения. Влияние семьи на формирование музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой. Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия. Ведь воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активней и разнообразней, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития, и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования и развития музыкальной культуры.

В научной литературе даны теоретические основы процесса развития музыкальной культуры, выделены ее специфические признаки: А. Сохор утверждает, что музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования; М. Г. Рыцарева считает, что музыкальная культура − это тонкий организм, в ней все взаимосвязано. Если расстраивается одно из ее звеньев, — «болеет» вся культура.

Таким образом, развитие музыкальной культуры – это сложный процесс, осуществляющийся на основе взаимодействия социальных и природных факторов развития личности ребенка. Образование рассматривается как мощный фактор культуры, который должен способствовать самореализации личности, ее потенциальных возможностей и способностей. Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре.

Литература

1. Анцыпирович В. М. Музычная скарбонка: дапаможник для педагогаў устаноў, якия забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыи. - Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2007. – 94 с.

2. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

3. Усова А. П. Обучение в детском саду /А.П.Усова / Под ред. А. В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1981. 176 с.

Просмотров работы: 1348