МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из приоритетных целей музыкального образования является развитие в ребенке творческого начала. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в раннем детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.

Музыкально-творческое развитие в дошкольном возрасте имеет базисное значение в формировании музыкальной культуры ребенка, в развития творческих качеств его личности, таких как стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы. На данное важное обстоятельство указывал в свое время Л. С. Выготский, который писал, что «главное в детском творчестве заключается не в его продукте, а в самом процессе, развивающем ряд ценных качеств личности» [1].

Психологическая наука рассматривает самоценность каждого возрастного периода, а относительно индивидуального развития детей периода дошкольного детства требует создания таких условий, чтобы ребенок полноценно проживал свое детство. Именно от условий зависят индивидуальные музыкальные особенности дошкольника, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе музыкально-творческого развития. Необходимо, подчеркивал Л. С. Выготский: «уже в раннем детстве создать каждому ребенку такую художественную среду, в которой он бы жил и развивался, постигая окружающий мир одинаково естественно и через слово воспитателя и других взрослых, и через разнообразие художественных средств познания мира. Иными словами: важно создать каждому ребенку как можно раньше определенное художественное бытие» [2 с. 41].

Для создания такой художественной среды существует разветвленная система дополнительного музыкального образования, в число которой входят ДМШ, ДШИ и другие формы.

Детское музыкальное творчество является показателем музыкальности детей. Поэтому для музыкально-творческого развития дошкольников в условиях ДМШ и ДШИ важны творческие формы воспитания, в процессе которых дети практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, динамику, гармонию. Мы полагаем, что к задачам занятий дошкольников в ДМШ и ДШИ, с точки зрения творческого развития детей, необходимо отнести во-первых, задачи формирования самостоятельной музыкально-созидательной деятельности на основе эстетического переживания и сотворческого восприятия искусства музыки; и, во-вторых, задачи формирования основ музыкальных знаний, необходимых для собственного творческого музыкально - деятельностного опыта. Например, в процессе импровизации и сочинения музыки у ребенка развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который он выражает свое отношение к музыкальной действительности.

Музыкально-творческая деятельность в ДМШ и ДШИ протекает в форме учебной деятельности тогда, когда дошкольники воспроизводят сами процесс рождения музыки на музыкальном инструменте фортепиано, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание музыкального произведения, творческий замысел композитора. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно, по мере приобретения музыкально - деятельностного опыта, дети начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинают различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют характер произведений и динамику, узнают знакомые песни и пьесы.

Процесс музыкально-творческого развития дошкольников в ДМШ и ДШИ должен осуществляться, с нашей точки зрения, в трех направлениях – интеллектуальном, эмоциональном и исполнительском. В первые годы обучения дошкольников игре на фортепиано создается своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству, имеющему большое воспитательное значение, закладываются основы для будущего общемузыкального и профессионального развития детей; приобретаются навыки постоянного слухового контроля; контроля свободы движения корпуса и рук; навыки грамотного прочтения текста, умения подобрать простейший аккомпанемент; транспонирования несложных позиционных пьес во все тональности; приобретаются знания наиболее употребительных музыкальных терминов.

В центр же фортепианной подготовки дошкольников необходимо ставить развитие «музыкального ума» (Н. Г. Рубинштейн), поскольку на основе решения этой задачи идет и эмоциональное постижение образного мира изучаемых произведений, и овладение комплексом пианистических умений и навыков, необходимых для его исполнительского воплощения.

В заключение скажем, что игра на музыкальном инструменте фортепиано,как подчеркивает Г. М. Цыпин, щедро обогащает учащихся личным, собственноручно добытым опытом. При этом непосредственное соприкосновение с музыкальным материалом помогает увязывать отвлеченно-абстрактное с музыкально-конкретным, систему представлений и понятий с реальными звуковыми образами и тем самым подводит необходимую базу для различных музыкально-мыслительных операций, способствует их успешному протеканию [3].

Литература

1. Выготский, Л. С. Психология искусства.[Текст]. − М., 1986. – 573 с.

2. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.[Текст]. − М., 1986. . – 536 с.

3. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: МГПИ, 1975. – 107 с.

Просмотров работы: 1597