Основным показателем эффективности учебного процесса является качество знаний и умений студентов, для достижения которого необходим их регулярный контроль. Традиционно в курсе музыкальной психологии контроль осуществляется в форме устного опроса, защиты контрольных работ и рефератов. Естественно, в течение всего срока изучения дисциплины учитываются текущая успеваемость, посещаемость, грамотное и добросовестное выполнение письменных заданий, которые так или иначе влияют на экзаменационную оценку. Но наиболее рациональное и полное использование учебного времени достигается применением такого метода контроля, как компьютерное тестирование. Связано это с тем, что современное педагогическое образование направлено на освоение студентами-бакалаврами не только специальных профессиональных компетенций, но и инновационных направлений организации процесса обучения, в частности, информационно-коммуникационных, которые «наряду с педагогической и музыкальной сферой будущего педагога-музыканта становятся важнейшей составляющей его универсальной профессиональной компетентности» [1, с. 64].
Как известно, тест – это средство (инструмент) контроля, состоящее из серии заданий, предполагающее непременное наличие инструментария для регистрации правильности или ошибочности его выполнения и шкалы оценивания. Программными оболочками для создания тестовых заданий могут служить, например, электронная оболочка по стандарту SCORM или QTI Test Designer. Так, в структуру программы SCORM входит несколько разделов: SCORM вопросы, вопросы «верно–неверно», вопросы с выбором правильного ответа, вопросы со вставкой пропущенного слова, вопросы, предполагающие множественный выбор и др. [2]:
Данная программа может использоваться не только в промежуточном или итоговом тестировании, но и в режиме тренажера при подготовке студентов:
Тестовые задания, которые были разработаны нами для дисциплины музыкальная психология, состоят из 100 вопросов закрытого типа. Они охватывают учебный материал четырех модулей курса: 1 модуль «Введение в музыкальную психологию и психологию музыкального образования», 2 модуль «Основы психологии музыкального сознания», 3 модуль «Музыкально-познавательные процессы психики личности», 4 модуль «Музыкально-педагогическая психология». Задания предполагали один правильный ответ, который необходимо выбрать из 3–4 предлагаемых вариантов.
Приведем примеры тестовых заданий по 1 модулю курса:
1. Традиция сравнения общественной жизни как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом зародилась в эпоху античности, а именно в философском учении:
а) Пифагора
б) Платона
в) Аристотеля
г) Демокрита
2. Одним из важных понятий этики Пифагора было учение, в котором описывалась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Это учение носило название
а) эвритмии
б) катарсиса
в) мимесиса
3. За снятие личностного напряжения через погружение слушателей в мир художественного произведения отвечает:
а) катарсическая функция искусства
б) компенсаторная функция искусства
в) коммуникативная функция искусства
г) эстетическая функция искусства
Оценка знаний тестируемых проводится в соответствии со шкалой, по которой проходными считаются 60 баллов.
Вместе с тем, следует заметить, что вопросы закрытого типа обычно предполагают проверку конкретных знаний студентов-бакалавров, но не дают представлений об умении студентами применять полученные знания на практике. В связи с этим, нами были разработаны и тестовые задания открытого типа. Приведем примеры таких заданий по модулю 3 «Музыкально-познавательные процессы психики личности».
1. Закончите предложение:
Б. М. Теплов утверждал, что основу музыкальности, как специфического синтеза музыкальных способностей и показателя музыкально одаренной личности, составляет…
2. Ответьте, какие процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности; проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение; предвидеть результаты своих действий и управлять ими?
3. Традиционно музыкальное восприятие трактуется как процесс станов¬ления в человеческом сознании субъек¬тивного образа прослушиваемой музыки. А что еще включает в себя определение музыкального восприятия?
4. Дополните предложение:
Мышление представляет собой отражение в сознании человека …
Таким образом, компьютерный тестовый контроль позволяет проверить понимание, достигнутое при объяснении материала, выяснить ошибки и пробелы в знаниях обучающихся, обеспечивает качественную оценку учебных достижений в накоплении знаний студентами и своевременную их коррекцию, способствует осуществлению обратной связи между преподавателем и тестируемым.
Литература
1. Величко, Ю. В. Использование аудиовизуальных технологий в музыкально-исторической подготовке студента современного вуза / Ю. В. Величко // Развитие инновационного потенциала высшего музыкально-педагогического образования в системе непрерывного образования : монография / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. И. С. Кобозевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 62–77.
2. Бушкова, О. С. Инструментальная среда для создания электронных учебных ресурсов с поддержкой стандарта SCORM / О. С. Бушкова, Я. М. Русланова, М. И. Чердынцева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 12. – С. 123–129.